Анархизм в России


Возникновение

Среди молодёжи, а также различного рода музыкантов давно укрепилось понятие анархизма — как единственно верной идеологии и вектора развития. Можно предположить, что лишь 10% из них, хотя бы отчасти понимают его суть. Кто-то считает анархизм чистейшим воплощением хаоса, что ошибочно, а кому-то видится крайняя схожесть течений анархии и нигилизма, что верно. Верно во многом из-за свободолюбия и стремлению к независимости от обеих идей.

Несмотря на невиданную популярность в 20-е и 90-ые годы прошлого столетия, ни то ни другое время отнюдь нельзя считать датой зарождения идеологии. Ещё в 1793 году был опубликован важнейший труд Уильяма Годвина — «Исследование политической справедливости и её влияния на общественную нравственность».

Внутри, как не странно, воспевается социализм, однако при полном отрицании правительства. Этакая утопия, в разы приближенная к народу.

Затем, последует главный популяризатор данной мысли своего времени — Пьер-Жозеф Прудон. В частности он окажет громадное влияние на Льва Толстого, Петра Кропоткина, Михаила Бакунина и Карла Маркса. Чьи мысли впоследствии крайне изменят Россию.

“Анархия как порядок”, “Собственность есть кража” — две наиболее выдающиеся фразы, сказанные Прудоном.

Формы анархизма

Касаемо, форм анархизма, всё становится куда сложнее. Взгляды на жизнь каждого отдельного вида могут разительно отличатся. Так к примеру, направление “зелёного” анархизма защищает природу, а анархо-коммунизм мировую революцию.

Существуют ешё анархо-синдикализм и анархо-капитализм, постклассический анархизм и анархизм без прилагательных. Форм тут миллион. Рассказать о каждой из них получится, разве что в 900-страничной монографии.

Четыре поколения русского анархизма

1) Первыми русским идеологам становится — Бакунин. Тот был классический представитель революционной молодёжи 30-ых годов 19-го века. Родился в обеспеченной семье, обучался в престижном училище и вполне мог стать добротным представителем знати.

Ему этого было мало, посему проживая в Москве Бакунин активно изучает немецкую философию, а вместе с тем, регулярно общается с видными творческими и политическими деятелями (Белинский, Герцен, Катков).
Позже он уезжает из страны.

Поселившись в Цюрихе, Михаил создаёт ряд радикальный и бунтарских проектов. Среди них: 2 восстания, в 2-х европейских странах. Прага и Дрезден. За это его решат казнить, однако в последний момент его высылают в Петербург, где тот проводит 7 лет в заключении. Затем Бакунину меняют наказание взамен на пожизненную ссылку в Сибирь, откуда он впоследствии сбегает. Оказавшись в Лондоне вместе со старым соратниками продолжает деятельность. Принимает участие в польском восстании и переводит труды Карла Маркса.

2) Далее следует Пётр Кропоткин — наверное, один самых выдающихся учёных на стыке веков. Огромнейший вклад в биологию, геологию, географию и историю. Ряд научных работ, предсказание существования Земли Франца-Иосифа, а ещё уйма суждений на тему философии.
Как анархист, он придерживался мнения о том что, во главу всего необходимо ставить взаимопомощь и солидарность. Внимание уделяется исключительно личности каждого человека, давая любому абсолютную свободу в выражении чувств и эмоций. Некий социализм без рамок для творчества.

Судьба Петра очень схожа с жизнью других анархистов, того времени: рождение в обеспеченной семье, обучение, эмиграция, создание великих трудов, смерть.

Из важных биографических фактов можно отметить встречу с Махно. Нестор считал Петра Алексеевича учителем.

3) И как самый верный ученик, Нестор Махно продолжил воплощать идею учителя. Правда, иными, более радикальными способами.

До встречи, в 16 лет был анархо-коммунистом и состоял в крестьянской группе. Назвать раннего Нестора Махно жёстким — ничего не сказать. Он вместе с соратниками отнимал имущество, покушался на жизни чиновников и убивал. За это его приговаривают к смертной казни, заменённой на каторгу. В Московской Бутырке, тот знакомится с Петром Аршиным. Это станет роковым моментом в его жизни.

Аршиным будет учить молодого Нестора своим идеалам.После всем известной революции 1917 года, его как и других политзаключённых отпустят.

Далее Махно начнёт бороться с деятельностью Корнилова, мечтающего уничтожить революцию. Посетит несколько значительных для русского бунтарства городов: Саратов, Тамбов и Ростов-на-Дону. А также познакомится со многими видными коммунистами, в том числе и с Лениным.

Через какое-то время отношения между махновцами и красными обостряются. Махно создаёт “Крестьянскую республику”, по-началу встречающуюся с большевиками неплохо. Спустя время соратники Махно убивают командира-коммуниста, а те в свою очередь объявляют незаконной.

Затем они опять объединяются, на сей раз, против Врангеля. После победы в Крыму, Красная армия желает отправить анархистов с Махно на Кавказ — тот отказывается и вынуждено вместе с 250 товарищами бежит. В Румынии его задерживают и несколько месяцев держат в ужасных условиях. Коммунисты просят его отдать, но румыны отказывают, а позже и вовсе отпускают Махно. Он бежит в Европу, где живёт только на деньги от американских анархистов.

Работая в Париже он постоянно участвует в разного рода акциях анархистов и публикует очерки в местной газете. В возрасте 45 лет умирает в парижской больнице от туберкулёза.

4) В 1921-ом году расстреливают 10 известных анархистов-заключённых и этим на долгие годы приостанавливается история анархизма в России. Уже в перестройку движение анархистов возобновляется.

Создаются издания (“Воля”, “Здравый смысл”) и не долгосрочные партии. Из политической идеи анархизма вырастает в субкультуру. Огромное влияние играет Егор Летов, который говоря поэтическим языком призывает людей в политике к новому коммунизму, а в чувствах и свободе мнений к анархизму.

Сейчас анархистов относят к музыке панков и городских окраин. И отчасти так оно и есть.

Из международной, исторической идеологии мы пришли к молодёжному движению. В конце хочется закончить цитатой Виктора Гюго: “Короли уходят, а народы остаются”.

Всегда ставьте под сомнение любую идею, предлагаемую вам и тщательно обдумывайте каждый поступок. Такая вот история.



: 1 комментарий
  1. Шатов

    В последние годы в мире наметилась тенденция к усилению роли государства в жизни общества и отдельных людей. Такое положение вещей неизменно приведёт к актуализации идей анархизма не только в России, но и в других странах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.