Реформы Александра II


Реформы Александра II в российской историографии называют Великими, поскольку они решили комплекс острых социально-экономических проблем. Преобразования были начаты императором в 1861 году и продолжались до 1874 года.

Реформы проводились в судебной, образовательной, финансовой, военной сфере, а также затронули земства, цензуру, городское самоуправление и крепостную систему. Часть преобразований так и не были закончены, другие Александр III свернул или ограничил.

Предпосылки реформ

В середине XIX века Российская империя была государством с отсталой экономикой, феодальным строем, крепостными отношениями в обществе. Это тормозило политическое и экономическое развитие страны, обостряло социальные отношения.

Россия не могла внедрять передовые технологии того времени, использовать в промышленности технику, поскольку в сельском хозяйстве и на производстве использовался ручной труд. Кроме того, крестьяне платили огромные налоги, что приводило их к разорению. Они стали устраивать забастовки и голодовки, поэтому помещики теряли прибыль, а в государственную казну шло меньше отчислений.

Из-за крепостной системы не развивалась промышленность, куда требовались работники, способные работать на станках.

Причины проведения реформ

Бунты и протестные движения достигли пика в 1859 – 1861 гг., когда с Крымского фронта стали возвращаться солдаты. Проигрыш в войне подорвало доверие населения к императору и его правительству, которое многократно показало свою неспособность решать военные и экономические проблемы.

Историки спорят о том, почему Россия проиграла в Крымской войне. Многие ученые считают, что в стране был плохой уровень коммуникаций, существовали серьезные разногласия в армии, наблюдалось военно-техническое отставание российской армии от вооруженных сил других государств.

В российском обществе жила вера в то, что государство является непобедимым. Такая иллюзия появилась после того, как Россия выиграла у армии Наполеона. Поэтому в Крымской войне командование не смогло правильно оценить силы противника, которые превосходили российские в техническом плане.

Еще одной причиной было отсутствие у жителей России влиять на работу властных институций. Там заседали чиновники, не желающие ничего менять в положении крестьян и солдат.

Прогрессивное окружение Александра II понимало, что необходимо отменить крепостное право. Другого пути выйти на капиталистический способ развития не было. Поэтому император, который пришел к власти в 1855 году, в выступлении перед дворянами заявил, что необходимо отменять крепостничество. В противном случае, как предупреждал царь, могла случиться революция.

Таблица «Реформы Александра II»

Реформа

Цели реформы

Суть преобразований

Результат реформы

Земельная

( 1861-1907 гг.)

  1. Повышение производительности сельского хозяйства.

  2. Формирование прослойки квалифицированных рабочих.

  3. Предотвращение крестьянских бунтов.

  4. Повышение престижа страны в глазах мирового сообщества.

В феврале 1861 года подписан Манифест об отмене в стране крепостного права:

  • Крестьян объявили лично свободными.
  • Крестьян приписывали к общине, выход из которой был возможен только при согласии большинства мирян.
  • Крестьянин получал земельный надел за выкуп.
  1. Манифест вызвал недовольство, как помещиков, так и крестьян. По стране прокатились восстания.

  2. Развитие сельского хозяйства еще больше затормозилось, т.к. крестьян лишили части земельных наделов, а за полученную землю взимали большие выкупные платежи.

  3. Реформа положила начало дальнейшим преобразованиям, дала толчок индустриальному развитию страны.

Реформа местного самоуправления.

С 1864 года.

Формирование органов местного самоуправления для решения хозяйственных проблем:

  • Организация медицинского обслуживания.
  • Строительство дорог.
  • Постройка ночлежек и т.п.
  1. В январе 1864 года принят Указ об учреждении Земств в качестве всесословного органа местного самоуправления.
  2. В июне 1870 года издано Положение о формировании городских Дум.
  • Земства постепенно становились центрами либеральной оппозиции центральной власти.

  • Улучшалось качество жизни в провинции за счет появления земских специалистов (фельдшеров, врачей, агрономов, учителей).

  • Снижался уровень безработицы и бездомности.

Военная.

С 1861 года до конца 70х годов.

  1. Сокращение военных расходов.

  2. Повышение боеспособности армии.

С 1862 по 1869 годы было реорганизовано Центральное военное управление и сформированы военные округа.

В 1863 году отменены тяжелые телесные наказания (шпицрутены и т.п.).

С 1864 года началось постепенное сокращение численности армии почти на 1/3.

С 1868 года нуждающимся офицерам стали платить специальное пособие.

В 1863 – 1866 годах сформировали систему военных гимназий и юнкерских училищ для подготовки офицеров.

С конца 60х годов армию переобмундировали и перевооружили

В 1874 году упразднен рекрутский набор. Взамен введена всеобщая воинская повинность.

  1. Совершенствование военно-судебной системы.

  2. Повышение уровня офицерского состава.

  3. Рост боевого потенциала армии.

  4. Улучшение качества жизни простых солдат.

  5. В стране увеличивалась протяженность железных дорог, необходимых для переброски войск. Эти пути сообщения в мирное время способствовали росту уровня промышленности.

Образования (1858 – 1870 гг.).

  1. Повышение общего уровня грамотности населения.

  2. Увеличение количества квалифицированных кадров.

  3. Формирование новой образованной элиты.

С 1859 года стали открываться воскресные школы, в которых обучали грамоте детей и взрослых.

В 1863 году принят Устав, который возродил принцип автономии вышей школы в стране; расширил материальную базу Университетов; ввел новые предметы увеличил количество штатных кафедр.

С 1864 года объявлено о доступности обучения для всех сословий.

Начальные школы переданы в ведение Министерства просвещения.

С 1858 года открываются первые женские гимназии и училища, а с 1869 года – высшие женские курсы.

  • Повышение качества научной и преподавательской работы.

  • Ослабление опеки чиновников над высшей школой.

  • Увеличение преподавательского состава

  • Создание единых образовательных стандартов.

Судебная

(1864 – 1878 гг.).

  1. Достижение равенства перед законом.

  2. Повышение качества судебных процессов.

  3. Сокращение сроков принятия судебных решений.

В ноябре 1864 года приняты судебные Уставы, закрепившие новые принципы права:

  • Гласность судебных процессов.
  • Несменяемость судей.
  • Принцип состязательности.
  • Независимость судебных решений от властей.

Были введены две системы судебных органов:

  1. Выборные (мировые судьи и съезды мировых судей). Занимались рассмотрением гражданских дел, в которых стоимость исковых требований не превышала 500 руб. А также мелких уголовно наказуемых деяний.

  2. Назначенные (окружные суды, судебные палаты). Занимались основной массой уголовных дел и политических процессов, гражданскими делами с крупной суммой иска.

В уголовных процессах важную роль отвели присяжным заседателям и адвокатам.

С 1871 года политические дела передали в ведение Сената.

  • Постепенное становление России в качестве правового государства.

  • Расширение института адвокатуры и как следствие повышение шансов на защиту интересов всех слоев общества в суде.

Финансовая. С 1860 года.

  • Уменьшение случаев бесконтрольного расходования государственных средств.

  • Концентрация власти в руках единого органа – Министерства финансов.

С 1862 года Государственный бюджет становится публичным документом. Министр финансов получил право распоряжаться всеми финансами государства. Но должен был отчитываться в своей деятельности перед Государственным советом.

В 1860 году создан Единый государственный банк.

  • Повысилась кредитоспособность страны на международном рынке.

  • Сократилось количество хищений и нецелевого расходования государственных средств.

Великие реформы Александра II

Благодаря реформам периода правления Александра II Россия шагнула вперед в экономическом, политическом развитии.

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 года был опубликован Манифест об отмене крепостного права в Российской империи. Подготовка к реформе продолжалась несколько лет, поскольку представители знати выступали против ее внедрения. Тем не менее, император подписал документ, который предусматривал:

  • Крестьяне были освобождены от крепостной зависимости.

  • Получили участок земли небольшого размера под бесплатное использование. На нем можно было строить дом и работать.

  • Если жители сел хотели приобрести надел для земледелия, то могли заплатить за него самостоятельно. Сумма была небольшая, зато в казну стабильно стали поступать деньги.

  • Крестьяне пользовались гражданскими правами, например, проводить операции по купли и продажам, открывать промышленные предприятия, заниматься торговлей, переходить в другое сословие.

  • В Манифесте указывалось, что крестьян необходимо освободить от юридической и административной ответственности со стороны бывших помещиков.

После крестьянской реформы были запущены преобразования в образовании – среднем и высшем, армии, местном самоуправлении, печати, судах, финансовой системе.

Финансовая реформа

Следом за отменой крепостного права Александр II решил заняться государственными финансами. Внедрялась она постепенно – с 1860 по 1864 гг.:

  • Создан государственный банк.
  • Учреждены земский и коммерческий банки.
  • Деятельность банковской системы ориентировалась на поддержку промышленного сектора.
  • Появились независимые от местных органов власти контрольные институции.

Самоуправление, земства и суды

В 1864 году царь провел еще три преобразования. Первое касалось работы земств, куда планировалось привлечь население. Александр II хотел, чтобы жители страны участвовали в обсуждении повседневных вопросов. Реформа предусматривалось формирование выборных органов земского и местного самоуправления.

В рамках судебной реформы ввели суд присяжных и принцип гласности судебных заседаний, сделали суд свободным от влияния местной администрации, отменили телесные наказания. Кроме того, разрешалось привлекать к суду любого человека, независимо от его положения в социуме.

Образовательная реформа касалась среднего и высшего образования:

В июне 1864 года царь утвердил «Положение о народных училищах», которое отменило монополию церкви и государства на образование.

Начальные школы, где срок обучения не превышал трех лет, получили право открывать общественные институции и частные лица. Такие школы делились на воскресные, земские, частные, государственные и церковно-приходские.

В ноябре того же года был принят «Устав гимназий и прогимназий», согласно которому гимназии разделили на классические (для желающих потом поступать к высшие учебные заведения) и реальные (в заведения технического профиля).

Срок обучения в гимназиях сначала был семь лет, после 1871 года – увеличили до 8 лет. Поступать мог любой житель России, но обучение было доступным только дворянам из-за высокой платы. В 1862 году были созданы первые гимназии для женщин, благодаря чему они смогли получать среднее образование.

В июне 1863 года приняли Университетский устав, предоставивший высшим учебным заведениям автономию. В университетах появился совет профессоров, уполномоченный выбирать декана и ректора.

По всей стране были открыты женские курсы, которые открывали дорогу женщинам доступ к высшему образованию. Только посещать университеты они могли в качестве вольнослушательниц.

Усиление цензуры

Под особый контроль император взял печатную деятельность в государстве (реформа цензуры, 1865 год). Это было нужно для того, чтобы остановить развитие революционного движения, представители которого использовали печать для продвижения своих идей.

Городская реформа

Была начата в 1870 году и была направлена на улучшение качества системы здравоохранения, работы рынков, благоустройство городов. Изменения не распространялись на Польшу, Финляндию и Среднюю Азию.

Военная реформа

В 1874 году сократился срок службы в армии и на флоте, личный состав был отправлен на обучение. Власть ввела всесословную воинскую повинность, армия прошла процесс модернизации и перевооружения.

Основные последствия

В первую очередь, реформы создали условия для перехода экономики на капиталистическую модель развития. В Российской империи значительно снизился уровень государственного регулирования, появился свободный рынок рабочей силы. Но промышленность полностью не была готова к капитализму. Проведенных преобразований было недостаточно, чтобы моментально сломать феодальные отношения и крепостническую систему управления хозяйством.

Судебная, образовательная, земская реформы заложили основы гражданского общества и расширили перечень прав, которыми могло пользоваться население. В частности, в гимназии и университеты доступ открылся женщинам.

Изменения способствовали активизации и усилению оппозиции, что оживило политическую и общественную жизнь в стране. Граждане стали принимать участие в принятии и обсуждении решений правительства.

Кроме положительных последствий, реформы содержали ряд просчетов.

  • Во-первых, крестьяне перестали быть зависимыми от помещика, получили свободу, но обязаны были отработать барщину или заплатить бывшему хозяину за нее.

  • Во-вторых, условия покупки земли можно назвать грабительскими. Крестьяне брали кредит в банке, чтобы приобрести надел, автоматически попадая в новую долговую зависимость. В-третьих, на заседаниях земств ходили, в основном, дворяне. Низшие слои туда или не допускались, или же их интересы там не учитывались.

  • В-четвертых, суды затягивали рассмотрение дел, что привело к расцвету коррупции. В-пятых, низшие слои население получали только начальное образование. Поступать в гимназии, а потом в университеты они не могли из-за отсутствия денег.

Значение Великих преобразований Александра II

Император провел комплекс необходимых мероприятий, которые оздоровили экономику, способствовали созданию условий для развития капитализма. Реформы носили либеральный характер, что благоприятно сказалось на высшем образовании, науки, культуры. При Александре II стали появляться революционные организации, которые боролись против самодержавия.


Список использованной литературы и дополнительные материалы по теме:

  1. История России 1861—1917 гг. : учебник для академического бакалавриата / В.А. Федоров. – М. : Издательство Юрайт, 2016. — 376 с. : [16] с., карты. — Серия : Бакалавр. Академический курс. – С. 12-63.
  2. Рудник С.Н. Великие реформы в России 1860 – 1870 годов: Эпоха и люди. Монография – СПб., изд. РГГМУ, 2013. – 173 с.
3/5 - (2 голоса)


: 11 комментариев
  1. Олеся

    Александр II был из числа тех монархов, которые готовы идти на личные жертвы ради благополучия народа. Несмотря на то, что сейчас отмена крепостного права оценивается исключительно положительно, 150 лет назад данная мера считалась спорной. Ради собственных взглядов Александру пришлось погибнуть, но именно из-за его внутриполитических действий, современная Россия имеет именно такой облик.

  2. bufovulgaris92

    Да уж, одно дело — отменить крепостное право на бумаге и поверхностно, и другое — отменить его в головах и по факту… И эта извечная гонка с Европой — она везде упоминается, и, мне кажется, если бы её не было, развитие государства могло бы пойти в совсем другом направлении, и не факт, что это было бы хуже.

  3. Маришка)))

    Огромное СПАСИБО, вся информация дана очень точно и ясно. Очень помогло 😉

  4. Sandra

    Реформаторская деятельность императора Александра II поистине заслуживает уважения. Она коснулась практически всех сфер жизни общества. Военная реформа позволила уменьшить численность армии, и, следовательно, расходы на нее. Но в тоже время, создала огромный резерв обученных военных людей, вышедших после службы в отставку. Отрыв солдат от мирной жизни не был теперь таким длительным, что позволило им проще и быстрее адаптироваться заново после шести лет в армии.
    Основные же принципы работы судебной системы сохранились и действуют и в наши дни: открытость судебного заседания, право на защиту, протоколирование и суд присяжных.

  5. Rjvbccfh

    На момент отмены крепостного права решалась проблема снижения революционного накала. Компромисс между помещиком и крестьянином, власти был гораздо важнее гражданского общества. По сути, большим вопросом является то, кого больше боялась высшая власть: крестьянского бунта, или дворянского недовольства.

  6. Politruk

    Крестьянская реформа, при всем ее позитивном заряде не принесла никому желаемых результатов, не получилось чтобы и «волки были сыты и овцы целы». Пожалуй, именно она стала основной предпосылкой революционного взрыва начала XX века в России.

  7. Татьяна Федоровна

    То новое и весьма прогрессивное в судебной сфере, что было введено императором Александром II, сохранилось и поныне. Значит, человек смотрел не просто вперед, а сквозь время.

  8. Сибирь

    Странно, народу не угодишь — столько Александр 2 сделал для России, как на внутреннем, так и на внешнем уровне, самое главное, дал СВОБОДУ всем крепостным — а на него совершено столько покушений. Кажется, он на первом месте среди российских императоров по количеству попыток его убийств. К сожалению, одна из них увенчалась успехом((

  9. Иван

    Военная реформа была проведена после поражения в Крымской войне, которая показала насколько русская армия отстала от европейских. Армия была перевооружена, учреждена система военных округов в целях совершенствования военного управления. Особое внимание уделялось военному офицерскому образованию: были созданы юнкерские училища и военные училища.

  10. Виктор

    Никакие реформы не способны ничего изменить если они будут отвечать не интересам Души народной, а чиновничьей бюрократии. Крепостная реформа дала крепостным волю фактически без земли и крепостные стали счастливыми вольными батраками тех же помещиков, что сподвигло народ на восстания, которые безжалостно карались без суда и следствия по всей стране «бюрократией» с согласия царя. Той самой «бюрократией», только называемой уже коммунистической, которая спустя ровно сто лет в 1962 году в Новочеркасске расстреливала таких же голодных и обездоленных, но только теперь рабочих, для которых она строила какой-то коммунизм и опять с согласия другого царя, но называемого уже Первым секретарём ЦК КПСС и Председателем Совета министров СССР одновременно.
    Сколько можно верить в одну и ту же сказку и каждые сто лет наступать на одни и те же грабли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *