Губернская реформа 1775 года Екатерины II


«Учреждения для управления губернией Всероссийской империи» были утверждены императрицей Екатериной II в 1775 году. В соответствии с данным документом была проведена масштабная губернская реформа.

Подобная реформа назревала в России давно, но основным толчком к ее началу стало восстание Пугачева. Вскрылись основные недостатки местного управления. При наличии большой власти чиновники на местах были неповоротливы, а решения принимали медленно и оглядкой на столицу.

Губернская реформа была направлена на изменение существующих порядков. Также полностью изжила себя система территориального деления, принятая Петром I. Число губерний увеличилось, соответственно нужно было максимально оптимизировать их управление и исключить промежуточное звено между уездами и губернским центром.

В своей реформе Екатерина II опиралась на дворянство, что было логично. Дворяне владели огромными территориями, и им было выгодно поддерживать на них порядок. Тем более, что реформа никоим образом не ущемляла российскую аристократию в правах.

Территориальное деление

До реформы 1775 года было принято троичное административно-территориальное деление: губерния делилась на провинции, каждая провинция на уезды. Всего в Российской империи было: 23 губернии, 66 провинций, 180 уездов. Было принято решение увеличь число губерний и разукрупнить их. После реформы деление стало двоичным: губерния – уезды. В губерниях было от 300 до 400 тысяч ревизских душ (лиц мужского пола из крестьян и мещан или податные сословия), в уездах от 20 до 30.

Таким образом, в России было сформировано 50 губерний. Примечательно, что при разделении на губернии не учитывались ни географические, ни экономические, ни национальные факторы. Главное – численность населения.

Местная власть

Крупные территориальные образования, состоящие из 2-3 губерний, а также столичные губернии назывались наместничества. Управлял таким регионом генерал-губернатор или наместник. Во главе губернии стоял губернатор, с практически неограниченными полномочиями. Уездами руководили капитаны-исправники. Губернаторы подчинялись генерал-губернатору, который при возникновении чрезвычайных обстоятельств мог взять на себя роль главнокомандующего. Именно они докладывали о состоянии дел непосредственно императору. В ходе реформирования значительно упрочилась власть губернаторов и местного управленческого аппарата.

Судебная власть

Губернская реформа Екатерины II ввела принцип «суда равных», когда обвиняемый был подсуден представителям своего сословия. Дела дворян рассматривали губернские верхний земский и уездный суды, дела горожан – магистраты, губернский и городской, дела невладельческих (лично свободных) крестьян – верхняя расправа (губернская) и нижняя расправа (уездная). Крепостные крестьяне, как и раньше, остались под юрисдикцией своих владельцев.

Кроме этого для рассмотрения ряда гражданских тяжб, сложных уголовных дел, а также как исполнитель роли третейской и примирительной инстанции был создан совестный суд, в состав которого входили представители крестьян, горожан и дворян.

Верхний земский суд на губернию был один, председателя и вице-председателя назначал лично российский император, кандидатуры представлял Сенат, заседателей избирали из местного дворянства сроком на 3 года. Верхний суд рассматривал апелляции из уездных судов, а также осуществлял над ними ревизионный контроль. По сути, верхний земский суд стал играть роль надворного.

На должности стряпчих и прокуроров при судах назначал Сенат. Контролировал судебную деятельность генерал-прокурор. Надо всеми судами, как и раньше, стоял Сенат.

В смысле разделения судебной и исполнительной власти губернская реформа сыграла огромную роль. При этом сохранились основные принципы судебной системы той эпохи: формирование высших судов, общность обвинения и непосредственно судов, тайное судопроизводство. 30% судейских были избраны из местных дворян, остальные назначались губернской администрацией.

Полиция

В России того времени полиция занималась следующими нарушениями правопорядка: непотребное поведение в православных храмах, распутство, езда с большой скоростью, бродяжничество, грабежи, недозволенные властью сборища. Кроме того, полиция обеспечивала порядок в городах, контролировала чистоту города и городских водоемов, качество продуктов, занималась цензурой печатных изданий и наблюдала за городской торговлей и трактирами.

Согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года деятельность полиции стал регламентировать «Устав благочиния», значительная часть которого была заимствована из иноземных правовых актов. По сути это дало начало полицейскому праву в России. Полицейские органы стали выглядеть следующим образом.

В городе полицией руководила управа благочиния, состоявшая из полицмейстера, городничего, приставов и ратманов-советников. Последние были выборными от граждан. Сам город был поделен на участки, соразмерные числу городских строений, части и кварталы. Во главе части стоял пристав, во главе квартала – квартальный надзиратель. Чины полицейских органов были включены в «Табели о рангах».

Контроль и руководство полицией осуществляло губернское правление. Они назначали на полицейские должности, соответственно снимали с них. В столичных регионах полиция была в ведении Сената. Помимо этого, существовал частный маклер, человек контролировавший наем рабочих. Еще один частный маклер контролировал вопросы недвижимости.

В ведении полиции теперь были следующие преступления:

  1. непослушание полиции и законам;
  2. преступления против православия;
  3. пьянство;
  4. нецензурная ругань;
  5. азартные игры;
  6. несогласованные стройки;
  7. взятки;
  8. незаконное ношение оружия;
  9. бродяжничество;
  10. преступления против населения и их собственности.

На нее была возложена и судебная функция. Теперь полиция могла рассматривать мелкие уголовные дела и гражданские тяжбы. Все остальные дела полиция передавала в суд. Непосредственно полиция могла самостоятельно осуществлять ряд наказаний: арест на небольшой срок, штрафные санкции, помещение в работный дом, запрет на определенную деятельность. Важная деталь – полиция не касалась политических преступлений.

Социальная и финансовая сферы

Больницы, смирительные дома, богадельни и школы находились во введении Приказа общественного призрения, который контролировался губернским правлением. Многие важные функции из столицы были переданы на места. Часть центральных учреждений упразднили. Так губернская Казенная палата взяла на себя функции Камер-коллегии, а уездное Казначейство функции Ревизион-коллегии. Роль Вотчинной коллегии и Юстиц-коллегии стали исполнять Палаты гражданского и уголовного судов.

Казаки

После Губернской реформы воинские части стали подчиняться непосредственно губернаторам. Казаки с дореформенной моделью самоуправления не вписывались в общую картину новых государственных реалий. В 1775 году Екатерина II запретила Запорожскую сечь и лишила казачества части привилегий. На их территориях вводилось местное самоуправление как в других российских губерниях.

Историческое значение

Направленная на увеличение эффективности власти и уменьшение числа чиновников, реформа принесла, как положительные, так и отрицательные результаты.

Количество чиновников возросло из-за нового территориального деления. Стала больше губерний и уездов. С другой стороны, эффективность управления выросла и стала единообразной на всей территории империи, что облегчило взаимодействие столицы с регионами и последних между собой. Такой порядок сохранился вплоть до 1917 года.

Губернаторы получили практически неограниченную власть на вверенных им землях. Добиться решения каких-либо вопросов в столице, минуя губернские власти, было практически невозможно.

С другой стороны, аристократы, получившие власть, имели личную заинтересованность в развитии уездов и наведении в них порядка.

В обществе Губернская реформа 1775 года не вызвала желаемого отклика. Карамзин считал виной тому всем известные недостатки губернских властей.


Список литературы:

  1. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI века для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: учеб. пособие / М.Н. Зуев. – 10-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2007. – 928 с.
  2. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.- 608 с.
  3. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века / А. Б. Каменский. — Санкт-Петербург : Наука, 2019. — 671 с.
  4. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. Ст. и примеч. В.А. Александрова. – М.: Правда, 1991. – 624 с.


: 1 комментарий
  1. Fresh-007

    Да, было время, когда в губернии не хватало городов для образования уезда, а сейчас городов сколько хочешь, а количество деревень стремительно уменьшается, остаются только наименования на картах…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.