Реформы Екатерины II


Екатерина Ⅱ взошла на русский престол в результате очередного дворцового переворота и в роли регента своего сына, Павла, 34 года полноправно правила империей.

Планомерная модернизация России, которая началась во времена правления Петра Великого, продолжилась в деятельности Екатерины II. В своем управлении самодержица стремилась к реформированию всех сфер жизни и внесла неоценимый вклад в развитие страны. Екатерина Великая держала курс на преобразование социально-политической жизни России, ее реформы сочетали в себе как западные веяния, так и русскую самобытность.

Реформа Сената

Ознакомившись с делами государства, Екатерина Великая поняла, что Сенат как главенствующий орган власти стал совершенно недееспособным. Первой её крупной реформой стало внесение изменений в работу государственных органов, и прежде всего Сената. Проектом реформирования занимался Н.И. Панин, представитель бюрократической верхушки. У него было два основных предложения по реформированию Сената:

  1. Создать Совет из 6 или 8 императорских советников, которые должны были рассматривать все дела, идущие в Сенат;
  2. Разделить Сенат на несколько департаментов со строго определёнными компетенциями.

Первую идею императрица сразу же отвергла, так как видела в этом попытку ограничения своей самодержавной власти. Сам Панин же утверждал, что в Совете видел лишь вспомогательную роль, он должен был облегчать деятельность самодержицы. Однако идея все равно была не принята.

Второй же аспект проекта, который гласил разделить Сенат на департаменты, императрица использовала. Итогом реформы 1763 года стало то, что Сенат лишился своих законодательных полномочий, сильно ослаб как законодательное учреждение, за ним сохранились лишь функции «хранилища документов» и высшего судебного органа. Таким образом в самом начале правления Екатерина Великая сосредоточила в своих властных руках всю полноту законодательной власти.

Секуляризация церковных земель

После смерти Петра Великого церковь стала «подниматься с колен», восстанавливать потерянные привилегии и угасшее влияние. Ведь в годы его правления церковь потеряла свой статус и возможность управления страной, однако сохранила за собой земли, имущество и право владения крепостными. Тем не менее это было исправлено в 1764 году по приказу Екатерины II, реформа предполагала:

  1. Церкви и монастыри лишались права приобретать земли и иметь крепостных. Таким образом более 900 тысяч крепостных крестьян было переведено из статуса «церковных» в статус «государственных».

  2. Церкви и монастыри имели право на недвижимое имущество.

Такой реформой был нанесен страшный удар по самостоятельности и независимости духовенства, ведь оно лишалось самого главного, своего основного дохода.

Ликвидация гетманства и элементов автономии на Украине

Императрица с самого первого дня делала всё, чтобы сосредоточить в своих руках всю полноту власти над каждой территорией России и над каждой сферой жизнедеятельности. Сильное недовольство у самодержицы вызывала автономия Украины.

По факту, с 1654 года данная территория жила по своим порядкам и законам. Украина управлялась выборным гетманом, а территория делилась на полки и сотни. У горожан имелись огромные вольности и права, а украинские крестьяне могли по своему усмотрению переходить от одного помещика к другому.

Такая система усложняла управление данной территорией и сбор налогов. Поэтому в 1764 году последнего гетмана К. Разумовского (родной брат фаворита Елизаветы Петровны) отправили в вынужденную отставку, а вместо него поставили генерал-губернатора П. Румянцева-Задунайского (председатель Малороссийской коллегии). Екатерина планомерно лишала Украину автономии и былой казачьей вольницы. А в 1783 году издала указ о запрете переходов крепостных от помещика к помещику, что окончательно закрепило крепостничество и на Украине.

Финансовая реформа

Первый пример бумажных денег появился в России именно в правление Екатерины II. Её муж, Петр III, который погиб в дворцовом перевороте, планировал провести данную реформу еще в 1762 году. Однако сама императрица пришла к этому лишь спустя 6 лет. Причинами данной реформы стали такие аспекты, как:

  1. Тяжесть и неудобство пользования медными деньгами;
  2. Необходимость финансового стимулирования для развития русской экономики;
  3. И главное стремление самодержицы соответствовать европейским стандартам.

29 декабря 1768 был подписан манифест «об учреждении московского и петербургского банков». С этого момента в России стали печать бумажные деньги, но в ход они шли очень туго. Горожане не хотели принимать бумажные деньги вместо «настоящих», а государство печатало их всё больше и больше. В результате чего их стоимость стремительно падала, а излишки приходилось сжигать.

Губернская реформа

Губернская реформа 1775 года упорядочила местное самоуправление, облегчила процесс сбора налогов. Государство в результате данной реформы приобрело более чёткую структуру, страна стала делиться на 41 губернию (в дальнейшем их число увеличилось до 50).

Органы власти и управления губерний

Жалованная грамота дворянству

Жалованная грамота дворянству была издана императрицей в 1785 году, с целью закрепить уже существующие дворянские привилегии и даровать им новые. Данный закон стал логическим продолжением «Манифеста о вольности дворянской», который был издан 1762 году Петром Ⅲ и отменял для дворян обязательную военную службу. Представители самого привилегированного сословия в России теперь могли сами решать служить им этому государству или же нет.

Интересно! Дворянам также разрешалось поступать на службу в другие государства по их собственному усмотрению. Однако в случае призыва императрицы должны были незамедлительно поступить в ряды русских войск и воевать под знаменем Российской империи.

После принятия данной реформы стало понятно, что императрица возлагает основные надежды именно на привилегированное дворянство, своими действиями и указами она сделала это сословие опорой русского трона. Представители дворянства в период правления Екатерины II получили неограниченные возможности, они имели безраздельное право на владение землёй, крепостными, с них не брали налогов, эти люди могли вести абсолютно любой образ жизни, какой душе угодно.

Это реформа была достаточно грамотной, так как императрица обладала не дюжим умом, она понимала, что нужно правильно вознаграждать то сословие, которое помогло ей взойти на престол.

Образовательная реформа

Образовательная реформа 1786 г. предполагала создание образовательной системы в стране. Была создана специальная комиссия об учреждении училищ, которая разработала план создания образовательных учреждений по всей стране. Он предполагал, что в уездах будут построены двуклассные училища, а в губернских городах – четырехклассные. В программу обучения были включены такие предметы, как история, математика, география, физика, архитектура, русский и иностранные языки. Также были разработаны методички для учителей, инструкции и специальные учебники.

Результатом всех этих мер было создание в России первой единообразной и чёткой системы образования с общей методикой обучения, преподавания и организации учебного процесса. Именно тогда в России появилась классно-урочная система обучения, где классы формировались на основе знаний и возраста учеников.

Так же Екатерина II построила в Петербурге и Москве Воспитательные дома сирот, в Северной столице был воздвигнут уникальный Смольный институт, где обучались и воспитывались благородные девицы. Появилась первая Академия художеств, московское коммерческое училище. Всего к окончанию периода правления Екатерины II в России насчитывалось уже около 550 учреждений начального и среднего образования.

Историческое значение

Реформы Екатерины II оказали положительное влияние на дальнейшее развитие страны. Она провела в государстве большое количество изменений, которые так или иначе сделали эту страну более продвинутой. Она построила большое количество образовательных учреждений, дала начало банковской системе и ресурсы для развития культуры.

Однако в свою очередь она закрепила бюрократический аппарат, сделала сильную политическую верхушку, которая в дальнейшем и правила этой страной. Также она хоть и позиционировала себя преемницей Петра Великого, его великие реформы она подвела под себя, в частности сделала Сенат номинальным государственным органом, лишила автономии Украины, ввела повсеместно крепостное право, лишила возможности крестьян жаловаться на своих помещиков и расширила права дворянства.  

Значения всех проведенных реформ нельзя недооценивать, ведь они были продиктованы самим временем, однако не все из них были одинаково успешными. В общем и целом, внутренняя политика императрицы проводилась в либерально-просветительском духе и как минимум до начала Крымской войны (1853-1856 гг.) предопределила курс развития России.


Список использованной литературы и материалы по теме:

  • Карпачев, С. П.  История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 248 с.
  • Личман, Б. В.  История России с древнейших времен до конца ХIХ века: учебное пособие для вузов / Б. В. Личман. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 241 с.
5/5 - (1 голос)


: 1 комментарий
  1. DDA90

    Понять сущность правления Екатерины II невозможно без знания того, что из себя представляет просвещенный абсолютизм. Именно так характеризуется в науке политика императрицы. Если вкратце, то просвещенный абсолютизм — это такая политика, к которой прибегают страны второго эшелона развития капитализма и заключается она в том, чтобы идти на уступки буржуазии, но при этом укреплять и монархическую власть. Именно это и делала Екатерина II.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *