Реформа государственного управления Петра I


С приходом к власти Петра I возникла необходимость реформирования государственного управления. Существующие органы не справлялись в полной мере со своими обязанностями. Система была громоздкой и малоэффективной. После проведенных преобразований большая часть управленческого аппарата была упразднена.

Причины необходимости реформ

Основная идея реформы проводимой Петром I, заключалась в формировании абсолютной монархии. Причины реорганизации существующего государственного аппарата состояли в следующем:

  1. Создание надёжной вертикали власти для обеспечения возможности пресечения, заговоров, бунтов, а также побегов крестьян.

  2. Устранение прежней административной системы, которая не могла в полной мере обеспечить развитие государства.

  3. Формирование новых административных учреждений.

Петр I стремился к абсолютизму. Он хотел сосредоточить как можно больше власти в своих руках, забрав её у бояр и духовенства.

Задачи преобразований

Проводимая реформа преследовала следующие цели:

  1. Создание многоуровневой власти, каждый орган которой нёс бы ответственность на своём участке.
  2. Правильное распределение функции между органами власти.
  3. Внедрение преобразований для улучшения снабжения армии.

При этом в основу всех реформ ложился принцип коллегиального принятия решений.

Проведенные реформы. Таблица

Реформа управления, проводимая царём, была одной из первых среди его преобразований, и заняла длительное время. Все её этапы представлены в таблице.

Дата

Событие

1701

Упразднение Боярской думы.

1708 – 1718

Преобразование губерний.

1711

Формирование Сената.

1718 – 1721

Создание Коллегий.

1718

Разработка Генерального Регламента.

1718

Учреждение Тайной Канцелярии.

1720-1721

Городская реформа.

1721

Формирование Святейшего Синода.

1722

Учреждение Табеля о рангах.

Проведённые реформы практически изменили все аспекты жизни государства, складывающиеся на протяжении многих веков.

Отстранение от власти Боярской думы

Реформа Петра I по отстранению бояр от власти была одной из первых. К этому времени Боярская Дума начала терять свой авторитет из-за сильно развитой бюрократии. Чтобы изменить существующие порядки, государь стал ставить на руководящие должности доверенных ему людей. В результате сформировался новый высший правительственный орган под названием «Консилия министров», в состав которого входило много людей не боярского происхождения. При этом Боярская Дума официально упразднена не была, но больше никаких функций не выполняла.

Реформа областей

Фактически данная реформа проходила в 2 этапа:

  1. Первый произошёл в 1708 году. В этот период времени государство было разделено на губернии. Теперь все собираемые в областях налоги стали идти на содержание флота. Это дало возможность привлекаемым к службе рекрутом быстро перебрасываются к месту военных действий.

  2. Второй состоялся в 1718 году. Губернии занимали большие территории и были разделены на провинции, число которых в 1719 году насчитывалось 50 единиц. Губернаторы обладали всей полнотой власти и назначались лично Петром I. Администрации провинций утверждались Сенатом. В крупных городах присутствовала городская администрация.

Также существовали ещё более мелкие подразделения, которые носили названия дистрикты.

Формирование Сената

После отстранения от власти бояр Пётр I занялся организацией Сената. Этот орган должен был представлять в стране высшую законодательную, судебную и административную власть. Также в его задачи входило управление страной при отсутствии царя.

Полномочия Сената состояли в следующем:

  1. Осуществление законодательной и распорядительной деятельности.
  2. Проведение судебных функций в государстве.
  3. Контроль над другими органами в стране.

В состав Сената входило 9 человек. Это были представители высшего сословия или люди, которых назначал непосредственно государь. Самостоятельная деятельность Сената закончилась в 1722 году, когда была учреждена должность генерал-прокурора, которой орган власти стал подконтрольным.

Создание Коллегий

Приказы, которые существовали в государстве до 1718 года, всё больше проявляли свою несостоятельность. Решение государственных проблем затягивалось, а многие функции дублировались. В итоге им на смену пришли коллегии. Их формирование происходило постепенно. По мере образования новых органов упразднялись приказы. В итоге были созданы следующие коллегии:

  1. Иностранных дел.
  2. Канцелярия юстиции.
  3. Военная.
  4. Мануфактур-коллегия.
  5. Адмиралтейская.
  6. Берг-коллегия.

Во вновь созданных органах решения по текущим вопросам принимались коллегиально. Разрабатывались они руководителем совместно с советниками.

Учреждение Генерального Регламента

Организация органа Генерального Регламента началась с 1718 года на основании выпущенного Петром I указа. Задача заключалась в контроле действий Коллегий и утверждения принятых ими решений. Вновь созданная организация имела свой устав, состоящий из 56 глав. В них описывались принципы работы всех государственных учреждений.

Учреждение Тайной Канцелярии

С целью раскрытия государственных преступлений Пётр I создал Тайную Канцелярию. Возникла она не на пустом месте, а путём трансформирования Преображенского приказа. В задачи чиновников входило раскрытие заговоров, измен, покушений на высокопоставленных лиц и государя.

Первым делом, которым занялась Тайная канцелярия, было дознание царевича Алексея, не поддерживавшего деятельность своего отца. После этого здесь регулярно проводились расследования других политических процессов.

Городская реформа

С каждым годом всё больше увеличивалась численность населения городов. Это привело к необходимости реорганизации правления. Города были разделены на разряды. В них существовали магистраты. Главный из них находился в Петербурге. Подобные органы были сформированы и в других городах. Их задача состояла в выполнении следующих функций:

  1. Ведение суда на уровне своего города.
  2. Управление полицией.
  3. Развитие торговли.

Уже с самого начала проявилась слабость магистратов. Причины лежали в отсутствии собственных средств. При этом они оказались долговечными и просуществовали вплоть до 1864 года.

Также была проведена реформа городского населения. Горожане разделились на 2 категории:

  1. Подлые. К ним относились чернорабочие, которые не имели права участвовать в выборах.
  2. Регулярные. Сюда входили высшие и средние городские сословия.

В свою очередь регулярные граждане разделялись на 2 гильдии. В каждую из них входили следующие городские представители:

  1. Банкиры, купцы, хозяева мастерских.
  2. Ремесленники, лавочники.

Управление каждой гильдии совершалось старшинами. Низшие слои выбирали старост, которые докладывали в магистрат о нуждах своей части населения.

Формирование Святейшего Синода

Проводимые реформы коснулись и церкви. Состояла она из следующих преобразований:

  1. Был полностью ликвидирован институт патриаршества.
  2. В качестве органа управления создана Духовная коллегия. Несколько позже название было изменено на «Святейший Правительствующий Синод».

В результате церковь потеряла свою самостоятельность.

В свою очередь деятельность Синода контролировал обер-прокурор. Такая должность была создана специально для этой цели. Все члены Синода присягали царю на верность и обязывались блюсти его интересы.

Таким образом, произошло слияние церкви с государственным механизмом, в котором она выполняла определённые обязанности и функции. В своё время патриарх имел такой же влияние на народ, как и сам государь. После упразднения этой должности вся власть сосредоточилась в руках царя.

Учреждение Табеля о рангах

На основании действия введённого Табеля о рангах происходило уравнивание аристократов любого происхождения, которые поступали на государственную работу. Сама служба делилась на 2 категории: военную и гражданскую. При этом все работающие чины разделились на 14 классов. Самым низшим был 14 ранг. Группы уровней имели свои привилегии, которые состояли в следующем:

  1. C XIV по IX. Чиновники данных классов были из дворян и имели в своём распоряжении владения с крестьянами. Данные имения не передавалась по наследству. Они не являлись собственностью чиновников. Ими можно было только распоряжаться.

  2. С VIII по I. Это высший управленческий персонал, который был дворянством и обладал собственными имениями с крепостными крестьянами. Наделы могли передаваться по наследству.

На основании этого документа могло произойти возвышение любого аристократа в зависимости от качества выполняемой им работы.

Итоги проведённых реформ

После проведения всех реформ государственного управления система стала более мобильной в решении возникающих проблем. Проведённая Петром I работа дала следующие результаты:

  1. Значительно усилилась власть царя.
  2. Выросло количество чиновников в государственном аппарате.
  3. Произошло стирание границ между сословиями.
  4. Усилилась зависимость церкви от государственного аппарата.

С усилением вертикали власти сформировалась широкая структура административных органов, функции которых временами пересекались. В целом можно сказать, что реформа управления имела положительные результаты и дала в будущем свои плоды.


Литературные источники и дополнительные материалы по теме:

  • Лебедев В. И. Реформы Петра I: Сборник документов
  • Баггер, Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований.
  • Ефимов, С.В. Петровские преобразования и русское общество в первой половине XVIII века.
Оцените статью!


: 1 комментарий
  1. Географ

    Поговаривают, что Петр I, учредив Сенат, несколько переусердствовал с полномочиями, дарованными государем этому правительственному органу и он поначалу, взялся было отменять некоторые указы самого царя, но тот быстро поправил строптивцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *