С приходом к власти Петра I возникла необходимость реформирования государственного управления. Существующие органы не справлялись в полной мере со своими обязанностями. Система была громоздкой и малоэффективной. После проведенных преобразований большая часть управленческого аппарата была упразднена.
- 1 Причины необходимости реформ
- 2 Задачи преобразований
- 3 Проведенные реформы. Таблица
- 4 Отстранение от власти Боярской думы
- 5 Реформа областей
- 6 Формирование Сената
- 7 Создание Коллегий
- 8 Учреждение Генерального Регламента
- 9 Учреждение Тайной Канцелярии
- 10 Городская реформа
- 11 Формирование Святейшего Синода
- 12 Учреждение Табеля о рангах
- 13 Итоги проведённых реформ
Причины необходимости реформ
Основная идея реформы проводимой Петром I, заключалась в формировании абсолютной монархии. Причины реорганизации существующего государственного аппарата состояли в следующем:
Создание надёжной вертикали власти для обеспечения возможности пресечения, заговоров, бунтов, а также побегов крестьян.
Устранение прежней административной системы, которая не могла в полной мере обеспечить развитие государства.
Формирование новых административных учреждений.
Петр I стремился к абсолютизму. Он хотел сосредоточить как можно больше власти в своих руках, забрав её у бояр и духовенства.
Задачи преобразований
Проводимая реформа преследовала следующие цели:
- Создание многоуровневой власти, каждый орган которой нёс бы ответственность на своём участке.
- Правильное распределение функции между органами власти.
- Внедрение преобразований для улучшения снабжения армии.
При этом в основу всех реформ ложился принцип коллегиального принятия решений.
Проведенные реформы. Таблица
Реформа управления, проводимая царём, была одной из первых среди его преобразований, и заняла длительное время. Все её этапы представлены в таблице.
Дата | Событие |
---|---|
1701 | Упразднение Боярской думы. |
1708 – 1718 | Преобразование губерний. |
1711 | Формирование Сената. |
1718 – 1721 | Создание Коллегий. |
1718 | Разработка Генерального Регламента. |
1718 | Учреждение Тайной Канцелярии. |
1720-1721 | Городская реформа. |
1721 | Формирование Святейшего Синода. |
1722 | Учреждение Табеля о рангах. |
Проведённые реформы практически изменили все аспекты жизни государства, складывающиеся на протяжении многих веков.
Отстранение от власти Боярской думы
Реформа Петра I по отстранению бояр от власти была одной из первых. К этому времени Боярская Дума начала терять свой авторитет из-за сильно развитой бюрократии. Чтобы изменить существующие порядки, государь стал ставить на руководящие должности доверенных ему людей. В результате сформировался новый высший правительственный орган под названием «Консилия министров», в состав которого входило много людей не боярского происхождения. При этом Боярская Дума официально упразднена не была, но больше никаких функций не выполняла.
Реформа областей
Фактически данная реформа проходила в 2 этапа:
Первый произошёл в 1708 году. В этот период времени государство было разделено на губернии. Теперь все собираемые в областях налоги стали идти на содержание флота. Это дало возможность привлекаемым к службе рекрутом быстро перебрасываются к месту военных действий.
Второй состоялся в 1718 году. Губернии занимали большие территории и были разделены на провинции, число которых в 1719 году насчитывалось 50 единиц. Губернаторы обладали всей полнотой власти и назначались лично Петром I. Администрации провинций утверждались Сенатом. В крупных городах присутствовала городская администрация.
Также существовали ещё более мелкие подразделения, которые носили названия дистрикты.
Формирование Сената
После отстранения от власти бояр Пётр I занялся организацией Сената. Этот орган должен был представлять в стране высшую законодательную, судебную и административную власть. Также в его задачи входило управление страной при отсутствии царя.
Полномочия Сената состояли в следующем:
- Осуществление законодательной и распорядительной деятельности.
- Проведение судебных функций в государстве.
- Контроль над другими органами в стране.
В состав Сената входило 9 человек. Это были представители высшего сословия или люди, которых назначал непосредственно государь. Самостоятельная деятельность Сената закончилась в 1722 году, когда была учреждена должность генерал-прокурора, которой орган власти стал подконтрольным.
Создание Коллегий
Приказы, которые существовали в государстве до 1718 года, всё больше проявляли свою несостоятельность. Решение государственных проблем затягивалось, а многие функции дублировались. В итоге им на смену пришли коллегии. Их формирование происходило постепенно. По мере образования новых органов упразднялись приказы. В итоге были созданы следующие коллегии:
- Иностранных дел.
- Канцелярия юстиции.
- Военная.
- Мануфактур-коллегия.
- Адмиралтейская.
- Берг-коллегия.
Во вновь созданных органах решения по текущим вопросам принимались коллегиально. Разрабатывались они руководителем совместно с советниками.
Учреждение Генерального Регламента
Организация органа Генерального Регламента началась с 1718 года на основании выпущенного Петром I указа. Задача заключалась в контроле действий Коллегий и утверждения принятых ими решений. Вновь созданная организация имела свой устав, состоящий из 56 глав. В них описывались принципы работы всех государственных учреждений.
Учреждение Тайной Канцелярии
С целью раскрытия государственных преступлений Пётр I создал Тайную Канцелярию. Возникла она не на пустом месте, а путём трансформирования Преображенского приказа. В задачи чиновников входило раскрытие заговоров, измен, покушений на высокопоставленных лиц и государя.
Первым делом, которым занялась Тайная канцелярия, было дознание царевича Алексея, не поддерживавшего деятельность своего отца. После этого здесь регулярно проводились расследования других политических процессов.
Городская реформа
С каждым годом всё больше увеличивалась численность населения городов. Это привело к необходимости реорганизации правления. Города были разделены на разряды. В них существовали магистраты. Главный из них находился в Петербурге. Подобные органы были сформированы и в других городах. Их задача состояла в выполнении следующих функций:
- Ведение суда на уровне своего города.
- Управление полицией.
- Развитие торговли.
Уже с самого начала проявилась слабость магистратов. Причины лежали в отсутствии собственных средств. При этом они оказались долговечными и просуществовали вплоть до 1864 года.
Также была проведена реформа городского населения. Горожане разделились на 2 категории:
- Подлые. К ним относились чернорабочие, которые не имели права участвовать в выборах.
- Регулярные. Сюда входили высшие и средние городские сословия.
В свою очередь регулярные граждане разделялись на 2 гильдии. В каждую из них входили следующие городские представители:
- Банкиры, купцы, хозяева мастерских.
- Ремесленники, лавочники.
Управление каждой гильдии совершалось старшинами. Низшие слои выбирали старост, которые докладывали в магистрат о нуждах своей части населения.
Формирование Святейшего Синода
Проводимые реформы коснулись и церкви. Состояла она из следующих преобразований:
- Был полностью ликвидирован институт патриаршества.
- В качестве органа управления создана Духовная коллегия. Несколько позже название было изменено на «Святейший Правительствующий Синод».
В результате церковь потеряла свою самостоятельность.
В свою очередь деятельность Синода контролировал обер-прокурор. Такая должность была создана специально для этой цели. Все члены Синода присягали царю на верность и обязывались блюсти его интересы.
Таким образом, произошло слияние церкви с государственным механизмом, в котором она выполняла определённые обязанности и функции. В своё время патриарх имел такой же влияние на народ, как и сам государь. После упразднения этой должности вся власть сосредоточилась в руках царя.
Учреждение Табеля о рангах
На основании действия введённого Табеля о рангах происходило уравнивание аристократов любого происхождения, которые поступали на государственную работу. Сама служба делилась на 2 категории: военную и гражданскую. При этом все работающие чины разделились на 14 классов. Самым низшим был 14 ранг. Группы уровней имели свои привилегии, которые состояли в следующем:
C XIV по IX. Чиновники данных классов были из дворян и имели в своём распоряжении владения с крестьянами. Данные имения не передавалась по наследству. Они не являлись собственностью чиновников. Ими можно было только распоряжаться.
С VIII по I. Это высший управленческий персонал, который был дворянством и обладал собственными имениями с крепостными крестьянами. Наделы могли передаваться по наследству.
На основании этого документа могло произойти возвышение любого аристократа в зависимости от качества выполняемой им работы.
Итоги проведённых реформ
После проведения всех реформ государственного управления система стала более мобильной в решении возникающих проблем. Проведённая Петром I работа дала следующие результаты:
- Значительно усилилась власть царя.
- Выросло количество чиновников в государственном аппарате.
- Произошло стирание границ между сословиями.
- Усилилась зависимость церкви от государственного аппарата.
С усилением вертикали власти сформировалась широкая структура административных органов, функции которых временами пересекались. В целом можно сказать, что реформа управления имела положительные результаты и дала в будущем свои плоды.
Литературные источники и дополнительные материалы по теме:
- Лебедев В. И. Реформы Петра I: Сборник документов
- Баггер, Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований.
- Ефимов, С.В. Петровские преобразования и русское общество в первой половине XVIII века.
Поговаривают, что Петр I, учредив Сенат, несколько переусердствовал с полномочиями, дарованными государем этому правительственному органу и он поначалу, взялся было отменять некоторые указы самого царя, но тот быстро поправил строптивцев.