Боярская дума



Не аристократическое собрание, а государственный совет – боярская дума действовала совместно с царем. Единство верховной власти заметно проявлялось в формировании законов, судебной деятельности и во внешней политике.

От вече к боярской думе

Вече – в Древней Руси с X в. организованное народное собрание Эта форма коллективного управления стала предшественником княжеской думы. Отличались они составом – на вечевую площадь собирались все жители поселения, простой народ. При князе заседали его верные сподвижники и в особых случаях церковные иерархи. Называли их различно:

  • дружина князя;
  • княжеский совет;
  • бояре.

К концу XIV в. на большей части Руси вечевые собрания прекратились. Народное самоуправление сохранилось до начала XVI в. лишь в Пскове и Новгороде. Ликвидировали его московские князья.

Княжеский совет имел изменчивый состав и рассматривал дела случайного характера. Боярская дума с определенными полномочиями на постоянной основе стала его развитием и продолжением. С 1547 г. дума – законосовещательный совет при царе Иване Васильевиче.

Наименование «боярская дума» в древних рукописях не упоминается. Образовано искусственно по схожести именований – «бояре думающие».

Богатство и влияние московских бояр возвышалось вместе со значением Московского государства. Успехам единодержавие обязано главным образом поддержке бояр.

Состав

Боярская дума – политический центр по управлению порядком в государстве. До конца XVII в. его представителей назначал царь из московских знатных фамилий по принципу строгой иерархии. Вследствие этого бояре постоянно спорили о степени родовитости.

В московской думе присутствовали крупные феодалы – бояре-землевладельцы. В дальнейшем началось распределение на бояр и служилых бояр по значению.

Служилые делились по высшему и низшему разряду – «бояре введенные» и «бояре путные», занимающие хозяйственные должности при дворе. Только введенные бояре, или «бо́льшие», имели право входа в боярскую думу. Образовался чин боярина. Получивший его участвовал в совещаниях при царе.

В XIV-XV вв. в боярскую думу вошли удельные князья, чьи владения присоединились к Московскому княжеству. Свое княжеское звание они ставили выше чина боярина и долгое время в нём не нуждались. На заседаниях могли присутствовать окольничие, чьё звание обратилось позже в чин.

Многочисленность служивых князей заставила выбирать немногих и вводить в думу через боярский чин.

Бояре становились сословием, приближённым к царю советом высокопоставленных вельмож.

С начала XVI в. превратилась из феодального объединения нескольких родов в сословный государственный орган. В боярской думе появляются простые дворяне. Люди незнатного происхождения получали титул думных дворян, также превратившийся со временем в третий по «чести» чин.

Иван Грозный особенно опирался на думное дворянство в противостоянии с высшей аристократией. Состав думы увеличился втрое с целью ослабить влияние родовой знати. Близкие царю советники выделились в более узкий орган – Ближнюю думу.

Тем же временем в делах думы принимали участие думные дьяки. Им поручались:

  • делопроизводство;
  • канцелярия;
  • архив.

У дьяков было право голосовать, но они не считались членами думы. Число их менялось в разные годы.

Состав думы сложился и в XVII в. оставался без изменений.

Порядок расположения членов думы определялся порядком чинов согласно местническому счёту, или «лествице». Царю принадлежало главенство в думе. Дела бояре могли обсуждать и в его отсутствие. Окончательное решение всегда утверждал государь.

На время отъезда царя и бояр из стольного града несколько членов думы оставались на месте «для ведания Москвы». Этот совет решал маловажные дела, более значимые переправлялись царю. 

Полномочия

Закон не определял права думы. Её полномочия держались на социально-экономических отношениях. Боярская дума действовала в единстве с монаршей властью. Источниками закона признавались и государевы указы, и приговоры бояр. Это воспринималось как результат совместной работы царя и боярской думы и закреплялось формулой: «Государь указал, и бояре приговорили».

Правило имело свои исключения. Указы царя без одобрения бояр объяснялись:

  • требованием незамедлительного решения;
  • незначительностью вопроса;
  • борьбой с боярством при Иване Грозном.

Самостоятельные боярские постановления имели форму: «Все бояре на Верху приговорили». Появлялись они в случаях:

  • отсутствия государя;
  • данными особыми полномочиями;
  • междуцарствием в период семибоярщины.

В международных делах царь и бояре совместно вырабатывали курс государства. Дума отправляла иностранным державам дипломатические грамоты, слушала посольские отчёты, «приговаривала» войну и мир. С конца XVI в. внешнеполитическая деятельность дополнялась земскими соборами.

При думе учреждалась «ответная палата». Посольский приказ сам не вел переговоры с иноземными посланниками. В состав палаты входили 2 боярина, 1-2 окольничих и думный дьяк.

Управленческие задачи военного и поместного значения думцы решали с помощью временных боярских комиссий. В качестве административного органа дума по одобрению государя назначала правителей в центр и на места. Тайные дела находились в ведении Ближней думы, состоящей из связанных родством с царём 4 бояр.

Относительно судебной системы дума являлась органом верховной власти и рассматривала решения местных судов и приказов. Как суд первой инстанции она принимала дела, касающихся:

  • политических преступлений, переданных самим царём;
  • должностных проступков, совершённых собственными членами;
  • нарушений правосудия дьяками приказов;
  • преступлений знатных бояр.

В XVII в. Соборное уложение закрепило полномочия думы. Значение её заметно уменьшилось по сравнению с прошлым. При Алексее Михайловиче дума перестала выносить законы, только представлять царю проекты на усмотрение и утверждение.

Роль думы снизилась в последней трети XVII в. с появлением понятия «именной указ». Царь сам, без совета с думой, подписывал нужный закон. Сословно-представительная монархия в стране начинает эволюционировать в абсолютную. Ценность боярской думы становилась ещё меньше.

Начало XVIII в.

Пётр I упразднил думу как учреждение около 1700 г. Указа о прекращении деятельности не было. Просто царь не возводил больше никого в чин боярина. Продолжались недолго совещания с боярами в Ближней канцелярии –личном подразделении Петра.

При отъезде из столицы Пётр Первый поручал управление нескольким боярам, но не полагался на них. В 1711 г. отправляясь на войну с Турцией, царь передал дела новому органу – сенату, не имеющему политического значения прежней боярской думы.

Сенат

Боярская дума – в истории России один из значимых органов государственного управления. С думы берут начало последующие органы законодательной власти. Вместо боярской думы появляется сенат царя-реформатора – качественно новый подход к 3 аспектам власти: законотворчеству, исполнительной и судебной функциям.


Список литературы:

  1. Мумладзе Р. Г., История государственного управления, 2015;
  2. Ю. В. Пуздрач, История российского конституционализма IX–XX веков, 2004;
  3. Василий Осипович Ключевский, Исторические портреты;
  4. Т. М. Тимошина, Экономическая история России, 2015;
  5. Толстая А. И., История государства и права России, 2010.


: 1 комментарий
  1. Демократ Иванович

    Боярская Дума в начале правления Миши Романова лихо ухватилась за власть, ибо молодость и некоторая скудость ума были «повадны» родовитым боярам, не желавшим отрываться от «браздов правления». Но когда вернулся из Польши «царский папа» — патриарх Филарет, то всех скоро поставили на место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.