Пётр I для своей эпохи был, пожалуй, самым выдающимся реформатором из всех европейских правителей. Он вступил на престол в 1682 году, но фактически самостоятельно стал править с 1696 года, после смерти брата – Иоанна V. До 1721 года он считался царём, а последние четыре года на троне – императором.
Его реформы затронули все стороны государства – управление, финансы, армию, календарь и церковь. Сутью церковной реформы стало упразднение патриаршества и замена его синодальным управлением Русской церковью, которое продолжалось до 1917 года.
Русская церковь на рубеже XVII-XVIII веков
XVII век в истории Московского патриархата выдался трудным не только из-за Смутного времени, но и по причине церковного раскола, который произошёл при патриархе Никоне в 1654-1666 годах. При малолетнем Петре I, то есть в период регентства царевны Софьи, патриархом был Иоаким. В 1690 году на патриарший престол вступил Адриан. Отношения с царём у него складывались по-разному. Не все начинания молодого монарха нравились патриарху. На начало 1690-ых годов пришлись забавы Петра, связанные с “Всепьянейшим собором”. При Адриане из Москвы были отправлены в ссылку братья Лихуды, а преподаванием в Славяно-греко-латинской академии стали заниматься их ученики и Палладий Роговский, вернувшийся после учёбы в Европе.
Адриан скончался осенью 1700 года, когда Пётр I осаждал Нарву. Царь отложил избрание нового патриарха. 16 декабря он издал указ о назначении местоблюстителем патриаршего престола выходца из Русского воеводства Речи Посполитой – митрополита рязанского и муромского Стефана Яворского. Этот деятель только в начале 1700 года приехал в Москву из Киева, где получил образование в Киево-Могилянской академии и был игуменом одного из монастырей, помощником местного митрополита.
В 1701 году последовал новый указ Петра I о сосредоточении всей хозяйственной деятельности вокруг Монастырского приказа. Царь приказал переписать все монастыри и выгнать из них дьячков-немонахов. Такие действия власти были связаны с жалобами предыдущих лет на падение нравственности духовенства. В том же 1701 году власти запретили монастырям власть вотчинами и пускать на ночлег греческих и армянских купцов.
Деятельность Стефана Яворского
Пётр I не только сделал митрополита блюстителем патриаршего престола, но и поручил ему управление Славяно-греко-латинской академией в Москве. Стефан стал протектором этого учебного заведения и ввёл в преподавание латинский элемент вместо греческого, чем сделал заведение похожим на Киево-Могилянскую академию. Таким шагом он настроил против себя Иерусалимского патриарха Досифея.
При Стефане на пост сибирского митрополита был назначен Филофей Лещинский, тоже выпускник Киево-Могилянской академии. При нём в Сибири было построено нескольких каменных храмов, в том числе и Троицкий монастырь в Тюмени, который похож своими куполами на храмы Приднепровья. В этом же монастыре Филофей был похоронен.
В 1708 году последовал царский указ о том, чтобы дети священников учились в школах, а кто откажется, того не следовало принимать в дьяконы и подьячие. Духовенство было недовольно деятельностью Монастырского приказа, а сам Стефан Яворский, посетив вместе с Петром I Киев в 1706 году, стал проситься обратно. Позже он поздравлял царя со взятием прибалтийских городов – Риги и Ревеля.
Иногда он игнорировал царские просьбы, например, отказался от поездки в Санкт-Петербург и уехал в Рязань, сославшись на болезнь. Не понравилась ему и царская инициатива о введении в государстве должности фискалов для наблюдения за чиновниками. В Москве Стефан боролся с еретиками. Дело одного из них, лекаря Тверитинова, было передано в Сенат.
Этот новый орган власти заменил Боярскую думу и находился в Санкт-Петербурге, куда к 1714 году перенесли столицу. Стефан посетил новую столицу в 1714 году, где оказался участником прений с сенаторами в деле еретика. Пётр I увидел в действиях местоблюстителя превышение полномочий.
После создания Сената был введён запрет на назначение архиереев на епархию без согласования с новым органом власти. Церковь всё сильнее ощущала на себе давление государства, а отношения Стефана с царём продолжали ухудшаться. В 1718 году митрополит был вызван в Санкт-Петербург и, вместо временного пребывания в городе, его ждал царский указ, требовавший жить в столице. К переезду Стефан не был готов и стал жаловаться государю и вскоре получил отказы на все свои претензии.
Создание Синода
В столице Стефан Яворский встретился со своим бывшим противником, Феофаном Прокоповичем, которого когда-то считал еретиком. Пётр I в 1718 году задумал создать Духовную коллегию для организации управления делами церкви. К этому времени в Санкт-Петербурге по шведскому образцу были созданы восемь коллегий, заменивших устаревшие приказы. Например, образованная в 1718 году Коллегия иностранных дел заменила Посольский приказ, существовавший с середины XVI века.
Стефану Яворскому идея о создании Духовной коллегии не понравилась, зато с ней согласился Феофан Прокопович и стал работать над регламентом нового учреждения. Последний включал в себя широкий круг вопросов, например, о предметах, которые следовало преподавать в духовных училищах. К таковым относились:
- Грамматика, история, география.
- Арифметика с геометрией.
- Логика.
- Риторика.
- Физика.
- Политика.
- Богословие.
Также в регламенте Феофан объяснил причины создания коллегии:
- Коллегиальное управление лучше единоличного и решение будет иметь больше силы, чем приговор одного лица.
- В коллегии дела решаются быстрее и нет места лихоимству.
- Свободный дух коллегии располагает к правосудию.
В январе 1721 года, то есть накануне завершения Северной войны, последовал манифест Петра I о создании Духовной коллегии. Вскоре она была переименована в Святейший правительствующий Синод. Руководителем последнего в должности президента царь назначил Стефана Яворского. Помимо него, в орган управления церковью вошли архиепископы и архимандриты. Первым среди них по старшинству был новгородский архиепископ Феодосий, а вторым – псковский Феофан Прокопович.
Синод начал работу 14 февраля 1721 года. Пётр I в конце 1721 года принял императорский титул. Стефан Яворский отошёл от дел и скончался в 1722 году. В том же 1722 году он приказал из всех епархий и монастырей привозить в Синод рукописи, летописи и степенные книги, чтобы снять с них копии для синодальной, то есть бывшей патриаршей библиотеки.
В мае 1722 года император издал указ о введение для управления Синодом должности обер-прокурора. Первым её занял полковник Иван Болтин – герой Полтавский битвы.
Для лучшего понимания устройства Синода можно сделать такую таблицу:
Какие приказы и ведомства подчинялись Синоду |
|
Обязанности Синода |
|
При Синоде появилась должность протоинквизитора – главного фискала. От него требовалось выбирать провинциал-инквизиторов, которые должны были наблюдать за исполнением своих обязанностей духовными чинами. Синоду приходилось рассматривать разные дела, например, юродивых. Одного из них, Василия Босого, из города Белёва, доставили сначала в Синод, а затем в Юстиц-коллегию. В 1723 году Синод был признан антиохийским и константинопольским патриархами.
Значение церковной реформы Петра I
Император добился своей цели – сделал управление Русской церковью частью бюрократической системы Российской империи. Его церковная реформа не встретила такого сопротивления, как нововведения патриарха Никона при царе Алексее Михайловиче. Для её понимания следует запомнить двух церковных деятелей первой половины XVIII века – Стефана Яворского и Феофана Прокоповича.
Использованная литература:
- Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. Т.15-18.
- Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2.
Феофан Прокопович, думаю, лучше Никона. Сколько лет он был во главе Церкви? И какие реформы ему удалось реализовать? И еще какую роль выполнял святейший Синод?
Сравнение Никона и Феофана не совсем корректно. Если первый был возведен в высший церковный сан в России и в этом качестве грубо проводил изуверские преобразования в Церкви, то второй, находясь в тени Петра-реформатора, «тихой сапой», как иезуит поставил ее в подчинение светской власти.
Модель церковной иерархии, внедрённой Петром Великим, напоминает структуру Англиканской церкви, во главе которой стоит монарх. Это прогрессивный и стабильный вариант, но уже не актуальный.