Административные реформы Хрущева — это мероприятия, направленные на децентрализацию управления государством. Создание Советов народного хозяйства на местах, перераспределение функций центральных и местных органов управления для возможности решения вопросов в регионах, формирование отраслевого принципа управления экономическими процессами — основные признаки данных реформ.
После смерти Сталина во главе страны должен был оказаться сильный лидер, способный вести народ вперед, навстречу еще более успешному развитию коммунистического строя. Тогда генеральным секретарем СССР был выбран Никита Сергеевич Хрущев, человек, взявший курс на снижение культа Сталина, на активное развитие сельского хозяйства и борьбу за лидерство на международной арене.
Это время справедливо называют оттепелью, особенно обращая внимание на специфику проводимых Хрущевым административных реформ.
Развенчание культа Сталина и административные реформы в области сельского хозяйства
Оказавшись у власти в 1954 году, Хрущев решил сменить существующую властную парадигму. Он не стал отстаивать культ личности Сталина, а наоборот бросил все силу на то, чтобы подчеркнуть недостатки в политике бывшего вождя.
Писатели, журналисты, общественные деятели активно награждались, если принимали участие в развенчании культа Сталина. Попутно Хрущев боролся с недовольством в верхах партии, отстраняя бывших союзников Сталина от власти. Репрессии, характерные для 30-х годов, никуда не исчезли, они просто приняли новую форму. Теперь репрессии проводились по-тихому, не афишируя настроения лидера страны.
Таким образом, развенчание культа Сталина, смещение его сподвижников с ведущих постов и постепенное возвращение к идеалам коммунистических взглядов Ленина стали главными признаками проводимой Хрущевым административной политике.
К 1957 году, руководитель партии перешел к полноценной административной реформе, сместив акцент на изменение положения в области сельского хозяйства. Итак, какие же изменения произошли в стране в этот период?
- Проводилась административная децентрализация органов управления с полной перестройкой существующей структуры управляющих инстанций.
- Министерство экономики было заменено на Совнархозы на местах.
- Хрущев позаботился о разделении органов управления на сельские и городские.
- Был установлен отраслевой принцип управления существующей экономикой.
Таким образом, Хрущеву удалось снизить уровень централизации власти, распределив ее по местам. Если раньше все решения касательно хозяйственных и административных дел поступали сверху, из самого сердца партии, то теперь целый спектр решений Совнархозы могли принимать на местах. Однако самые серьезные решения оставались за руководством партии.
При помощи своих административных реформ Хрущев пытался перейти от жесткой централизации власти к территориальной организации хозяйственной жизни. По его мнению, легкие послабления в плане организации грамотной власти на местах должны были привести к лучшему функционированию всей государственной системы. Однако в итоге резкая смена государственной манеры управления привела к кризису и неразберихе в административных органах.
За счет того, что система управления на местах была усложнена, заметно выросло количество чиновников. Это привело к тому, что был подорван авторитет единой политики управления, а новая, еще не отлаженная система стала давать сбои.
Выводы касательно административных реформ Хрущева
В основе проводимых Хрущевым преобразований была хорошая цель — сделать власть на местах менее централизованной, доверив местным органам управлением если не всю полноту власти, то хотя ее часть. Однако придуманная главой страны система управления была плохо продумана, из-за чего и дала в дальнейшем сбой.
Усложненная структура административного управления не позволяла максимально быстро решать существующие проблемы. Именно поэтому ситуация в экономике и сельском хозяйстве усложнялось, а количество чиновников увеличивалось, не принося никакой пользы государственной системе управления.
Акцент на развенчание культа Сталина и частичное снятие обязанностей с руководителя партии и вовсе вызвало недовольство в стране. Возможно, Хрущев пытался ввести в централизованную советскую систему управления элементы демократического строя, но его постигла неудача.
Прививая на местах ограниченную идею власти, Хрущев продолжал проводить репрессии и кадровые чистки. В результате, его стремление сохранить за собой максимум полномочий, попутно раздавая их местным органам управления привело к тому, что реформы затрещали по швам. Неудачные административные меры стали одной из причин, по которой Хрущев был смещен со своей почетной должности.
Система совнархозов, которые должны были постепенно получать всё бо́льшую автономию, могла ещё в шестидесятых годах повести СССР по модели, которую мы сегодня называем китайской: сильный государственный аппарат с эффективными госкорпорациями, работающими на открытом рынке вместе с частными фирмами. Могла, но не смогла.
Нужен был человек для развенчания культа личности Сталина и, желательно, этот человек должен был быть в противопоставление Сталину. Вот и нашли Никиту Сергеевича способного стучать тапком по трибуне. Чем-то он мне Ельцина напоминает немного))) Реформы реформами, но нужно понимать, что страной правил не он, а целый гос аппарат и то, что такую огромную страну могли доверить одному Хрущеву мне с трудом верится… это вам не Иосиф Виссарионович.
Реформа управления страной была Тем самым «благим намерением», которым устлана дорога известно куда. Система была настолько причудливой, что затормозило развитие страны в большей степени, чем ограниченность ресурсов. Лучше было изменить методы управления и прописать законами систему ответственности.
С одной стороны наворотил НС таких дел… Но вместе с «вольной» партаппарату страна получила «ослабление гаек». Думаю люди получше зажили — Иосиф Виссарионович держал очень уж крепко.