Судебная реформа Александра II



В эпоху, предшествовавшую началу правления Александра II, Россия нуждалась в переменах. Многое было начато в царствование Александра I, однако большая часть преобразований не была реализована и осталась лишь на бумаге. Жизнь требовала движения вперед. В частности, существовавшая в России судебно-юридическая система давно отставала от современности и не справлялась с возложенными на нее функциями.

Причины реформы

На момент, когда император всерьез задумался о необходимости изменения существующего порядка (это вторая половина 50-х гг. XIX в.), в государстве все еще действовало древнее «Учреждение о губерниях» 1775 г. Согласно этому документу, система правосудия включала 3 типа судов:

  • уездный;
  • губернский;
  • общегосударственный.

Поскольку все они зависели от административных учреждений, их самостоятельность была ограничена. Дело могло ходить по инстанциям годами, рассмотрение вопросов затягивалось. Кроме того, судьба обвиняемого нередко определялась субъективными обстоятельствами, а не объективным анализом фактов: огромное значение имело, к кому попадет дело. У обвиняемого не было возможности прибегнуть к помощи защитника при решении вопросов, более того, его далеко не всегда приглашали на суд. Без присутствия обвиняемого дело могли рассмотреть и только довести до него приговор.

Применялись принципы средневекового судопроизводства: не возбранялось применение к свидетелям и обвиняемым «допросов с пристрастием», то есть пыток. Нормой были телесные наказания, применяли их и по отношению к женщинам.

Европа уже давно жила по другим принципам. Следовало многое поменять в государственной системе судопроизводства, чтобы Россия могла стать в один ряд с развитыми странами.

Судебная реформа

Перед тем, как провести масштабные преобразования, нужно было подготовить почву.

Подготовка и начало реформирования

Предпосылки назревали задолго до воцарения Александра II. Так, еще в период пребывания на престоле его тезки, Александра I, «правая рука» Александра благословенного Михаил Сперанский преподнес государю среди других проектов свои предложения по изменению функционирования суда и права. Александр прочел все, однако в жизнь почти ничего не дал воплотить. Сперанский успел лишь заняться коллегиями, учрежденными еще Петром Великим. Вместо них появилась стройная система из 8 министерств.

В 40- е гг. XIX в. граф Блудов предложил сменившему Александра, Николаю Павловичу, его брату, новый Свод законов и отдельно «Уложение о наказаниях». Николай одобрил проекты, но они опять-таки оказались запертыми в столе.

Кратко о сути реформ

Жизнь не стояла на месте, и преобразования все-таки начались. Александр II, пришедший к власти в 1855 гг., почти сразу обратил внимание на плачевное состояние судопроизводства. Поскольку проекты и наработки уже были, оставалось довершить начатое. Александр отдал распоряжение собрать Государственный совет, чтобы продолжить работу над проектами. Предложения Блудова были подвергнуты критике, но решение вопроса больше откладывать было нельзя. Следовало разрабатывать новые проекты, более соответствующие духу времени.

В 1862 году по поручению императора Государственная канцелярия собралась узким составом (это были высшие чиновники, судьи, юристы), подготовила на утверждение императора новый Устав. Александр Освободитель внимательно ознакомился с документом и разрешил реализовывать его. Так было положено начало реформированию.

Нововведения и преобразования

Сфера, которой коснулись перемены

Изменения

Суды

В противовес прежней иерархической судебной системе были созданы суды, рассматривавшие дела в зависимости от их процессуального характера: важные и «дорогостоящие» были отделены от малозначительных.

Появились мировые и окружные суды.

Мировые занимались делами и разбирали деяния преступного характера, в которых стоимость ущерба не превышала 500 руб. Сюда входили и тяжбы по имуществу, и наследственные вопросы, и многое другое.

Окружные суды ведали масштабными делами, куда входили и гражданские, и уголовные.

Обе судебные инстанции обрели независимость: отныне никакие государственные учреждения и чиновники не имели права влиять на ход следствия и принятие решения.

Мировые суды объединялись с мировые съезды, окружные суды – в окружные съезды.

Судьи

Был изменен подход к выбору лица, обладавшего правом вершить суд. Мировые судьи были выборными, их выбирали на земских уездных собраниях. Срок полномочий – 3 года, затем следовало переизбрание.

Окружной судья – должность, которая оставалась с человеком пожизненно. К такому должностному лицу предъявлялись особые требования: он должен был иметь высшее профильное образование, обладать опытом практической деятельности и иметь отличную репутацию.

Крестьянский вопрос

В 1861 г. Александр II отменил крепостного право, однако крестьяне, вышедшие из-под власти помещиков де-юре, де-факто все же остались особой категорией: для них создали специальный Волостной суд. Изменение было следующим: если раньше все вопросы решал единолично помещик, владелец, то теперь с тяжбой следовало обращаться в волостной суд. Там трудились выборные судьи под надзором земских деятелей.

На практике крестьяне предпочитали разбираться между собой по старинке, собирая на совет самых пожилых сельчан.

Характер судопроизводства

Если прежде заседания могли проводиться закрыто, а о результатах должностные лица сообщали уже после принятия решения, то отныне суд стал гласным. На заседаниях могли присутствовать все, кого касались рассматриваемые вопросы, и незаинтересованные лица. Могли находиться в зале и представители прессы.

Длительность ведения дел

До реформы любое дело могло «ходить» по инстанциям по десятку лет и более, и на это невозможно было найти управу. Теперь для каждого этапа устанавливались сроки.

Телесные наказания

Для женщин телесные наказания были запрещены. Мужчинам также отменили многие виды наказаний.

Институт судебных следователей

Следователи занимались ведением дел: находили и опрашивали свидетелей, собирали доказательства и улики.

Доказательность и соперничество

Появились совершенно новые должностные лица: адвокаты и прокуроры. Адвокат (он же присяжный заседатель) защищал обвиняемого, используя объективные доказательства. Адвокатом мог стать человек с юридическим образованием в возрасте от 25 до 70 лет.

Присяжные заседатели избирались в количестве 12 человек. Их суждения были основаны на жизненном опыте и совести.

Прокурор строил обвинение, также опираясь на фактическую базу. Но у прокурора была еще одна важная функция: он мог отправиться с проверкой в места заключения и дать «добро» на освобождение осужденных без вины.

Подтверждение законности и подлинности документов

Возник институт нотариата. Теперь имущественные и иные документы заверял нотариус, он же сопровождал имущественные сделки.

Политические и другие особо важные дела

Рассмотрение политических дел и тех, которые имели чрезвычайно важное значение, происходило в Сенате. По таким делам следствие вела жандармерия.

Смертная казнь

Лишь по распоряжению Сената и Военного суда могла быть определена высшая мера наказания – смертная казнь.

Итоги реформы

Российская империя в результате реформирования судебной системы начала расставаться с пережитками прошлого и приблизилась к уровню развитых европейских государств. Суды стали гласными, открытыми. Суд стал гораздо более объективным за счет потери зависимости от административных учреждений и чиновников и обретения состязательного жанра. Прокурор и адвокат выстраивали каждый свою линию, после чего принималось основанное на реальных доказательствах решение. У подсудимого появилась возможность воспользоваться помощью защитника.

Правда, не все выглядело столь радужно: так, несмотря на отмену сословности, для крестьян все же остался особый волостной суд. Сама реформа растянулась на много лет, часть исследователей считает, что вплоть до 90-х гг. XIX в., когда началось уже контрреформирование: было разрешено некоторые заседания проводить закрыто, в 1891 г. снизилась гласность гражданского судопроизводства. В правительстве назревали предложения пересмотреть вопрос о целесообразности суда присяжных заседателей, что значительно снизило бы уровень объективности.

Но эти процессы начались позже, к концу века. В правление Александра Освободителя был сделан большой шаг вперед, выведший судебную систему Россию на один уровень с принятыми в других странах Европы.


Литература и дополнительные материалы по теме:

  • Корнилов А.А. «Курс истории России XIX века». М., Изд. М. и С. Сабашниковых, 1918.
  • Виленский Б.В. «Судебная реформа и контрреформа в России». Приволжское книжн. изд-во, Саратов, 1969.
5/5 - (1 голос)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.