Военная реформа Александра II


Предпосылки реформы

Либеральные преобразования 60-70-х гг. ХХ века стали следствием отмены крепостного права, которое во многом сдерживало развитие страны. Требовались изменения во всех сферах общественной жизни.

В 1853-1856 гг. Российская империя участвовала в Крымской войне с Османской империей и ее союзниками – Англией и Францией. Проигрыш отчетливо показал отставание в военной и экономической сферах.

Руководитель реформы

В 1861 году пост военного министра занял граф Д.А. Милютин. Будучи участником войны на Кавказе, он хорошо знал положение армии и существующие в этой области проблемы.

Причины военной реформы

  • стремление правительства преодолеть отставание России и выход ее на один уровень с европейскими державами;
  • необходимость сокращения государственных расходов на армию;
  • преодоление пережитков крепостного права: наличие рекрутской повинности, нехватка обученных офицерских кадров.

Задачи

  1. сокращение численности армии в мирное время;
  2. оперативное пополнение армии в военное время путем создания обученного резерва военнослужащих;
  3. улучшение подготовки солдат и офицеров, поворот в сторону практики;
  4. перевооружение армии, оснащение ее современными средствами;
  5. совершенствование системы управления.

Ход реформы

На первом этапе:

  • 1863-1864 гг. – реформируются военные учебные заведения, специальное обучение отделяется от общего: первая ступень – военная гимназия, вторая – военное училище (доступ к ним был открыт преимущественно дворянам). Для всех сословий создавались юнкерские училища.

  • Пересмотру подверглись программы высших учебных заведений. Увеличивается число таких учреждений: 1867 г. – открытие Военно-юридической академии, 1877 г. – Морской академии.

  • Учреждены 15 военных округов во главе с генерал-губернаторами: начинается формирование эффективно действующей системы управления военными ведомствами.

Далее реформирование касается такого основополагающего вопроса, как пополнение армейских подразделений: изменяется порядок формирования армии: рекрутская повинность (была введена Петром I) заменена всесословной воинской повинностью. 1874 г. – принят новый устав: в армию призывались все юноши с 20 лет (позже – с 21 года).

Срок службы в сухопутной армии теперь составлял 15 лет (6 лет действительного пребывания), во флоте – 10 лет (7 лет действительной службы). Особый порядок для образованных слоев населения: выпускники начальных училищ служили 4 года, высших учебных заведений – 6 месяцев.

От службы освобождались:

  • единственные сыновья и кормильцы в семье;
  • выходцы из малочисленных народов Крайнего Севера, Кавказа, Сибири, Средней Азии;
  • представители духовенства.

Улучшилось положение солдат: отменены телесные наказания, уделяется внимание улучшению снабжения армии продуктами питания, увеличивается число солдатских школ, вводится новая униформа.

Произошло перевооружение армии и флота: замена гладкоствольных нарезными орудиями, использование при производстве оружия стали вместо чугуна и бронзы, введение винтовок (берданки). Изменение системы боевой подготовки: создание новых уставов, учебных пособий, наставлений – обучение солдат тому, что необходимо на войне, сокращение времени на строевую подготовку.

Результаты реформы

  • В России появилась массовая армия современного типа, способная действовать быстро и слаженно;
  • начала складываться эффективная система военного управления;
  • исчезли муштра и жестокие телесные наказания;
  • солдат начали обучать не только военному делу, но и грамоте – поднятие авторитета воинской службы, появление у военнослужащих необходимых знаний военного дела, которые они могли применить на практике;
  • всеобщая воинская повинность – удар по сословной организации общества, шаг к формированию нового общественного уклада;
  • старые орудия были заменены современными, более легкими и удобными, основанными на современных разработках, что повышало боеспособность армии.

Значение

Реформа Александра II оказала огромное влияние на дальнейшее развитие российской армии. Она способствовала улучшению организации армии, увеличению ее мобильности. Значительно сократились расходы бюджета. Большое внимание начало уделяться образованию и подготовке квалифицированных кадров.


Использованная литература:

  • Купавых А. Н., Пыльцина М. В. Военная реформа Александра II: нормативно-правовая основа и значение преобразований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 1366–1370. [Электронный ресурс]  URL: http://e-koncept.ru/2017/970600.htm.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.