Городская реформа Александра II


16 июня 1870 года вступило в силу положение императора России Александра II о создании городских органов власти. Они должны были закрепить успехи предыдущих реформ Александра (крестьянской, земской) и способствовать экономическому и социальному прогрессу Российской империи.

Предыстория событий

В марте 1855, в период завершения Крымской войны, на престол взошел новый император Александр II. Видя все тяжести России в войне, ее отсталость по сравнению с Англией и Францией (они помогали Османской империи) царь понимал, что стране необходима модернизация. С конца 1850-х годов он начал подготовку целого ряда реформ.

В 1864 году были созданы земства – основа самоуправления в регионах. При этом император понимал, что основой жизни страны, в связи с интенсивной урбанизацией становятся города, для которых следует создать особую систему самоуправления. Так началась подготовка городской реформы.

Городская власть перед 1870 годом

Самоуправление в России известно со времен Средневековья. Еще в Киевской Руси существовали вече – народные сборы городских жителей. Самым известным было Новгородское вече. После включения в состав Московского царства украинских, белорусских, а затем и польских территорий в стране появляется большое количество городов с магдебургским правом. Это система европейского самоуправления в городах, возникшая в XIII веке. Основным органом власти был магистрат, располагающийся в ратуше.

В 1775 году Екатерина II приняла Жалованную грамоту городам, однако инфраструктура городов, их развитие были на очень низком уровне. Кроме того, царица создавала централизованную империю, из-за чего важную роль начинают играть губернаторы. После декабристов и польского восстания 1830-1831 годов Николай I ликвидирует магдебургское право в западных регионах империи. Самоуправление в относительно широкой форме сохраняется лишь в Москве и Петербурге.

Предпосылки проведения городской реформы

К концу 1860-х годов сформировались обстоятельства, делающие реформу городской власти необходимой:

  1. Крестьянская реформа 1861 года. Свобода, дарованная крестьянству, создала предпосылку мобильности. Теперь крестьяне переезжали в города, следовательно, необходимо было решать задачи растущего населения.

  2. Урбанизация и промышленное развитие. После промышленного переворота и создания большого количества фабрик роль городов в развитии страны усиливается. Необходимо было улучшать инфраструктуру, создавать базу для развития на уровне городов,

  3. Огромные масштабы страны и демографический рост указывали на то, что стране необходима децентрализация. Центральная власть не способна была учесть местные интересы каждого города, а реализация указов и положений занимала много времени. Для модернизации городов, а с ними всей России нужно было расширять систему городского самоуправления.

Цели и задачи реформы

16 июня 1870 года вступило в силу Городское положение. Эта реформа имела несколько важных задач:

  1. Благоустройство городов России. Транспорт, водоснабжение, канализация, жилой фонд, освещение – все это требовало пристального влияния постоянно действующих органов власти. Также новая власть должна была улучшить санитарные условия в городах и уменьшить количество пожаров.

  2. Развитие промышленности. Городские власти должны были создавать благоприятные условия для буржуазии, тем более что часть их налогов теперь формировала бюджет города.

  3. Развитие торговли и рынков. Городская власть организовывала торги и ярмарки, кроме того формировала стационарные рынки в городе. В этот период утверждались единые стандарты мер и весов, что должно было способствовать созданию общероссийского рынка.

  4. Развитие медицины и здравоохранения.

  5. Развитие образования. Еще в 1860-е император утвердил единые стандарты начального образования, кроме того, во многих городах были реальные училища, гимназии и лицеи. Все это требовало поддержки и регулирования.

Система городского управления

Одним из главных творцов городской реформы был советник императора по вопросам улучшения местной власти, директор Хозяйственного департамента, юрист Александр Шумахер. Созданная в 1870 году городская власть состояла из следующих элементов:

Орган власти

Полномочия

Городская Дума

Главный законодательный орган города, избираемый горожанами. Дума отвечала за принятие общих правил и законов, создавала распоряжения по отдельным направлениям, формировала систему местного налогообложения, утверждала городской бюджет.

Городская управа

Исполнительный орган городской власти. Формировался Городской Думой. Отвечала за реализацию постановлений Думы, составляла отчеты о доходах и расходах, готовила отчеты для Думы.

Городской голова

Избирался Городской Думой, но окончательный указ о назначении подписывал император. Городским головой могла быть особа, не младше 30 лет. Евреи не могли занимать эту должность.

Исполнительные комиссии

Специальные органы, создаваемые решением Дум для решения острых экономических и хозяйственных задач.

Губернатор оставлял за собой функцию надзора за Городской Думой и Управой, мог наложить запрет на то или иное положение.

Выборы в городские органы власти

Главные условия для получения избирательного права:

  1. Российское подданство.
  2. Уплата в городской бюджет налогов. Следовательно, нужно было либо иметь недвижимость, либо профессиональное свидетельство (купцы, ремесленники, учителя, профессора).
  3. Возраст: от 25 лет.
  4. Пол: мужской. Женщины могли только передать свой голос членам семьи.
  5. Отсутствие судимости.

Кроме того, банкроты, бывшие священники (в случае лишения сана), а также чиновники и полицейские лишались права голоса.

Затем избирателей делили на 3 группы в зависимости от размеров выплачиваемых налогов. Для каждой из групп был свой список кандидатов. Избиратель получал определенное количество шаров. Далее он подходил к ящикам, разделенным на две части, с именем кандидата. Белая половина ящика означала «за», черная – против. В зависимости от размера города выбирали от 32 до 70 депутатов – «гласных».

Состав Городской Думы избирали на 4 года. Указывалось, что не христиане не могут составлять более 30 процентов от общего состава Городской Думы.

Состав Городских Дум на примере западных городов:

Дума

Количество гласных

Сословия

Дворяне

Купцы и почетные граждане

Мещане и лица других сословий

Минск

72

41

17

14

Вильно

72

51

19

2

Гомель

72

18

31

23

Слуцк

72

28

8

36

Итоги и последствия

Плюсы:

  1. Развитие торговли и промышленности. Фиксировался рост предприятий (как количественно, так и качественно), появлялись новые рынки. Благодаря росту торговли и промышленности увеличился объем налогов, а с ним и городской бюджет.

  2. Развитие образования. Например, в столице России за 20 лет после реформы количество училищ увеличилось с 16 до 281. Фонд городов на народное образование увеличился практически в 9 раз, до 4,43 млн. рублей.

  3. Развитие инфраструктуры. Во многих городах к концу 19 века появилось водоснабжение и канализация, центральные города обзавелись трамваями, освещением, появились городские парки, скверы, театры, рестораны.

  4. Развитие политической культуры населения. Впервые часть горожан, через процедуру выборов осознавала свою причастность к развитию города.

  5. Допуск разных слоев общества к управлению городом.

Минусы:

  1. В ряде небольших городов реформа проводилась в ограниченном виде, иногда даже без создания Городской Думы. Кроме того, лучшие кадры чаще всего отправлялись на управление губернским городом.

  2. Содержание полиции и чиновников ложилось на городские органы власти. Из-за чего небольшие города, с маленьким бюджетом чаще всего отдавали на это «львиную долю» своих денег.

Несмотря на наличие минусов, городская реформа Александра II была успешной. Она вернула в Россию традиции местного самоуправления, способствовала хозяйственному и социальному развитию городов, а с ними и всей России.

Термины и понятия

Самоуправление – способность группы лиц решать дела без вмешательства центральных органов власти.

Магистрат – орган местного самоуправления в городах, наделенных магдебургским правом.

Городская Дума – представительский орган в российских городах после 1870 года.

Имущественный ценз – вид ограничения избирателей, при котором размер имущества имеет значение при получении права голоса.

Урбанизация – рост городского населения и усиление роли городов в жизни страны.


Список используемой литературы и дополнительные материалы по теме:

  1. Горный М. История местного самоуправления в России. Р
  2. Грибко И. Л. Дворянство в системе городского самоуправления Беларуси (последняя четверть XIX в. — начало XX в.).
  3. Нардова В. А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX — начале XX в. / В. А. Нардова. СПб. : Наука, 1994. 196 с.
  4. Писарькова Л.Ф. Городские реформы в России и Московская дума / Л. Ф. Писарькова ; Российская акад. наук, Ин-т российской истории. — Москва : Новый хронограф : АИРО-XXI, 2010. — 735 с.
  5. Стецкевич Е. С. Выборы в органы местного самоуправления в период буржуазных реформ Александра II.
  6. Тюрин В.А, Власть и городское самоуправление в Среднем Поволжье: опыт взаимодействия на рубеже XIX-XX веков. Самара, 2007.202 с.
  7. Ф.А. Селезнёв — Очерки истории городской Думы.
5/5 - (1 голос)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *