Вече в Древней и средневековой Руси


Вече — народное собрание в Древней и средневековой Руси 10-14 вв., созываемое для решения насущных вопросов жизни княжества (земли). В более широком смысле под словом подразумевается любое народное собрание или сход.

Препятствия к изучению

Упоминания о вече на Руси содержатся в летописных источниках. Самые ранние относятся к 997 г. в документах Белгорода, к 1068 г. в киевских летописях.

Мнения исследователей о происхождении, сущности, социальном составе, законодательной силе решений веча существенно разнятся, что во многом обусловлено ограниченными документальными сведениями.

Главный их источник, летописи, отражали незаурядные события эпохи. Соответственно упоминали только веча, собираемые по таким поводам. Составить по ним исчерпывающую картину существования вечевой формы управления не представляется возможным.

Народный сход и орган власти

Если говорить о вече, как о народном собрании, то такая форма участия в решении вопросов существовала и в доисторические времена. Примером служат племенные сходы, которые часть исследователей называет первым этапом генезиса (возникновения) вечевого управления. Ко второму они относят переход от племенного к городскому собранию, а третьим называют окончательное выделение вечевого собрания в самостоятельную форму власти.

Иной точки зрения придерживаются историки, причисляющие вече не к народному собранию в широком понимании, а сугубо к органам власти. Они отрицают существование веча в дофеодальный период.

Задача народного веча заключалась в выработке коллективного решения. Многие исследователи называют такое управление примером демократии. Однако, противники такой оценки напоминают, что существовало оно одновременно с княжеской, боярской, духовной властью. В той или иной степени каждая из них могла влиять на вече. Соответственно, говорить об абсолютной демократии не представляется возможным.

Вечевое собрание

Летописи свидетельствуют, что вечу приходилось решать серьёзные вопросы: войны и мира, призвания и смещения князей, исполнения функций судебной власти. Вече созывалось колоколом или глашатаями. Люди собирались, как правило, в определённом городском месте, например, рыночной площади или перед храмом. Участие в вече было не обязанностью, а правом. Созвать его мог князь, кто-то из горожан, иногда оно собиралось стихийно.

К участию в вече допускался любой совершеннолетний мужчина, не состоявший в частной зависимости, не подчинённый семейной власти. По другой версии, прерогатива принадлежала знати. Вече созывалось в главном городе, но его решения распространялись и на другие города княжества (земли). Считались с ними, хоть и не всегда, и князья.

Требований к регламенту, количеству представителей, документальному закреплению решений не сохранилось. Проблема, вынесенная на вече, должна была разрешаться на условиях единогласия всех участников. Если его не удавалось достичь, поиск решения мог продолжаться в физических столкновениях противников, в созывах новых вечевых собраний.

Новгородское вече

Как высший орган власти, вече существовало в Новгороде. Оно обладало правами выбирать князя, архиепископа, посадника. Последний был фактическим правителем города и в Новгородской республике имел большую власть, чем князь. Новгородское вече существенно ограничивало княжеские полномочия и являлось главным властным органом республики.

Имело оно и формальные признаки власти: вечевую «избу» (канцелярию), вечевых дьяков (секретарей), печать. Права вечевого самоуправления, в том числе в ограничении княжеской власти, были утверждены письменными договорами.

Исчезновение вечевого управления

Дольше всего вечевые собрания просуществовали в Новгородской (до 1475 г.) и Псковской (до 1510 г.) землях. В остальных же русских княжествах это произошло гораздо раньше.

Многие исследователи связывают сведение на нет такой формы управления с монголо-татарским игом. Попав в зависимость, русским княжествам приходилось подчиняться захватчику. В таких условиях полноценное местное самоуправление не могло существовать.

Есть и иная точка зрения, что вечевое управление потеряло свою значимость и начало вырождаться с началом централизации русского государства.


Список использованной литературы:

  1. Вече // Большая российская энциклопедия. — М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 2006. — Т.5. — С.231
  2. Вече // Политология: словарь-справочник/ М.А.Василик, М.С.Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — С.34
  3. Владимирский-Буданов, М. Ф. Обзор истории русского права. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 800 с.
  4. Новгородская республика // Большая российская энциклопедия. — М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 2013. — Т.23. — С.156-159
  5. Семенова, Т. А. Термин «вече» в письменных источниках раннедревнерусского периода // Молодой учёный. — 2011. — №4. — Т.2. — С. 47-49.
Оцените статью!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *