Лжедмитрий I — правитель Руси с 1 июня 1605 по 17 мая 1606 года. Представлялся сыном Ивана Грозного, который спасся после ножевого ранения в детстве. Основной причиной появления и принятия самозванца в Москве боярской верхушкой стала Смута в российском государстве.
Есть 4 основных версии происхождения данной особы:
- сын Стефана Батория;
- монах из Валахии или Италии;
- истинный Дмитрий;
- Григорий Отрепьев.
Предпосылки появления самозванца на московском престоле
С 1598 года, с момента смерти Ивана Грозного (последнего представителя династии Рюриковичей), в истории России начинается Смутное время, характеризующееся стихийными бедствиями, упадком экономики, кризисом политической и социальной системы государства, войнами с поляками и шведами.
Предпосылки Смуты (1598–1613 гг.):
После «ухода» последнего Рюриковича началась ожесточённая борьба за власть среди боярских и дворянских фамилий. Этому способствовала гибель в Угличе при невыясненных обстоятельствах малолетнего царевича Дмитрия, а также смерть бездетного и непопулярного царя Фёдора;
Завоевательная политика Ивана Грозного, а также Ливонская война истощили материальные ресурсы государства. К тяжёлому экономическому положению добавился Великий голод 1601-1603 гг. во время правления Бориса Годунова, охвативший европейскую часть Русского государства и разоривший тысячи крестьянских хозяйств;
Последствия опричнины, приведшей к нестабильной социальной ситуации в стране, подорвавшей основы власти и закона. Это вылилось в выступления крестьян, холопов, разорившихся посадских людей, казацкой вольницы и др.
Так появилась благодатная почва для слухов о чудом спасшемся «добром царевиче Дмитрии».
Личность Лжедмитрия I
Лжедмитрий I, именовавший себя царевичем (царём) Дмитрием Ивановичем или императором Димитрием, правил с 1 июня 1605 г. по 17 мая 1606 года.
Версии происхождения Лжедмитрия
О происхождении личности авантюриста историки спорят и сегодня, большинство считают, что он — сын обедневшего дворянина Отрепьева из Галича. Приняв постриг и покочевав по монастырям, Григорий оказался в «элитном» Чудовом монастыре в Москве, в котором ему поручили переписывать книги и рукописи.
По версии придворного учёного шведского короля Карла IX — будущий царь слыл авантюристом-монахом, желавшим заполучить хитростью и коварством Русский трон при помощи своих хозяев — поляков и использовавший внешнее сходство с царевичем Дмитрием.
Среди польских библиографов бытуют две версии:
- Лжедмитрий был польского происхождения, знал язык, этикет, умел ездить на лошади, фехтовать и т.д.
- Лжедмитрий был косноязычен, неграмотен, исповедовал православие.
- Существовала теория о том, что Лжедмитрий являлся настоящим царевичем Дмитрием, которого спас его дядька Афанасий Нагой. Подтверждением тому является факт признания его бывшей царицей (последней женой Ивана Грозного) Марией Нагой (впоследствии отказавшейся от своих слов).
Лжедмитрий при польском дворе и его связь с семьёй Мнишек
Имея честолюбивые планы и сбежав в Польшу, Отрепьев, назвавшись спасшимся царевичем Дмитрием, получил поддержку польских аристократов и католической церкви в борьбе за «возвращение» русского престола.
Началось его «знакомство» с Польшей со службы у князя Вишневецкого. Лжедмитрий смог убедить польского короля Сигизмунда III и своего патрона Адама Вишневецкого в своём божественном происхождении с помощью золотого креста Марии Нагой (выкраденного у неё, по версии историков).
Познакомившись с родственником Вишневецкого — Юрием Мнишеком и влюбившись в его дочь Марину, будущий царь готов был принять католицизм и идти «отвоёвывать» свой престол. Меркантильные Мнишеки встали на его сторону.
Чтобы доказать свою лояльность к польскому королю, Лжедмитрий принял католичество, пообещав семье Мнишеков отдать исконно русские города Псков и Новгород, а также Чернигов и Северскую землю.
Поход в Россию
Юрий Мнишек, при поддержке польского короля Сигизмунда III, собрал 4 тысячи человек для похода на Москву.
Несмотря на неблагоприятные условия, армия лже-царя смогла покорить Чернигов, а также Новгород-Северский (обороной заведовал фаворит Бориса Годунова боярин Пётр Басманов, позднее перешедший на сторону Лжедмитрия и погибший вместе с ним). Во время вынужденного «сидения» в Путивле будущий государь не терял время даром: он принимал польских и русских священнослужителей, рассылал грамоты к боярам, готовил почву для своего восшествия на престол.
Почувствовав поддержку москвичей, Дмитрий 20 июня 1605 г. торжественно въехал в Кремль, по пути собирая «почести» как от простого люда, так и от дворян.
В течение 1603–1604 гг. Лжедмитрий:
- принял католическую веру,
- пообещал ввести католичество на Руси (в случае победы),
- пообещал отдать Польше Сиверскую и Смоленскую земли,
- пообещал помощь польскому королю Сигизмунду III в борьбе со Швецией.
В конце 1604 г. при поддержке польских и литовских войск Лжедмитрий вступил на территорию Российского государства в районе Чернигова. Его поддержали крестьяне и горожане, а также большая часть царской армии.
- 23 апреля 1605 г. умер Борис Годунов,
- 1 июня свергнут его сын Фёдор,
- 20 июня войско Лжедмитрия вступило в Москву,
- 30 июля в Успенском соборе Кремля произошло венчание на царство нового царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I).
Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I
Внутренняя политика | Внешняя политика |
---|---|
Возвращение из ссылки опальных бояр, возвращение им земель и «заигрывание» со знатью. | Свобода передвижения по стране и за её пределы, чего не было при прежних правителях. |
Учреждение денежных и земельных окладов для поместного дворянства за счёт ущемления прав монастырей. | Подготовка к войне с турками. |
Увеличение налогов по всей стране (за исключением южных областей), что привело к началу волнений. | Поиск союзников на Западе для войны со Швецией, не увенчавшийся успехом,так как «царь» не выполнил обещаний перед Польшей и Папой Римским (вместо обещанных русских Земель расплачивался с польским королём деньгами и не ввёл католицизм). |
Борьба с казнокрадством. |
|
Расширение состава Думы за счёт высшего духовенства. |
|
Привлечение поляков на русскую службу, в том числе учреждение личной гвардии для охраны царя, состоящей из поляков, игнорировавших всё исконно русское, что вызывало недовольство и осуждение в царском окружении. |
|
Заговор и убийство Лжедмитрия I
К лету 1606 г. обстановка в стране накалилась. Зимой по Москве прокатились слухи о самозванстве царя. Был схвачен и допрошен монах из Чудова монастыря, клявшийся, что царь – это Гришка Отрепьев, однако, прямых доказательств не было.
Князья Василий Шуйский, Голицын, Куракин и другие, недовольные политикой самозванца, подталкивали народ к бунту. Недовольные вменяли царю в вину несоблюдение церковных постов, пренебрежение к русским обычаям, ношение иностранной одежды, женитьбу на полячке Марине Мнишек.
Число заговорщиков, обиженных Лжедмитрием, росло.
8 января 1606 г. было совершено первое покушение на царя, которое провалилось, а заговорщиков толпа растерзала.
8 мая 1606 г. Лжедмитрий женился на польской панне Марине Мнишек и короновал ее. Казна была опустошена дорогими подарками и свадебными торжествами. Огромное количество польских гостей, пренебрежение русскими традициями, мародёрство и самоуправство иностранцев во время свадебных торжеств, стали последней каплей, привёдшей к убийству Лжедмитрия.
Дмитрия предупредили о готовящемся заговоре, но он не поверил слухам.
17 мая 1607 г. Отрепьева убили, а над телом надругались – сожжёнными останками царя заправили пушку и выстрелили в сторону ненавистной Польши.
Итоги правления
Лжедмитрий I — первый самозванец, занявший русский престол почти на год.
За этот период он:
- расширил дипломатические связи с западным миром,
- попытался бороться со взяточничеством,
- отменил казни,
- не отдал Польше обещанные земли и не ввёл католицизм, за что остался без поддержки поляков,
- из-за пренебрежительного отношения к русским традициям потерял поддержку среди всех слоёв русского населения,
- не смог укрепить свою власть,
- не прекратил шествующую по Руси смуту, а лишь усилил её своей смертью.
Когда я училась в школе, этот исторический период мне казался одним из самых сложных, однако в статье материал подан на удивление гармонично. Тезисы, списки — все это облегчает усвоение материала. Конечно, в годы Смуты произошло немало событий, но именно ее начальный этап мне кажется наиболее интересным.
Лжедмитрий – интереснейшая фигура. Такую авантюрную идею выдать себя спасшимся царевичем изъявили еще два персонажа после него.
Последствие отсутствия прямых наследников Ивана Грозного, неудачное правление Годунова и три неурожайных года позволили создать обстановки при которой стало возможным появление всевозможных самозванцев, чем не преминула воспользоваться сильная на тот момент Польша.
Пожалуй, говорить о поддержке народных масс Лжедмитрия I, было бы преувеличением. Недовольные Борисом Годуновым с надеждой смотрели на нового царя совсем недолго. Разочаровались в нем все слои населения, некогда ожидавшие от него каких-то благ. Потому переворот Василия Шуйского не встретил сопротивления.
Мне Лжедмитрий I нравится как образ царя. Ему недостает внутренних сил и лидерства, но его желания сделать страну лучше достойны внимания. Если бы он был более сильной личностью и смог приструнить бояр, то крестьяне получили бы свободу раньше. Но, увы, он лишь говорил, а не делал.
Не люблю самозванцев и врунов. Как человек Лжедмитрий может и хороший, у него много различных талантов. Но этот его поступок все перечеркивает и приносит негатив. Я считаю, что если бы его не было в истории России, то было бы намного лучше. Хоть он правил и меньше года, Лжедмитрий успел наворотить дел. Им управляли со стороны и не в пользу России.
По одной из версий, Мария Нагая вынуждена была признать Лжедмитрия своим сыном, так как ей угрожали уничтожить и осквернить останки настоящего Дмитрия Углицкого, трагически погибшего во время детских забав в 8летнем возрасте. В дальнейшем она неоднократно отказывалась от своих слов.
История средних веков во многих странах Европы, и в России в том числе, напоминает некий детектив, а то, что боевик можно снять — это да. Борьба за власть никогда не была бескровной. Самое обидное, что всегда страдал простой народ при любом из царей, при Борисе, при Иване ли.
Страдальцев на Руси очень любили. И не важно, настоящий ли он царевич, главное, что практически святой. настолько сильной была тяга к уверованию, что сейчас придет новый хороший царь и мы заживем как в сказке. Вначале очень народ полюбил Годунова, потом настало разочарование, которым и воспользовался хитрый парнишка. Периодически эта история повторяется.
Канцелярия служила местом обсуждения и незначительных вопросов, и дел первостепенной государственной важности. К числу последних относился вопрос о свержении Сигизмунда III и передаче польского трона Лжедмитрию .
Достоверных подтверждений этому факту нет. По слухам, знаменитая Царь-пушка, которая красуется на Красной площади, произвела всего один залп, который имел символическое значение. Это было в 1606 году, после того, как труп убиенного Лжедмитрия сожгли, оставшийся прах заложили в ствол этого орудия и произвели выстрел.
Лжедмитрий оказался на престоле в слишком неподходящее время, что бы закрепиться там надолго, стране требовалась «жесткая рука», а сам царь говорил, что правит «милостью и щедростью». Для народа и дворян привыкшей к эпохе Ивана Грозного это было выражением слабости, к тому же его попытки «европеизировать» страну не нашли поддержки у бояр.
Лжедмитрий занял престол в очень тяжелое время. Но и при данных условиях он сделал очень многое, улучшил жизнь поданных. Только правитель пытался угодить сразу всем, что физически невозможно и в этом состояла его главная ошибка.
Я помню, что самая интересная тема в истории России для меня была Смутное время. Я помню старый учитель рассказывал, что есть версия, что Лжедмитрий жил в монастыре и что он и был настоящим царевичем. Но обстановка в стране накалилась и никто не принял его за настоящего. Представляю, какого это, быть намтоящим царем, а прослыть в истории Лжедмитрием. Сегодня такого бы не было. Сегодня можно сделать ДНК. Может быть можно по останкам все же узнать кто он был. Но истории это не поменяет. Тогда была смута.