Славянофильство – одно из самых заметных течений социально-философской дискуссии в российском обществе 30-50-х гг. XIX века, противоположность «западничеству».
Несмотря на то, что в начале своего развития, общественно-политическая мысль России имела схожее видение проблем страны и отчасти, подходов к их решению. Но, концептуально западники развивали свои взгляды в направлении европейского антропоцентризма, то смыслы славянофилов концентрировались в области теоцентризма, что и обусловило расхождение их идей.
Предшественниками славянофилов можно считать движение «самобытников» — историков и литераторов. Они критиковали в своем журнале «Московитянин» процесс европеизации России. Славянофилы пошли дальше простой критики, подвели под идею самобытности развития нашей страны теологическую и философскую основы.
Основателями и теоретиками славянофильства считают А. Хомякова, И. Киреевского, К. Аксакова и Ю. Самарина.
Основные положения идей славянофильства
- Историческая судьба русского народа в его самобытности.
- Религия, государственный и общественный строй, ведут Россию по особому пути развития.
- Монархия должна быть олицетворением симфонии власти и народа, а не абсолютной тиранией.
- Идеал формы правления – парламентская монархия в виде Земских соборов.
- Безоговорочная необходимость отмены крепостного права.
- Наделение граждан России правами и свободами, сопоставимыми с демократическими.
- Петровская европеизация изменила естественный ход исторического развития России.
- В основе существования, а также дальнейшего развития и процветания Отечества, наряду с православием и великодержавной монархией должна находиться крестьянская община.
- Запад может помочь развитию России научными и технологическими новшествами в той части, где может быть отставание.
Славянофилы категорически отрицали практику навязывания России чужих культурных, методологических и мировоззренческих ценностей.
Представители славянофилов
ФИО | Годы жизни | Биографические данные |
---|---|---|
Дмитрий Александрович Валуев | 1820-1845 | Русский историк и общественный деятель, публицист, автор статей о славянской культуре и местничестве. |
Федор Васильевич Чижов | 1811-1877 | Выдающийся русский учёный-математик, промышленник, публицист, финансист, искусствовед, издатель и меценат. |
Александр Романович Беляев | 1884-1942 | Знаменитый русский и советский писатель, основоположник научной фантастики в СССР. |
Александр Федорович Гильфердинг | 1831-1872 | Филолог-славист, историк, этнограф, фольклорист и собиратель былин. |
Владимир Иванович Ламанский | 1833-1914 | Выдающийся русский учёный-историк, географ, публицист, филолог и общественный деятель. |
Федор Иванович Тютчев | 1803-1873 | Русский государственный деятель, дипломат, поэт-лирик, публицист и мыслитель консервативных взглядов. |
Владимир Иванович Даль | 1801-1872 | Русский фольклорист, лексикограф, исследователь-этнограф, писатель, военный врач и натуралист. Автор фундаментального труда под названием «Толковый словарь живого великорусского языка», на создание которого потребовалось 53 года. |
Александр Иванович Кошелев | 1806-1883 | Крупный землевладелец, публицист, общественный деятель и предприниматель. |
Александр Николаевич Островский | 1823-1886 | Крупный русский драматург, основоположник русского национального театра. |
Николай Михайлович Языков | 1803-1846 | Видный русский поэт-лирик эпохи романтизма, друг А. С. Пушкина. |
Важнейшим социальным аспектом славянофильского движения было убеждение в том, что Россия не отсталая часть Европы. Ее не нужно насильственно подтягивать к общеевропейским стандартам. Взгляд сверху вниз на «задержавшихся в развитии россиян» несостоятелен. У нас есть свое видение мира (как впрочем, и у других) и к своим недостаткам наше отношение предельно критичное. Но исправлять эти недостатки мы будем сами, опираясь на свои особенности и традиции.
Взгляды славянофилов вызвали мощную волну критики в либеральной среде. Их критиковали, как либералы-современники, так более поздние приверженцы «общечеловеческих ценностей, вплоть до настоящего времени. Славянофилы хотели решать существующие проблемы во всех сферах жизнедеятельности России преобразованиями в духе национальной самобытности.
Время доказало правоту славянофилов. Великая крестьянская реформа и следовавшие за ней преобразования остановили развитие революционной ситуации в стране. Но «закручивание гаек» при Александре III и невнятная политика Николая II привели к революции 1905-1907 гг. Последовавший за ней «разгром общины» Столыпиным вызвали революционную волну 1917 года.
Все последующее историческое развитие показало, что на российской почве многопартийность, парламентаризм и демократия европейского типа плохо приживаются. Победившее сегодня западничество доказало свою несостоятельность и правоту славянофилов. Почти все их идеи, в той или иной мере актуальны и сегодня. Только следует их внимательно прочесть и осмыслить. Тогда воочию можно увидеть доказательства их правоты.
Славянофилы были либо людьми до боли наивными, либо хорошими пропагандистами, стоявшими на охранительных позициях — вместо реально необходимых прогрессивных реформ пытались убедить народ, что «прогресс — это плохо». Это как если бы ребёнку, который хочет есть, мама говорила: «еда — это плохо, хорошие люди должны умирать от голода».
Аналогия не аргумент
Не считаю идеологию славянофилов — ни тех, изначальных, ни их современных подражателей — хоть сколько-нибудь актуальной и правильной. Россия достигала пиков своего развития лишь тогда, когда догоняла общемировой уровень развития и скатываться ниже, называя это «своим путем», совсем необязательно.
Разномыслие — есть свобода, которая, как всем давно известно, дороже всего. За неё и умирали во все времена и боролись.. Я так думаю на сегодня.