Западниками именуют сторонников одного из либеральных направлений общественной мысли России. Это направление окончательно сложилось во второй четверти XIX века и получило название западничество. Самой важной чертой западничества является признание России частью Европы, отстающей в своём развитии от европейских лидеров. Задача России, по мнению западников, – перенимать и внедрять передовой опыт европейских стран во всех сферах общественной жизни, невзирая на национальные устои и традиции.
Предыстория в лицах. Возникновение идейного течения
В ряду предшественников «классического западничества» следует отметить, в первую очередь, русских правителей, так или иначе ориентировавшихся на европейские страны и пытавшихся направить развитие России по европейскому пути.
Век | Правитель | Признаки западничества |
---|---|---|
XVII | Лжедмитрий I | Культурная, религиозная отчуждённость от основной массы населения; попытка проведения реформ на западный манер. |
XVIII | Пётр I | Практически все реформы и преобразования Петра I были осуществлены по примеру европейских стран. |
XVIII | Пётр III | Ярко выраженное подобострастное отношение к чужой стране – Пруссии. |
XVIII | Екатерина II | Идея «просвещённого абсолютизма» родилась на основе сочетания западноевропейских идей и российских реалий. |
XIX | Александр I | Был воспитан в духе либеральных идей, что отразилось на его правлении; проводил проанглийскую политику. |
Среди русских мыслителей основателями западнического направления считаются А. Н. Радищев и П. Я. Чаадаев. Именно «Философические письма» Чаадаева стали своеобразным катализатором для окончательного формирования двух противоположных направлений общественной мысли – западничества и славянофильства.
Формирование «классического западничества»
В 40–50-е годы XIX века оформилось несколько кружков интеллектуалов, в которых идеи западничества были развиты и представлены широкому кругу людей через журналы и газеты.
Организации | Участники | Печатные издания |
---|---|---|
Московский кружок, петербургский кружок | Т. Н. Грановский, М. Н. Катков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, А. В. Станкевич, С. М. Соловьёв, В. Г. Белинский, П. В. Анненков, Н. А. Милютин, Д. А. Милютин | Журналы: «Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Русский вестник» |
Взгляды западников разделяли писатели И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов и др.
Основные идеи и взгляды западников (в сравнении со славянофилами)
Взгляды | западники | славянофилы |
---|---|---|
Исторический путь развития России | Повторение пути передовых европейских стран. | Самобытный, уникальный. |
Отношение к Петру I и его реформам | Идеал русского правителя, вернувший страну в европейское русло развития. | Резко отрицательное. |
Отношение к устройству власти | Конституционная монархия, разделение ветвей власти. | Самодержавие, опирающееся на Земский собор. |
Отношение к экономическому укладу | Развитие буржуазно-рыночных отношений, поощрение частной инициативы, защита частной собственности. | Опора на общинность в сельском хозяйстве, создание артелей в промышленности. |
Отношение к церкви и её положению в обществе | Опора на просвещение, развитие науки и техники, постепенное снижение роли церкви. | Опора на православие и церковь. |
Отношение к крепостному праву и крестьянской общине | Ликвидация крепостного права, разрушение общины, переход к частному крестьянскому землевладению. | Ликвидация крепостного права, сохранение крестьянской общины. |
В. С. Соловьёв и его фазисы
Один из наиболее влиятельных русских философов XIX века, сын знаменитого историка С.М. Соловьёва, Владимир Соловьёв выделил в генезисе западнического направления общественной мысли три доминирующих и поочерёдно сменяющих друг друга фазиса, то есть этапа:
Фазис | Содержание | Идеолог |
---|---|---|
Теократический | Идея католического превосходства над православием. | Чаадаев |
Гуманитарный | Уход от религиозности в рационализм и европейский либерализм. | Белинский |
Натуралистический | Перемещение вектора внимания с философского рационализма на естественно-научный натурализм и социальную проблематику. | Чернышевский |
Роль западников в развитии русской общественной мысли
Идея развития России по западному пути в разное время занимала и продолжает занимать умы различных по своему статусу и занятию людей, оставаясь актуальной по сей день. Понятие «западничество» XIX века переросло в понятие «русский либерализм», строгую оценку которому дал в своих произведениях Ф. М. Достоевский. Февральская революция 1917 года, Перестройка, распад СССР и 90-е годы XX века прошли под флагом западничества и при вмешательстве западных стран, что не могло не отразиться на общем отношении населения к либерализму. Однако нужно иметь в виду, что классическое западничество ставило интересы России на первое место, и европейский опыт рассматривался как источник блага для страны и её народа. Наконец, западничество сыграло важную роль в актуализации вопроса освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Западничество — единственно возможный разумный путь для России, более того, со временем она должна стать не последователем, но первопроходцем среди европейских стран