Западники и западничество


Западниками именуют сторонников одного из либеральных направлений общественной мысли России. Это направление окончательно сложилось во второй четверти XIX века и получило название западничество. Самой важной чертой западничества является признание России частью Европы, отстающей в своём развитии от европейских лидеров. Задача России, по мнению западников, – перенимать и внедрять передовой опыт европейских стран во всех сферах общественной жизни, невзирая на национальные устои и традиции.

Предыстория в лицах. Возникновение идейного течения

В ряду предшественников «классического западничества» следует отметить, в первую очередь, русских правителей, так или иначе ориентировавшихся на европейские страны и пытавшихся направить развитие России по европейскому пути.

Век

Правитель

Признаки западничества

XVII

Лжедмитрий I

Культурная, религиозная отчуждённость от основной массы населения; попытка проведения реформ на западный манер.

XVIII

Пётр I

Практически все реформы и преобразования Петра I были осуществлены по примеру европейских стран.

XVIII

Пётр III

Ярко выраженное подобострастное отношение к чужой стране – Пруссии.

XVIII

Екатерина II

Идея «просвещённого абсолютизма» родилась на основе сочетания западноевропейских идей и российских реалий.

XIX

Александр I

Был воспитан в духе либеральных идей, что отразилось на его правлении; проводил проанглийскую политику.

Среди русских мыслителей основателями западнического направления считаются А. Н. Радищев и П. Я. Чаадаев. Именно «Философические письма» Чаадаева стали своеобразным катализатором для окончательного формирования двух противоположных направлений общественной мысли – западничества и славянофильства.

Формирование «классического западничества»

В 40–50-е годы XIX века оформилось несколько кружков интеллектуалов, в которых идеи западничества были развиты и представлены широкому кругу людей через журналы и газеты.

Организации

Участники

Печатные издания

Московский кружок, петербургский кружок

Т. Н. Грановский, М. Н. Катков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, А. В. Станкевич, С. М. Соловьёв, В. Г. Белинский, П. В. Анненков, Н. А. Милютин, Д. А. Милютин

Журналы:

«Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Русский вестник»

Взгляды западников разделяли писатели И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов и др.

Основные идеи и взгляды западников (в сравнении со славянофилами)

Взгляды

западники

славянофилы

Исторический путь развития России

Повторение пути передовых европейских стран.

Самобытный, уникальный.

Отношение к Петру I и его реформам

Идеал русского правителя, вернувший страну в европейское русло развития.

Резко отрицательное.

Отношение к устройству власти

Конституционная монархия, разделение ветвей власти.

Самодержавие, опирающееся на Земский собор.

Отношение к экономическому укладу

Развитие буржуазно-рыночных отношений, поощрение частной инициативы, защита частной собственности.

Опора на общинность в сельском хозяйстве, создание артелей в промышленности.

Отношение к церкви и её положению в обществе

Опора на просвещение, развитие науки и техники, постепенное снижение роли церкви.

Опора на православие и церковь.

Отношение к крепостному праву и крестьянской общине

Ликвидация крепостного права, разрушение общины, переход к частному крестьянскому землевладению.

Ликвидация крепостного права, сохранение крестьянской общины.

В. С. Соловьёв и его фазисы

Один из наиболее влиятельных русских философов XIX века, сын знаменитого историка С.М. Соловьёва, Владимир Соловьёв выделил в генезисе западнического направления общественной мысли три доминирующих и поочерёдно сменяющих друг друга фазиса, то есть этапа:

Фазис

Содержание

Идеолог

Теократический

Идея католического превосходства над православием.

Чаадаев

Гуманитарный

Уход от религиозности в рационализм и европейский либерализм.

Белинский

Натуралистический

Перемещение вектора внимания с философского рационализма на естественно-научный натурализм и социальную проблематику.

Чернышевский

Роль западников в развитии русской общественной мысли

Идея развития России по западному пути в разное время занимала и продолжает занимать умы различных по своему статусу и занятию людей, оставаясь актуальной по сей день. Понятие «западничество» XIX века переросло в понятие «русский либерализм», строгую оценку которому дал в своих произведениях Ф. М. Достоевский. Февральская революция 1917 года, Перестройка, распад СССР и 90-е годы XX века прошли под флагом западничества и при вмешательстве западных стран, что не могло не отразиться на общем отношении населения к либерализму. Однако нужно иметь в виду, что классическое западничество ставило интересы России на первое место, и европейский опыт рассматривался как источник блага для страны и её народа. Наконец, западничество сыграло важную роль в актуализации вопроса освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Оцените статью!


: 1 комментарий
  1. Ellie_86

    Западничество — единственно возможный разумный путь для России, более того, со временем она должна стать не последователем, но первопроходцем среди европейских стран

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *