Москва — третий Рим, заявка на духовную империю


Москва – третий Рим – это идеологическая установка религиозно-политического характера с мессианским содержанием. Интерпретация популярной в средневековой Европе теории переноса «мирового царства» (translatio imperii). Когда вслед за сменой эпох и изменением мирового порядка, функции имперской державы переходят из одной страны в другую. Эту концепцию европейцы использовали в Средние века как идею, легитимирующую монархическую власть.

Первой «мировой империей» признавался Древний Рим на Тибре. «Второй Рим» — это Константинополь (Византийская империя), а «третьим Римом» сразу не определился. Священная Римская империя была противовесом Византии и не могла ей наследовать. Претензии болгарского Тырново в XIV в. серьезно никто не воспринимал. Ну а формула «Москва – третий Рим» провела аргументированную аналогию преемственности от Рима к Константинополю и Византийской империи к России.

Теория «Москва – третий Рим» высказанная в начале XVI века подчеркивала преемственность первопрестольного «сердца России» от Рима первого и второго, олицетворявших идею мировой империи. Это делало Россию страной исключительной значимости – «мировым царством». По факту, многие признаки свидетельствовали о законности притязаний России на наследование славе Константинополя:

  • Русь приняла христианство византийского обряда;
  • монархические династии были связаны брачно-родственными узами;
  • Россия переняла государственную символику.

Москва, ставшая центром возродившейся Русской державы, имела все предпосылки для того, чтобы взять на себя роль наследницы византийской империи. Принято считать, что такую идею впервые устно сформулировал митрополит Зосима. А старец Филофей, насельник Елеазарова монастыря на Псковщине в 1523 и 1524 годах, направил властям два письма: одно на имя дьяка Мунехину, другое лично Великому князю Московскому Василию III.

В письмах монах обосновал тождественность Московского государства и мистической христианской крепости – Ромейского царства. Филофей поставил в один династический ряд императора Константина Великого, князя Владимира Святого и самого Великого князя Василия III. Мысль о том, что: «что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать» стала расхожей в обосновании политической и религиозной целесообразности миссии Российской монархии.

Теория «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать» изначально несла в себе не столько политический, сколько эсхатологический смысл. Доводы инока Филофея основывались на том, что оба первых Рима изменили православной традиции и в наказание за это прекратили свое существование. Москва по праву должна стать «всемирным царством», а если и она предаст православное вероучение, то «четвертого Рима» не последует. Ведь нет в мире другого православного государства, сопоставимого с Россией. Такое положение дел будет означать конец времен.

В наше время тезис «Москва – третий Рим» утратил свой политико-религиозный смысл, однако продолжает существовать в переносном значении, как обоснование древности и исторической значимости столицы и самого Российского государства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 голос., в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.