Церковный раскол XVII века


Раскол русской церкви, начавшийся в 1650, произошёл в результате проведённой реформы патриарха Никона. Направлена она были на изменение текстов богослужебных книг и некоторых обрядов. Все действия патриарха поддерживались царём Алексеем. Противники реформы стали называться старообрядцами. В последствие они стали формировать отдельные группы, которые предавались анафеме.

Основные предпосылки реформы

Пришедшие на Русь христианские обряды с течением времени претерпели большие изменения. Их отличия от общемировых стандартов в XVII веке стали проявляться наиболее отчётливо. Искажение проявлялось в написанных текстах. Причины заключались в следующем:

  1. На протяжении веков церковные книги переписывались много раз. В итоге текст видоизменялся.

  2. Крещение происходило двумя перстами, в то время как в других странах – тремя.

  3. Многоголосье при ведении обрядов. Велись они одновременно священником, певчими, дьяком и прихожанами. В таком хоре разобрать слов было невозможно.

О наведении порядка в религиозной сфере первым заговорил царь Алексей.

Политические причины необходимости религиозной реформы

Причины проведения реформ в религии ещё носили и политический характер. Заключались они в следующем:

  1. После падения Византии русское государство имело желание стать Третьим Римом. Для этого требовалась поддержка греческой церкви. С целью ускорения процесса следовало привести обряды к греческим нормам.

  2. После слияния Украины с русским государства, которое при Петре I стало называться Россией, на новой территории литургии шли по греческим канонам. Церковная реформа способствовала процессу объединения этих стран.

  3. В этот период времени постоянно проходили бунты и восстания. Приведение церковных правил к единообразию способствовало успокоению народных масс.

Несмотря на то, что некоторые церковники не хотели реформ, и за основу брали древнерусские книги, они были вынуждены уступить сторонникам проведения изменений.

Лидеры раскола

Проведение реформы оказывали яростное сопротивление старообрядцы. К их числу относились:

  1. Аввакум. Являлся истинным вождём раскола. За это был сожжён на костре.

  2. Рябушинский Михаил Яковлевич. Позже им было создано промышленное предприятие по переработке льна.

  3. Фёдор Гучков. Перешёл в старообрядчество. Будучи крепостным, сумел выкупить себя и свою семью.

  4. Жена Фёдора Морозова. Преследовалась властями и была уморена голодом в земляной яме.

  5. Жена Урусов – ярая защитница старой веры.

  6. Шибаев Сидор Мартынович. Предприниматель и нефтепромышленник.

  7. Кузнецовы. Изготовитель фаянсовых изделий. Выделял деньги на строительство церквей.

  8. Солдатёнковы. Род старообрядцев. Работали в сфере текстильной промышленности.

  9. Мальцевы. Старообрядцы, занимающиеся выпечкой хлеба.

Огромные проблемы реформе создал Соловецкий монастырь. Только в результате предательства через несколько лет он был взят приступом.

В последствие движение старообрядцев разделилось на 2 течения:

  • беспоповцы;
  • поповцы.

Это были ярые сторонники старой веры. Организовывая общины, они понимали, что в случае подхода царских войск их ожидала смерть на костре. Чтобы не дать возможности этому случиться они сами организовывали самосожжение, но не сдавались властям.

Идеология раскола

Инициатором реформы выступал царь Алексей. Главным идеологом он поставил патриарха Никона. Основной идеологией изменений являлось приведение в соответствие церковных текстов и обрядов, какие существовали в других государствах. Это необходимо было сделать для того, чтобы обеспечить лучший контакт с другими странами в религиозном направлении.

Конечно, это встречало сопротивление со стороны ряда церковников, которые не хотели менять древнерусские обычаи. Раскол произошёл настолько глубокий, что старообрядцы стали подвергаться жестоким гонения.

Процесс реализации реформ

В середине XVII века стала отчётливо проявляться религиозная отсталость русского государства. Реформа церкви назревала. Это касалось не только укладов, требовалось внести изменения в религиозные тексты. Такая работа требовала продуманности действий, поскольку неосторожное касание веры ведёт к далеко идущим последствиям. Последующие события показали, что наступление на старые обычаи привело к недовольству народа. По стране прокатились волнения, которые сопровождались восстаниями.

Патриарх Никон

Проведение реформы церкви царь Алексей поручил патриарху Никону. Это был человек как нельзя лучше подходивший для такого дела. Родившись в простой крестьянской семье, он с детства уделял много внимания религии. Будучи от природы упрямым, уже в 19 лет стал священником в своём селе. Достигнув 30 летнего возраста, ему удалось перейти в Новоспасский монастырь, расположенный в Москве. Именно здесь его заметил царь. Имея одинаковые взгляды на многие вещи, они сблизились. Это стало залогом будущего возвышения Никона, который в последствие стал патриархом.

По характеру это человек отличался жестокостью и властностью. В сочетании с высокой грамотностью эти черты стали определяющими в проведении церковной реформы. Временами ему самому приходилось участвовать в подавлении бунтов и последующей расправе над зачинщиками мятежа.

Основные направления реформы

Коренные изменения в религии, проводимые патриархом Никоном, заключались в следующем:

  1. Крещение стало проводиться тремя пальцами. Раньше двумя.

  2. Уменьшилась глубина поклонов. Они стали проводиться до пояса, а не до земли.

  3. В религиозные книги были внесены изменения.

  4. Только с этого времени было введён термин «православие».

  5. Имя Бога стало писаться Иисус. Раньше было Исус.

  6. Крёстный ход стал совершаться против движения часовой стрелки.

Фактически это были кардинальные изменения, которые стали причиной раскола церкви.

Процесс писания текстов

Шагом, который вызвал массу недовольств, было писание новых религиозных текстов. Для этого специально в Грецию был направлен Арсений Суханов. Возвратился он в 1655 году только с 7 первоисточниками. Это было очень мало.

Предварительно Никону удалось договориться с некоторыми церковниками о реформе на том основании, что все тексты будут соответствовать греческим рукописям древних лет.

Поскольку материала оказалось недостаточно, Никон пошёл на циничный шаг: с его стороны последовало заявление, что при написании текстов будет разрешено опираться на современные греческие и римские источники.

Это вызвало взрыв негодования и привело к массовым восстаниям.

Уничтожение ортодоксальной церкви

Под словом ортодоксальность, в переводе с греческого языка, понимается правильное мнение. Так называются поступки людей, которые проносят знания с древних времён в современность. Никон своими действиями уничтожил ортодоксальность религии. Делал это он следующим образом:

  1. Помимо переписывания текстов полностью уничтожались старые книги. Причём запущенный процесс не был остановлен и после ухода Никона. Это продолжалось и при Петре I.

  2. В соответствии с новыми веяниями шло и переписывание икон.

  3. В некоторых случаях проводилось изменение ничем не обоснованных религиозных принципов. Примером может служить смена направления Крестного хода, вызвавшее недоумение у ряда церковников.

  4. Непонятно зачем был введён термин «православие». Раньше употреблялось «непорочная вера», «христианская вера», «божья вера». В итоге смысл не менялся.

Раскол церкви во многом состоял в том, что часть священников отчётливо видели разницу между старой религией и новой.

Реакция народа на церковный раскол

Реформы, проводимые Никоном, оставили глубокий след в истории. Не прошли они бесследно и для населения. Часть граждан не воспринимали их с положительной стороны. Помимо прокатившихся по стране восстаний люди не хотели оставаться в таком государстве и покидали свои места. Некоторые уходили в леса, другие находили место жительства в иных странах.

В попытках вернуть людей шёл постоянный их розыск. Предпринимались варианты устрашения. Отличавшийся жестокостью Никон сам участвовал в расправах над беглыми. В этот период было уничтожено более тысячи человек.

Такие методы не остались без последствий. Народные возмущения были услышаны властью. В итоге в 1660 году по указанию царя Никон ушёл с патриаршего престола. В дальнейшем он лишился сана священника и был сослан в Феропонтов Белозерский монастырь.

Однако изменений в религиозной сфере не произошло. Реформы были продолжены:

  1. Новые книги и обряды, в 1666 году утверждены.
  2. Священники старой веры стали называться старообрядцами и приравниваться к еретикам.

Это превратилось в настоящую религиозную войну. Сторонники старой религии стали подвергаться преследованиям. Не имея возможности скрыться, они ютились на окраинах государства. Некоторые занимались самосожжением. В историю это вошло под названием «гари». Однако эти люди постоянно ощущали поддержку со стороны простого народа, недовольного существующими порядками.

Последствия церковного раскола

В борьбе со старообрядцами представители обновлённой религии обращались за помощью к представителям власти, которые их поддерживали. После смерти царя Алексея новые государи откровенно стояли на их стороне. Выразилось это в следующем:

  1. Царь Фёдор отправил на костёр вождя старообрядцев Аввакума.
  2. При Софье вышел закон запрещавший деятельность раскольников. Не подлежала распространению литература старообрядцев.
  3. Подобную политику проводил и Пётр I, продолжая гонения на представителей старой религии.

При этом струя старообрядческих ценностей продолжала прослеживаться. Это был дух старины, который отображал древнерусские традиции.

Историческое значение раскола

Фактически Никон был орудием в руках царя. Последнему необходимо было привести русскую церковь к международным канонам. И сделал он это с помощью патриарха. Исторически это имело как положительную, так и отрицательную стороны:

  1. Положительная. За счёт устранения обособленности религии усилилась церковная связь с разными государствами.
  2. Отрицательная. Было уничтожено огромное количество книг и икон древней Руси.

Вера – это очень серьёзный вопрос. Попытки властей вмешаться в религиозные настроения людей приводят к катастрофическим последствиям, разрешать которые приходится на протяжении нескольких столетий.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

: 18 комментариев
  1. Олеся

    На самом деле, очень интересный период истории. Сейчас можно с уверенностью сказать, что если бы Романовы не пришли к власти и не установили новую правящую династию, страна бы развалилась. Иностранные захватчики то и дело покушались на суверенитет России, пытаясь воспользоваться периодом династического кризиса. Однако Романовым удалось удержать страну от полного разложения, вернув России прежнее величие.

    1. nehamster

      Олеся, а может быть и наоборот. Владислав Ваза не собирался расчленять Россию. Под его скипетром могли объединиться четыре самых крупных славянских народа: русские, украинцы, белорусы и поляки. Идеи панславизма могли найти применение на двести лет раньше. Хотя, возможно, правы действительно вы, а не я.

  2. Олеся

    Очень интересный и подробный материал. Понять причины и последствия церковного раскола непросто, и поэтому хотелось бы, чтобы данная таблица тезисно излагала материал. В таком количестве информации легко запутаться, а изложение принципов и нюансов церковного раскола по пунктам помогло бы лучше понять суть данного исторического процесса.

  3. Олеся

    Вопросы веры всегда были очень щекотливыми. Кому-то казалось, что церковь в России должна пойти по пути католического развития, а кто-то считал, что раз мы восприняли веру от византийцев, то значит в дальнейшем необходимо придерживаться того же пути. В результате, произошел раскол между старообрядцами и теми, кто выступал за незначительные изменения церковных канонов. Из-за сущих мелочей люди шли друг на друга войной, усугубляя и без того плачевное положение страны.

  4. Ирина

    Безусловно, роль Никона в событиях, приведших к расколу, чрезвычайно важна. Никон, будучи человеком весьма властолюбивым, хотел возвышения лично для себя и укрепления главенствующего положения в государстве — для церкви. Возможно, не будь Никона, все сложилось бы по-иному, не столь драматично, и обошлось бы без преследований. Ведь роль православной церкви в то время и так была сильна. Правда, до «высшего командования» светские власти ее не допустили.

  5. Ирина

    Думается, серьезных объективных причин для раскола не существовало. Мое личное мнение: главной движущей силой было противостояние двух ярких личностей: Никона и Аввакума, каждый из которых преследовал свои собственные цели. Победа же в конечном итоге зависела от того, чья позиция покажется светской власти более отвечающей ее интересам.

  6. Анна

    Во-первых, почему укреплять связи надо было только со славянскими государствами? Речь шла, в первую очередь, о греческой церкви. Сверяли книги, прежде всего, по ее образцам. Невзирая на то, что греки были под турками, влияние их патриархатов (Иерусалимского, Константинопольского, Антиохийского, Александрийского) играло в Православной Церкви огромную роль. И только пятым по-старшинству, был и остается – Московский.

  7. Анна

    Во-вторых, когда это все, что шло от греков считалось ложным на Руси?! Тем более в 17 веке?! От греков было принято православие. Наша культура совершила резкий взлет в 11-12 веках благодаря мощной прививке греческой культуры. На Руси жило и работало множество греков: архитекторов и иконописцев, переписчиков книг. Вся русская живопись и архитектура оригинальна, но питалась греческими источниками.

  8. Анна

    В целом, в статье нет четкой канвы. То есть: причины раскола, конкретная суть, последствия. Если автор хотел сделать ударение чем-то другом, тоже не понятно. Как-то похоже на кашу получается. Согласна с Олесей, что необходимо конкретное изложение по пунктам.

  9. Анна

    Сводить такое глубинное событие к противостоянию двух лидеров, мне кажется, значит его сильно примитизировать. Никон был прав по сути. Но государство, как это у нас классически бывает на Руси, пыталась исправить всех и сразу. А кто не понимал необходимости реформ и не соглашался – к тем применяли насилие. Но в основном, кстати, после смерти Алексея Михайловича. И Аввакум был сожжен после него. Собственно, сильные гонения на старообрядцев начались при Петре. Ему нужны были солдаты, а старообрядцы бежали на окраины страны, в леса, где массово уклонялись от воинской обязанности. Поэтому он отправлял туда военные отряды, целью которых было добыть рекрутов. В ответ последовали знаменитые гари.

  10. Анна

    Совершенно верно замечание Влада: почему он произошел? А тема статьи была о причинах раскола. К сожалению, конкретных причин, кроме речи об амбициях некоторых личностей и усиления самодержавия, тут и нет. А они были.

  11. Анна

    Кому это, Олеся, в 17 веке, в России, мог видеться путь католицизма?! Это и в страшном сне тогда нашим предкам не снилось. Патриарх Никон попытался, в основном, только исправить некоторые обрядовые моменты в православном культе и получил такую реакцию! Что бы было, если бы завели речь о католичестве?

  12. Анна

    К сожалению, ничего не сказано о сильных, ярких чертах характера Никона, привлекавшего к нему людей. Ведь не зря это сделал и сам царь. Нет рассказа о потрясающей монашеской школе.. которую он прошел на о. Анзер, в скиту Соловецкого монастыря. Его наставником был сам Св. Иов Анзерский – легенда северного монашества. Дело в том, что именно по молитвам последнего, после долгих лет бесплодных ожиданий, и родился у царя Михаила сын – будущий Алексей Михайлович.
    Земные поклоны никто не запрещал, их количество сократили.

    1. Мануил Сачков

      Яркие и сильные черты не отменяют негативный окрас фигуры реформатора, а вообще ваша правда, история многого не договаривает.

  13. Анна

    Согласна с автором, действительно нужная реформа, но проведенная не совсем правильными методами. И, прежде всего, в этом вина государства.
    Не стала бы так сопоставлять казаков со староверами. Дело в том, что масса казаков как раз и есть выходцы из старообрядцев.

  14. belonog-2016

    А мне кажется, что серьезные причины для раскола все же были. Если взглянуть на другие церковные реформы в истории, то можно увидеть, что ни одна из них не воспринималась всем народом и сразу. Были и те, что с радостью принимали все изменения, но большинство было против. Людям тяжело менять что-то, что уже сложись в их жизни и быт, к которому они привыкли, особенно, если это касается такой вещи, как вера и церковь. Это все равно, что поломать весь свой мир.

  15. Михаил Иванович

    Немалое давление иноземных клерикалов на царя, испытывавшего особую приязнь к заграничным диковинам было хорошо заметно его окружению. Выдвиженцы из низов вроде Никона, дабы еще больше усилить свое влияние на царя решились на церковную реформу, ставшую причиной многих бед Отечества.

  16. Михаил Иванович

    Церковный раскол наломал дров немерено, разделил, некогда единоверную православную общину на вековую неприязнь. Стоило ли ради изменения текстов и некоторых богослужебных ритуалов учинять реформу, ведь можно было решить острые проблемы в рабочем порядке.

  17. Nika97

    К причинам можно еще добавить противоборство государства и церкви. Никон был, можно сказать, хитрым и прагматичным человеком. Установив новые формы, он одновременно возвышается над правителем и диктует ему свои требования. Однако цели Никона до добра его не довели, слишком уж он был самонадеян. И как итог – остается у разбитого корыта обычным монахом.

  18. Сергей Клинских

    Иконы и редакция Писания — конечно здорово. Но главное, за что выступал Никон: одна церковь — одна служба. Да-да, до раскола обычной практикой было проведение нескольких служб в одной церкви — и рядовому прихожанину было слабо понятно, какая из них важнее. Как сейчас говорят «уровень удовлетворенности клиентов» оставлял желать лучшего, что сказывалось и на доходах компании…

  19. Артур

    История раскольничества, вообще малоизученная тема, как мне кажется. Я например старовер, рожденный в Средней Азии, родом из Оренбурга. Кем были мои предки? Были ли они бежавшими от преследования раскольниками или вольными казаками, так и не могу получить точного ответа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.