Теория официальной народности


Теория официальной народности – консервативная идеология времён правления императора Всероссийского Николая I (1825-1855 гг.), впервые озвученная С.С. Уваровым, министром народного просвещения (1833-1849 гг.).

Авторство теории

Вдохновителем и «заказчиком» государственной идеологии выступил сам император, чьё восшествие на престол в 1825 году было не совсем легитимным. После подавления восстания декабристов целью своего правления он считал предотвращение революции. Главная задача создания теории состояла в обосновании легитимности власти в России.

Источником выступили труды историков: Н. М. Карамзина («Записки о новой и древней России», 1811 г) и М. П. Погодина («О происхождении Руси», 1825 г.). Основные принципы теории были изложены в их работах и коронационном манифесте императора в 1826 г.

Приписывается авторство графу Уварову, публично озвучившему основные положения новой идеологии в докладе при вступлении в должность министра народного просвещения 19.11.1933 г.

Впервые сам термин был употреблён А.Н. Пыпиным, литературоведом, двоюродным братом Н.Г. Чернышевского, в статье 1872 года.

Основные принципы теории

В основе идеологии лежит обоснование различия между российской и западной государственностью. Если западноевропейские страны образовались в результате завоеваний, то Российское государство – с помощью Божьего промысла, что обеспечивает единение царской власти и народа.

В теории заложено три главных принципа, которые противопоставляются лозунгам Великой французской революции. Они представлены в сравнительной таблице:

Великая французская революция

Теория официальной народности

«Свобода»

«Самодержавие» — процветание, сила и слава государства основаны на единстве царя и народа.

«Равенство»

«Православие» — духовенство почитаемо наравне с государством, ибо российский народ изначально религиозен.

«Братство»

«Народность» — сохранение в неприкосновенности народных традиций, отвержение западного влияния.

Триада означает взаимосвязь духа и власти, а также единства монарха с народом. Не случайно именно в 1833 году у самодержавия впервые появляется собственный гимн – «Боже, Царя храни». Автором музыки стал А. Львов, а слов – В. Жуковский при участии А. Пушкина.

В чём консерватизм теории

Государственная идеология оправдывала существование крепостного права, отсутствие свобод и провозглашала свой собственный, уникальный путь развития страны. Констатировалось лишь то, что сплачивало народ, указывало на положительные моменты, полностью отрицая существующие проблемы. Это вело к застою.

Наиболее ярко подобный официозный патриотизм прозвучал в высказывании А. Х. Бенкендорфа, возглавлявшего Третье отделение канцелярии Его императорского Величества: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».

Сторонники теории

Главными проводниками теории стали учёные Московского университета и известные журналисты. С. П. Шевырёв, профессор филологии, в своей «Истории русской словесности» (1841 г.) говорил о необходимости смирения, отсутствии в России сословной вражды и предпосылок для социальных потрясений.

М.П. Погодин, профессор истории, сегодня признаётся учёными реальным автором теории, а журналисты Ф. В. Булгарин и Н.И. Греч в своих статьях («Северная пчела») называли порядок вещей в стране наилучшим, отвечающим требованиям религии и политической ситуации. Они идеализировали патриархальный уклад и заботу помещиков о своих крепостных.

Противники теории

В 1836 году в «Телескопе» было опубликовано «Философическое письмо» П. Я Чаадаева. Всего учёным было написано 8 писем, но следующие произведения при жизни автора так и не увидели свет. Много путешествуя по другим странам, философ проявил инакомыслие. Он превознёс западноевропейские порядки, назвав жизнь в России мрачной. Цель существования российского общества, по его мнению, заключается в том, чтобы преподать урок потомкам.

Философа объявили сумасшедшим, однако теории официальной народности не удалось пережить время правления Николая I, в обществе всё громче звучали голоса славянофилов и западников, критикующих существующие порядки.


Источники:

  • Большой словарь афоризмов, крылатых слов и выражений [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Bibliotekar.Ru 2006-2019. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/encSlov/15/245.htm
  • Вортман, Ричард. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века. [Электронный ресурс] / Р. Вортман.- Электрон. текстовые дан. – Александр Бокшицкий :2002-2007. – Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/o/Official_Nation.html
  • Шевченко М.М. «Официальной народности» теория. [Электронный ресурс] / Большая российская энциклопедия. – Электрон. дан. – БРЭ 2005-2019. – Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2699648

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (10 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...

: 2 комментария
  1. svstar1989

    Теория народности вместе с известной всем триадой, на мой взгляд, является предшественником коммунистической идеологии. Не в том смысле, что они похожи, а в смысле самого построения государства. Нужно придумать красивую легенду, в которую заставить поверить народ, сделать это официальной идеологией. Так проще всеми управлять.

    1. Chekhovskiy

      Коммунистическая идеология в широком понимании этих слов отношения к Т.О.Н. не имеет, потому что коммунизм должен строиться не ради управления людьми, а ради соответствующего распределения благ. Т.О.Н. же строиться на основе послушания и повиновения царю и власти, как базису жизни.

  2. Besserwisser

    Уваровское изобретение теории официальной народности, четко вписывалось в стратегию имперского сознания верховных кругов власти. Эфемерное единство эксплуататоров и угнетаемых подтолкнуло развитие альтернативных идей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.