В 4-7 веках Византийская империя сталкивается с новым врагом на своих северо-восточных границах – антами. Кто были эти люди? Откуда мог появиться названный этноним? Какая нация их потомок?
Откуда появилось слово «анты»?
От Данастра до Меотиды расселились представленные в заголовке роды, объединенные целью защитить себя от «тлетворного» влияния традиций Рима и его возможной экспансии. Как всякие варвары, они иногда жаждали наживы. Кто первым ввел в обиход этноним доподлинно неизвестно. И все же значение лежащей в нем идиомы на поверхности. Индоевропейский корень «ант» передает понятие «находящийся с краю» или «стоящий на противоположной стороне». Популярная в научном сообществе гипотеза объясняет константинопольскую версию мироустройства, записывающую всех, кто обитал через море от «второго Рима», в его оппозиционеров.
Народ или военная лига наций?
Авторитетный исследователь арийских традиций Г. Бонгардт-Левин подчеркивает: «Наряду с общим индоевропейским наследием в языке и культуре славянских и индоиранских народов имеется целый ряд сходных черт, которые отражают взаимосвязи предков славян с племенами именно скифо-сарматского круга». И далее поясняет: «Контакты не ограничивались давно доказанным языковым сходством; они отражают широкий спектр связей в области материальной культуры и быта. В религиозных, мифологических представлениях, фольклоре и эпосе». Археологи подтверждают наиболее активную связь потомков скифо-сарматских племен с южным праславянским кругом. Причем на этапе существования Киевской и Ипоешти-Кындештской культур. Это 2 – 7 века. Учитывая, что известные Византии анты попадают в сию эпоху, не трудно подвести итог. Первоначально указанным словом обозначали не племенной, а исключительно военный союз – лигу 2 хорошо знакомых и постоянно помогающих друг другу народов. Маврикий в «Стратегиконе» часто сбивается. Называет антов «скифами». Однако не только «украинские» праславяне и поздние индоиранцы входили а «антивизантийский» альянс, военная деятельность которого стала одним из сюжетов «Стратегикона». Правом называться «антами» обладают и люди Черняховской археологической культуры, занимающей западный ареал Антии Маврикия. А в ее недрах проходила ассимиляция части праславянских кланов с восточными готами, подтвержденная материалами из десятков раскопов.
Исследователь В. Седов в книге «Анты» указывает, что «в Подольско-Днепровском регионе в означенный период имел место приток переселенцев как с днепровского левобережья, так и из-за Дуная». Данный факт он основывает на предметах новой материальной традиции и намеках, даваемых писателями-современниками автора «Стратегикона». Праславянский элемент постоянно пополняется и мигрантами с севера. Там еще сохраняются элементы «сходящей на нет» венетской Пражско-Корчакской культуры. Последним «вливанием» в антский военный союз были геты – потомки фракийской народности даков (а не его братья-современники, как полагают многие источниковеды, ссылающиеся на Геродота). Готский летописец Иордан написал про них целый труд. В «О происхождении и деянии гетов» он поясняет: «готы есть дети гетов», подчеркивая тем самым «особое» происхождение восточных готов. Ведь они первыми ассимилируют последнее фракийское население. В процессе исхода от Черного моря к Балканам. Миграция опять же совпадает с антским временем. Поэтому вопрос, какой этнос был социальной основой антской империи, пока открыт.
Обычаи, которыми вдохновился автор «Стратегикона»
Между тем, опираясь на работы всех исследователей, занимавшихся антами, разумно предположить бытование в отрядах «антской лиги» схожих обычаев. Они восходили к общим праиндоевропейским традициям, перечисленным в издании Ф. Леонтовича «Арийские основы общественного быта». В частности Маврикий ссылается на несколько давно забытых античными нациями ментальных установок. Среди них, по его словам, «проживания в городах без стен, в лесах у непроходимых рек в жалких хижинах», «равноправие на войне знатных и простолюдинов», «клятва на мече», «уважение к женщинам» (при этом патриархами родов могли быть только мужчины). Далее «обнажение воинов во время атаки», «неимоверная храбрость и склонность к самопожертвованию», а также «поклонение 3 основным богам» (Троица характерна для всех потомков ариев – Небо, Земля, Организующая Мир Стихия). Поразила Маврикия (как военного историка) именно антская стратегия войны. «Скифы-пахари» всегда имели в своих рядах бойцов-профессионалов («воев», это от них произошли понятия «воин», «войско» и «война»). Войские отряды возглавляли армии, доходящие когда до 1, когда и до 2 тысяч человек. Противники Византии были умелыми корабелами и мореходами. На момент написания «Стратегикона» они лучше всех владели искусством абордажного боя. В дальнейшем некоторые военачальники антов даже командуют «ромейскими» войсками.
Вожди антов
К этапу возникновения у антов классовых отношений (родившихся, вероятно, под влиянием Восточной Римской империи) относится появление великих вождей (скорее всего, уже князей). Они перечислены в трудах византийских историков. К ним относятся:
- Бож;
- Идар;
- Межамир;
- Келагаст (Кологащ).
Бож (Боз, Бус, Бох) упоминается в связи с событиями еще 375 года, временем войны с потомками когда-то дружественных готов. Имя его намекает на происхождение из клана бужан. Идар (Идаризий, отец 2 последних из перечисленных князей) известен в 560-е годы, в период столкновений с Константинополем и аварами. Омоним определяет его индоиранское происхождение (окончания «ар» были у скифов и сарматов). Межамир (Мезомир) переводится как «из пограничных земель». Скорее всего, он возглавил придунайских антов, заселяющих позднее землю будущей Болгарии и Македонии. Кологащ переводится «солнечный». Такое прозвище в славянской среде могли дать лишь самому мудрому правителю. Кологащ и Межамир, являясь переговорщиками во время выкупа пленных, были казнены из-за высокомерия последнего из указанных братьев. Именно эти значительные личности и удерживали многонациональное воинство в рамках единой (военно-демократической?) традиции. В результате их деятельности из военной лиги складывается уже нация. Ведь многие вожди (далее князья) натуральным образом канонизировались. А у иных родов даже обожествлялись…
Кем стали потомки антов?
Большинство отечественных мыслителей склонны полагать, что основное ядро антов явилось предком восточных славян, перечисленных в древнейших русских летописях. Часть исследователей относят их «внуков» к родоначальникам всех 3 ветвей славянства, расползающегося по Европе в 6 – 7 веках (Прокопий признает склавинов и антов людьми «одного корня»). Наконец, «прогрессивные» украинские ученые уверены, что антская ветвь никогда не покидала междуречья Дуная и Днепра, тем самым, наоборот, ограничив локализацию возможных антских потомков. На таких же позициях стоит часть историков из Белоруссии, Румынии и Молдавии. Факт, на который они опираются – упоминание антов летописцами даже в 7 веке, когда к востоку от Днепра и северу от Полесья существовали уже конкретные восточнославянские племена. Они «отделялись» от заднепровских племен и арабскими путешественниками. Возможно, причина разобщения – аварские кочевья. В любом случае вопрос остается пока дискуссионным.
Использованная литература:
- Ф. Леонтович. «Арийские основы общественного быта»;
- А. Алексаха. «Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция»;
- В. Седов «Анты»;
- В. Бонгардт-Левин. «От Скифии до Индии».
- «Стратегикон» Маврикия.
- Иордан. «О происхождении и деянии гетов».