Народ Черняховской культуры


Появившись на стыке проживания носителей 3 языков, «черняховцы» исчезли под натиском таких же разноязыких кочевников – гуннов. Но древние тексты и анализ археологических находок позволили «пролить слабый свет» на их короткую жизнь.

Зона контакта славянского, германского и кельтского этносов

Большинство ученых сошлись в выводе, что взаимодействие предков исторических германцев, кельтов и славян имело место еще в эпоху Зарубинецкой культуры (от 3 века до н.э). Оно происходило на территории ее распространения. Локация – современная Украина к западу от Днепра. Найденные артефакты принадлежат сразу 3 достаточно изученным традициям, указанным выше. Черняховская культура отделяется от первой «усилением» германской аутентичности, совпадающей с документированным продвижением племенного союза готов к Черному морю. В. Акунов удачно свел все доказательства в единую картину. Б. Рыбаков и В. Седов предложили свою версию событий. По их мнению, к «черняховцам» следует относить некоторые роды поздних скифов, гепидов и гетов – коренное население юго-западной половины ареала культуры. Значительного влияния потомков скифов и фракийцев на искомый народ не выявлено.

Быт населения Черняховской культуры

Между нижним Дунаем и средним Днепром во 2 – 4 веках проживали люди, материальная культура которых впервые обнаружена у села Черняхи Киевской области Украины. Отсюда и название субстрата. В дальнейшем схожие признаки быта и погребального обряда будут обнаружены на всей обозначенной территории. В 4 столетии имела место даже экспансия на северо-восток – за Днепр. Поселения были большими и неукрепленными (обитатели никого не боялись). А наземные строения и землянки расположены строгими рядами. Предметы быта и вооружения в одном и том же раскопе напоминали традиции разных культур, определяемых исследователями как «кельтские, протославянские и германские». Обнаружены значительные клады позднеримской а в верхних слоях и византийской монеты. Границы своих земель новая народность любила укреплять навалами земли. Одна часть такого периметра сейчас носит название Змиевых валов, а другая – Трояновых. В. Акунов утверждает, что прогрессивный плуг стал частью аграрного инструментария благодаря именно готам. Производство зерна процветало. В хозяйстве использовался мелкий домашний скот. На высоком уровне оказались металлообработка, резьба по кости, бронзовое литье и кожевенный промысел. Выяснилось, что продукция выполнялась на заказ, а не на продажу. Как и отсутствие частоколов, данный факт доказывает, что этнос, о котором ведется речь, не был мирным торговцем. Он являлся скорее воином, имеющим возможность самостоятельно снабжать себя оружием и амуницией. При этом «черняховцы» активно покупали у соседей (населения черноморских факторий сначала Рима, а затем Византии) разные предметы роскоши, изящные амфоры и стеклянную посуду. В погребальном обряде преобладало трупоположение, но широко встречалось и трупосожжение. Это подтверждает связь с Зарубинецкой культурой. А. Алексаха уверен, что концентрация протославянских черт быта (полуземлянки с печью-каменкой, трупоположение, предельно низкое количество импортных вещей и очень простое вооружение) встречаются на Волыни, в Среднем Приднестровье и Южной Польше. Ведь позже здесь возникает Пражская культура.

Внешняя политика народов, образовавших Черняховскую культуру

Сами римляне, а позже и византийцы называли землю представленной культурной группы «Скифией». Они продолжали пользоваться картами «Истории» Геродота. Однако взамен геродотовских «скифов-пахарей» в анналах западно-римской и восточно-римской истории на обозначенном месте зафиксированы разные народы:

  • анты;
  • геты;
  • даки;
  • фракийцы;
  • «венеты»;
  • сарматы;
  • готы;
  • «дети скифов»;
  • бойи;
  • бастарны.

Что касается последних, у римлян с бойями было столкновение на западных границах нынешней Чехии. Римский топоним «Bogemia» образован от германского «бой хейм» (земля бойев). Ведь античные завоеватели впервые узнали о бойях от германцев (которые позже тоже воевали за землю с этим народом). А вот археология Богемии говорит нам о кельтах, ассимилированных первыми пришедшими из Скандинавии германцами. О носителях Вельбарской культуры. Поздние «черняховцы» известны византийским хронистам как «анты» (в их состав вошел одна массив). Однако ранние идентифицируются лишь археологами. Потому что античные государства не знали «черняховцев», различая в этом столпотворении все перечисленные (кроме антов) народности. С каждой из них Риму пришлось столкнуться в разных битвах. Бойев легионеры называли «быками», считая, что так и переводится их самоназвание. Как появились бойи в ареале Черняховской культуры? Изученные артефакты украинских раскопов дают понять, что «быки» какое-то время населяли Закарпатскую область. Римлянин Тит Ливий сообщает, что народ этот расширился до 120 родов. Археологи уточняют: это было начало 2 века до н.э. Начиная с данного слоя, вельбарские раритеты обнаруживаются по всей Чехии, Словакии и Закарпатью. Римляне нашей эры пишут, что бойев в указанной земле покорили германцы-бастарны. Однако археологические находки говорят о другом. Бастарны были вытеснены. Кельтский материал широко прослеживается в эпоху Черняховской культуры. Римляне впоследствии называли бастарнами все тех же бойев. Просто в эпоху описываемой общности они не имели контакта ни с теми, ни другими. Пополняли сведения слухами. Последний раз непосредственное взаимодействие королей бастарнов с Римской республикой происходило в 180 г. до н.э. Во время завоевании легионами «вечного города» Македонии. Через 200 – 250 лет этот германский племенной союз «растворяется» в сарматском нашествии. Из указанного списка федератами (союзниками) Рима были только готы. Но «ромеи» не оценили пограничных заслуг этих склонных к мирному образу жизни германцев. Держали их в «черном теле». Благодаря чему и произошел знаменитый исход к Черному морю. Аврелий Виктор в трактате «О Цезарях» пишет, что в 320-350 годах царем Константом были разгромлены полчища готов и сарматов. По сути, это единственное упоминание об участии хоть какого-то ираноязычного этноса в объединении, которое сегодня называют народом Черняховской культуры. Оно не имеет стратегической роли. Теперь о родах фракийского происхождения. Во 2 – 4 веках они уже вошли в состав готов и были ими ассимилированы. Этому посвящены все книги Иордана. Он жил позже, но собирал легенды. Поэтому упоминания у римских авторов этнонимов «геты», «даки» и «фракийцы» – не более чем дань геродотовским картам. «Венеты» обозначаются в своей внешней политике выражением «бродящие по лесам как разбойники». Народа этого уже не было. Скорее всего, подразумевается встреча римских пограничников (тех же германских федератов, о которых пишет Иордан) с кочующими кланами времен Великого Переселения Народов. Просто «черняховцы» имели выраженные нордические черты и походили на всех соседей.

Народ Черняховской культуры и гунны

Упомянутое только что переселение, по заключению большинства историков, начали гунны. Кочевники попали в область современной Украины из Причерноморских степей, расположенных восточнее. Возможно, половину народа Черняховской культуры «раскидал» по Европе именно этот глобальный процесс. Часть искомого субстрата в описанные здесь времена стала антами. С другой стороны прослеживается четкая проекция быта и народного костюма «черняховцев» на Пражскую культуру – традицию мирных хлеборобов, распространившуюся на Волыни, Среднем Приднестровье, Южной Польше, Южной Словакии и даже Южной Чехии. Но это – уже следующий этап в генезисе наших предков. По словам Иордана были и те, кто создал (еще в 3 веке) собственное государство – Ойум. Аналитики текстов этого автора сошлись в том, что речь идет о всей южной половине Приднепровья. В том числе и о болотистом Полесье. Как раз здесь проживал Аблабий, собиравший легенды, которые и приводит для нас Иордан. Этот гот точно описывает притоки Днепра и болота. «Ойум» переводится с готского «водная страна». Трудов самого «этнографа» не сохранилось. Есть только ссылки на них Иордана. Книга «О происхождении и деянии гетов» говорит нам, что гунны разбили войско Ойума. Его жители уходят на территорию фракийских провинций Рима. В 378 году они громят при Адрианополе императорское войско и устремляются на запад, навсегда потеряв связь с сородичами. Меньшая часть переселяется в южный (византийский) Крым. Столько же – в северный (землю антов). Еще несколько кланов хоронятся в лесах Волыни, Южной Польши и Среднего Приднестровья. И это прекрасно подтверждается археологическим материалом.      


Использованная литература:

  • В. Акунов «Готы»;
  • Иордан. «О происхождении и деянии гетов»;
  • А. Алексаха. «Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция»;
  • Б. Рыбаков. «Геродотова Скифия»;
  • Тит Ливий. V книга.
  • Аврелий Виктор. «О Цезарях».
3/5 - (1 голос)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *