Где жили славяне до распада на ветви


Решив задачу, связанную с более менее связным определением этнического состава праславян, ученые натолкнулись на следующий вопрос. Он сформулирован далее.

Постановка проблемы определения «славянского ядра»

Большинство исследователей этногенеза наших предков – историки, филологи и специалисты по прикладным наукам. Одной из них стал спорный метод генетического анализа. Большинство сошлись в едином мнении. «Праславянами» были 3 народа. Современники называли их нациями смешанного происхождения (в принципе, это подтвердили генетики и археологи). Одних называли «антами», других «венетами» (их же – «склавинами»), а третьих – «сполами» («спорами»). Некоторые этнонимы встречаются в античных документах, мемуарах и научной литературе с 4 века. Со времени походов готских отрядов Германариха и Венитария на антов и венетов. Иная часть известна с 5 в. В наше время с «венетами» (на самом деле признано, что это их далекие потомки) принято ассоциировать археологический горизонт культуры Прага – Корчак. С «антами» – культуры-предки Пеньковской общности. Со «сполами» – «союз» Киевской культуры, соседствующий с 2 этими массивами и поддерживающий родственную связь.

Но отличие этого 3-го компонента есть. Ведь он содержит сарматскую традицию. Речь о «сейминско-донецких» очагах на пограничье Киевской и Черняховской культур. Племена, которые оставили эти следы, не были однородны. Являлись социальной базой для пополнения так называемых «антов», долгое время бывших военным союзом, а не этносом. Совсем недалеко от места, где Сейм впадает в Десну (на месте Чернигова) на античной карте 2-го века обозначен город Сирим. Перевод с сарматского языка «место, где танцуют». Сарматы изгнали (частично ассимилировали) скифский племенной союз. Тот, который Геродот называл меланхленами («одетыми в черное»). Оккупанты сами затем называли реку Сейм черной («сайм»). Мало того, древнейшее обозначение местности, где вырос в 7 веке Чернигов – Чорны Гай.

Почему стоит заострить на этом внимание? Только тут и на месте Белгорода Днестровского возникают в 6 – 7 веках города. Настоящие (не путать с обычными городищами). Данный факт – признак определенной внешнеполитической и экономической стабильности в локации. Ее развитости и культурной самодостаточности. Хорс есть в пантеоне всех северокавказских народностей, ведущих происхождение от аланов. Имеется Солнцебог в языческом пантеоне славян. Круговой пляс мужчин и женщин – хоро-вод. А что общего у славян с кавказцами? Сарматы. Археологи до сих пор стесняются признать сейминско-донецкие памятники отдельной культурой. До сих пор не понятно – сарматская она или праславянская. Но это следует сделать. Ведь к 8 веку данный горизонт распространяется на земли, где проживали летописные поляне, северяне и радимичи. Народ спорной Сейминско-Донецкой культуры попросту растворился в Киевской. Но стоит знать, что у него был идентификатор: бог солнца Хорс, обычай называть себя «черными» и город Сирим.

В середине 6 столетия, византийские «обозреватели» и восточно-готский летописец Иордан описывают уже 3 славянские ветви. Военная жизнь, «сельская» миграция и натиск аваров заставили их оказаться на приличном расстоянии друг от друга. Далекие походы (иногда не по своей воле, так как «обры» брали в заложники детей воинов) привели славян в разные концы материка. Часть их продвинулась на север Русской Равнины. Но если есть 3 группы, выделившиеся из одного народа-прародителя, то он и сам должен иметь точное место и время своего существования. Пусть даже довольно короткое. Логичный вопрос звучал так: Где жили славяне до распада на ветви?

Что такое «киевская культурно-историческая общность»?

Найдя упомянутые уже «точки соприкосновения» последнее поколение археологов-славистов выделило так называемую ККИО – киевскую культурно-историческую общность. Остатки селищ и городищ племен, которые составляют этот горизонт, объединили традиции Киевской и Сейминско-Донецкой культур, а также соседних – Прага-Корчак, Пеньковской (новый слой которой появляется под влиянием Киевской) и Черняховской. Население соответственно имело гены венетов, антов, гето-даков, готов и сарматов. А вот в культурном плане в новую общность попали лишь самые доминантные элементы традиций пяти канувших в лету народностей.

На линии, проведенной от нынешнего Чернигова до современного Белгорода Днестровского (а в начале 6-го века – уже и в другую сторону, до белорусского Могилева) мастерами раскопок обнаружен интересный слой. Он прямо говорит о постоянных миграциях. И они не связаны с войнами или катастрофами. Разговор о передвижении родственных кланов внутри собственной территории. Торговые «командировки», мирные переезды, призывная служба на границе?

В Белорусском Полесье в 5 веке еще сохраняется особая аутентичность (памятники типа Абидни под Могилевым). Но в землях южнее находки сообщают о нивелировании способов ведения хозяйства, быта, религиозного типа и ритуала инициации, стиля вооружения и амуниции. Покойных тут сжигали, прах закапывали в овальных ямах (иногда в горшках), в могилу помимо вещей помещали разбитую посуду, называли Солнцебога «хоро», «хорс» или «хор», имели самые развитые на тот момент технологии сельского хозяйства, жили в довольно надежных избах-полуземлянках с печкой и безбоязненно перемещались по 6 регионам нынешней Украины. Это – Черниговская, Киевская, Черкасская, Кировоградская и Николаевская области. А также западная треть Одесской. Мирные «слои» находят здесь от конца 4-го века и вплоть до появления аваров.

Река Рось, благодаря которой у хазаров родился этноним «рос-рус», протекает в этих же пределах. Хотя происхождение слова «русь» от «Рось» для многих остается спорным.

И, наоборот, в стороне от земель киевской культурно-исторической общности все плохо. Бушуют столкновения остатков гуннов и римлян с германскими королевствами (на западе), византийцев с гепидами (на юге и юго-западе), одних кочевников с другими (на востоке) и балтов с финно-уграми (на севере). Все это убедительно подтверждают «катастрофические» слои в раскопах.

Версия, временно принятая в качестве ответа на вопрос

Идентифицированная выше этническая общность в связи с появлением аваров в причерноморских областях двинулась к северу и заполнила так называемое «полесское белое пятно». Дело в том, что в Белорусском Полесье с 5 по 6-й век попросту никто не жил. Причина до сих пор не определена. Аналитикам оставалось свести полученную информацию воедино.

Требовалось увязать сведения, добытые под землей, с письменными источниками конца 5-го – первой половины 6-го века. Это было блестяще сделано А. Алексахой и А. Гавритухиным. Севернее (на всей остальной Черниговской и Сумской областях Украины, в половине Беларуси, в Брянской, Курской, Смоленской и Белгородской регионах РФ) в интересующий период как раз складывается Колочинская культура. Ее нельзя брать в расчет, так как большинство гидронимов и топонимов на этих территориях балтские и поздневенетские (полочанские). Колонисты из «державы» ККИО, разумеется, продвинутся сюда, спасаясь от «обров». Их очаги обнаружены даже под Псковом и в Самарском Поволжье. Однако «бегство» части населения на север (также как и на юго-запад) произойдет лишь в середине VI столетия. Так как этническая принадлежность всех остальных культур известна, то оставалось лишь одно «белое пятно». Его и заполнили.

Это поздний вариант уже существовавшей Пеньковской культуры. Преобладающая масса людей попросту возвращается на землю предков-«антов». А что эта земля собой представляла? По сути, изолированные локации, прозванные в наши дни заднепровской Украиной, Приднестровьем и Молдовой. Был даже анклав на востоке. Бытовая традиция, обнаруженная археологами на землях летописных полян, северян, радимичей, древлян, дреговичей, тиверцев и уличей, полностью соответствует культуре ККИО. Напротив, в погребениях вятичей, кривичей, «кривичей-полочан» и словен присутствуют явственные инородные элементы. Даже сам Нестор признает их людьми иного корня.

Названные только что племена летописцы считают родственными для южных и западных славян. Соответственно, родиной славян могла считаться только Украина к западу от Днепра (вся), республика Приднестровье, Молдова и Белорусское Полесье (на последнем этапе). Антропологи выделили в 5-6 вв. 2 типа проживающего здесь населения – классический нордический и среднеевропейский узколицый (кожа немного смуглее, а волосы чаще темно-русые, очень темные каштановые или даже черные). Южная половина топонимов и гидронимов в указанной зоне иранская («сарматская»).


Использованная литература:

  • В. Седов. «Этногенез ранних славян»;
  • А. Алексаха. «Происхождение славян. Прогрессологическая реконструкция»;
  • А. Гавритухин, Н. Лопатин, А. Обломский. Новые результаты изучения раннеславянских древностей лесного Поднепровья и Верхнего Подвинья.
Оцените статью!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *