Молодой В. Г. Белинский и его кружок


«Предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении был еще при крепостном праве В. Г. Белинский»,— писал Ленин в произведении «Из прошлого рабочей печати в России». Боевое революционное мировоззрение молодого демократа сформировалось под воздействием русской действительности, её неотложных, кровных нужд. Виссарион Григорьевич Белинский родился в 1811 г. в семье бедного флотского врача и прожил детство и юность в тяжёлых бытовых условиях; под впечатлением страшных картин крепостной действительности в нём рано пробудился сознательный протест против отсталого, угнетательского строя царской России. В Чембаре, Пензенской губернии (ныне город Белинский), и в Пензе, где протекли его детство и юность, он мог многократно наблюдать страшные проявления крепостного угнетения и злодеяния царских чиновников. Он стал ненавидеть крепостное право. В 1829 г. Белинскому удалось поступить на казённый счёт в Московский университет, где он принял живое участие в жизни студенческих кружков и сам основал один из них.

По-видимому, в начале 1830 г. около молодого Белинского сложился кружок молодёжи, получивший в студенческой среде название «Литературного общества 11-го нумера» (в соответствии с номером комнаты, которую Белинский и его товарищи занимали в университетском общежитии для «казённокоштных»). В «общество» входили студенты Петров, Григорьев, Чистяков, Протопопов, Прозоров, Аргилландер и другие. Кружок носил разночинский характер и жил кипучей идейной жизнью; его члены много читали, спорили, обсуждали сочинения своих товарищей и лекции преподавателей, переписывали запретные стихи, в том числе стихи Пушкина, Рылеева, Полежаева. «В нашем обществе не было президента, а только секретарь»,— вспоминает один из участников. Члены кружка были резкими противниками самодержавно-крепостного строя. Идеология кружка характеризуется студенческой драмой молодого Белинского «Дмитрий Калинин», где с большой яркостью и полнотой раскрыт этот юношеский революционный демократический протест против крепостничества. Драма читалась и горячо обсуждалась на собраниях кружка, являясь, таким образом, выражением взглядов не только самого Белинского но и воплощая в себе идейные позиции сложившейся вокруг него юношеской организации. «Кто дал это гибельное право одним людям порабощать своей власти волю других подобных им существ, отнимать у них священное сокровище — свободу? Кто позволил им ругаться правами природы и человечества? Господин может для потехи и для рассеяния содрать шкуру со своего раба; может продать его, как скот, выменять на собаку, на лошадь, на корову, разлучить его на всю жизнь с отцом, с матерью, с сестрами, с братьями и со всем, что для него мило и драгоценно!» — восклицает герой драмы «Дмитрий Калинин». Кружок Белинского глубоко интересовался вопросами философии, особенно эстетики. Просуществовал он до 1832 г.

Университетское начальство узнало о драме «Дмитрий Калинин» как раз в те чрезвычайно тяжёлые для университета дни, когда только что закончилось следствие о другом революионном кружке, Сунгурова; смертные приговоры его участникам и другие тяжёлые наказания уже были переданы на «высочайшее утверждение». Встревоженное начальство поспешило поэтому убрать нового «крамольника», Белинского, более тихим, «домашним» способом и исключило его из университета под предлогом «слабого здоровья» и «по ограниченности способностей».

Исключённый из университета Белинский не пал духом и всецело отдался литературной работе. Больной туберкулёзом лёгких и сильно нуждавшийся, он работал по 14 часов в сутки. Начав в этих тяжёлых условиях свою великую просветительную работу и пропагандируя свои революционные взгляды в форме критических статей, Белинский выступил в 1834 г. в «Молве» (приложение к журналу «Телескоп») со своей знаменитой статьёй «Литературные мечтания». Он смело разоблачил в ней реакционную литературу «официальной народности»: Булгарина, Греча, Кукольника, выступил с проповедью истинного народного искусства, с требованием, чтобы искусство служило народу. Белинский впервые дал проникновенное истолкование русских классиков, объяснил читателям, что именно принесли своему народу передовые русские писатели, чем послужили ему. Молодой Белинский первый открыто выступил в печати против официальной идеологии самодержавия и нанёс ей серьёзный удар. Его выступление нашло широкий общественный отклик и положило начало той идейной консолидации передового разночинного лагеря, которая была делом жизни Белинского. Его имя стало знаменем этой консолидации.




  1. Сигурд

    Интересно, что фразу «Учиться, учиться и ещё раз учиться» впервые сказал не Ленин, а всё-таки Белинский. Эта фраза (точнее — «Нам нужно ученье! Ученье! Ученье!») имелась в его самой первой критической статье, посвящённой созданию национальной русской литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.