Активность российского общества существенно возросла в пореформенный период. Законных форм открытого выражения политических и иных взглядов на развитие общества в царской России не было, но власть уже не стремилась сдерживать социальную мысль в русле государственной идеологии.
- 1 Тенденции активизации общественных движений
- 2 Направления общественной мысли, оформившейся в движения
- 3 Консерваторы — славянофилы
- 4 Либералы — западники
- 5 Революционно-демократическая идеология радикализма
- 6 Этапы развития общественного движения во второй половине XIX века
- 7 Значение развития общественных движений для грядущей истории России
Тенденции активизации общественных движений
Социально-политическая жизнь в российской империи развивалась под влиянием двух противоречивых тенденций:
- с одной стороны, движения разной идейной направленности сблизились в ходе подготовки реформ, в 50-е годы XIX века;
- с другой стороны, методы проведения крестьянской реформы и ее результаты разделили общество и обострили идейно-политическое противоборство.
Политическая активность народа резко пошла на спад, после подъема 1861 года. В массах сохранялась исконная вера в «доброго царя-батюшку», окруженного «нечестивыми боярами».
Направления общественной мысли, оформившейся в движения
Во время проведения реформ, выделились три главных направления общественных движений:
- консервативное;
- либеральное;
- радикальное.
Кроме того, уже в это время начинают появляться первые признаки формирования революционного рабочего движения.
Консерваторы — славянофилы
Социальной основой движения были дворяне, духовенство, купцы и большинство крестьян, приверженных теории «официальной народности». Свою деятельность они строили по направлениям:
- внутренняя политика, укрепление самодержавия, остановка реформ и запуск контрреформ;
- внешняя политика, объединение Россией славянских народов вокруг себя идеей «панславизма»;
- социально-экономическое, основывалось на сохранении помещичьего землевладения и привилегий дворянства;
- духовное, строилось на принципах патриархальности, религиозности, поддержания авторитета власти.
Формулировали идеологические постулаты М. Катков, К. Победоносцев, Д. Толстой, а проводникам в народ служили чиновники, священники и реакционные журналисты.
Либералы — западники
Российский либерализм был близок к консерватизму в противостоянии с радикалами и относительная лояльность власти. Социальной основой движения были: буржуазия, помещики и интеллигенция, они предлагали:
- ввести конституционное правление;
- дать народу демократические свободы;
- организовать эффективное местное самоуправление;
- продолжить либеральные реформы.
Важно подчеркнуть, что либералы признавали только эволюционный путь достижения поставленных целей, в сотрудничестве с самодержавием.
Революционно-демократическая идеология радикализма
Российский радикализм, как общественное движение вызрел под влиянием реакционной политики царизма, полицейского произвола и полного отсутствия демократических свобод. В такой обстановке радикальные движения могли действовать только тайно, а руководители жить в эмиграции.
В истории отечественного радикализма выделяют три периода:
- формирование в 60-е годы, разночинскими кружками, революционно-демократической идеологии;
- складывание в 70-е годы народнического движения и начало функционирования групп революционров народников;
- в 80-е и 90-е годы активизируются либеральные народники, начинает распространятся марксизм, ставший идейной основой первых социал-демократических групп.
Разночинцы составили костяк сообществ радикальных противников самодержавия, вытеснив революционеров-дворян первой половины XIX века.
Этапы развития общественного движения во второй половине XIX века
Исходя из анализа характерных черт деятельности общественных движений, различают три этапа:
- Начало правления Александра II, в 50-е и 60-е годы;
- Подъем и утверждение народничества, пытавшегося воплотить в жизнь теории построения социалистического общества, через опору на крестьянскую общину. Движение народников прошло через четыре периода развития:
- становление принципов, работа кружков и теракт Д. Каракозова в середине 60-70-х годов;
- «хождение в народ» с целью пропаганды активной борьбы против царизма. С начала 70-х, до 1876 года;
- создание «Земли и воли», как ознаменование бунтарского этапа с 1876 по 1879 годы;
- заговорщицкий период с 1879 по 1881 год, наряду с распадом «Земли и воли» на плехановский «Черный передел» и михайловскую «Народную волю», этап террора и планов захвата власти, увенчался цареубийством.
- в 80-е и 90-е годы показали спад общественного движения, особенно в революционной его части, в этот период происходит не только либеральное перерождение движения народников, но и начало глубокого внедрения марксизма в рабочее революционное движение Г. В. Плехановым.
Значение развития общественных движений для грядущей истории России
Таким образом, пестрота общественной мысли, представленная всеми направлениями социальных движений: от реакционно-консервативного, до радикального и революционно-демократического выделяла этот период в истории России, как особую, предреволюционную стадию развития.
Идейные и социально-политические позиции, сформированные в обстановке отсутствия минимальных свобод и гласности, обусловили антигосударственную направленность большинства общественных движений. Эти обстоятельства в основном определили подоплеку революционных событий, сотрясших страну в начале ХХ века.
На мой взгляд, название событий 1870-х годов революционной ситуацией весьма устарело. Это было принято в советской историографии. Ни о какой революции в государственных масштабах речи не шло. А вот террор народовольцев стране действительно сильно навредил.
Реформы вселили в обществе идеи свободы, выразившиеся во многих направлениях демократического движения. Свою нишу нашли консерваторы и либералы, кто то стал демократом, а многие народниками разных уклонов. Меняющаяся обстановка усиливала влияние то Бакунина, то Лаврова, а подчас и Ткачева с Нечаевым.
Изначально рабочее движение показало себя сплоченной массой, способной действовать решительно. Уже в первых «Союзах» но для настоящей борьбы не хватало адаптированной к России марксистской идеи. Поэтому лидеры рабочих часто склонялись к террору, как Халтурин.
Контрреформы, сыграли свой, на первый взгляд позитивный эффект, остановив разгул народничества, ненароком расчистили путь революционному марксизму, стремительно внедрившемуся в рабочее движение после ликвидации ядра активных народников.
Вторая половина XIX в. характеризуется подъемом и большим разнообразием общественного движения. Все слои общества словно пробудились от длительной спячки: в воздухе витало предчувствие неизбежных перемен. Вот только не предполагал. какими они будут.
Эпоха перемен настолько возмутила социальное болото, что невозможно было толком понять, кто чего хочет, декларируемые идеи, и применяемые методы лишь запутывали картину, так что никакая мадам Ленорман не разобралась бы.
В нашей стране реформы либо откладывались, либо носили половинчатый характер. Не было преемственности в их проведении. Иногда они были просто не продуманными. Поэтому всегда находились недовольные. Парадокс, что даже такое знаковое событие, как отмена крепостного права, всколыхнуло оппозиционные движения.