31 марта (13 апреля) 1904 года флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине на внешнем рейде Порт-Артура. Без никаких боестолкновений с противником погибло более шестисот моряков. Вместе с экипажем броненосца погибли командир Тихоокеанского флота Степан Макаров и художник-баталист Василий Верещагин. Парадоксально, что первый из погибших в своё время изобрёл пластырь, предотвращающий затопление корабля, получившего минную пробоину, а второй прославился своим пацифизмом.
Предпосылки катастрофы
Во время осады Порт-Артура японский флот выполнил ряд работ, обеспечивших блокаду русской крепости. Одним из важнейших элементов этой блокады стало минирование внешнего рейда Порт-Артура. Свободным от мин остался узкий проход. Минирование прошло в ночь на 31 августа. Японские миноносцы в темноте были приняты русские корабли, которые в ту же ночь выполняли боевое задание. По планам японского командования после минирования рейда на его внешней стороне должны были выстроиться японские корабли. Их присутствие должно было стать приманкой для русского флота. Русский флот при сближении с японским неизбежно нарвался бы на мины.
День гибели броненосца
Ранним утром 31 марта, находившийся в дозоре миноносец «Страшный» встретил японские миноносцы и был ими атакован и затоплен. Узнав об этом, адмирал Макаров приказал снарядить несколько кораблей и дать бой находившимся на рейде японским миноносцам. Первым из них на рейд выдвинулся флагманский броненосец «Петропавловск». Он взял курс прямо на поставленные японцами мины. В 9:43 корабль нашёл на мину. Через несколько минут «Петропавловск» раскололся надвое. Со следовавших за «Петропавловском» броненосцев «Пересвет» и «Победа» были спущены шлюпки, которые должны были подобрать оставшихся в живых членов экипажа. Из около 700 моряков, морских и штабных офицеров, находившихся на флагманском корабле в момент крушения, спаслись всего 60.
Гибель Петропавловска ознаменовала перелом в обороне Порт-Артура. Смерть командующего флотом нанесла огромный урон русской армии. В Порт-Артуре не нашлось равного Макарову талантливого стратега. Кроме того, события 31 марта ознаменовали начало блокады крепости с моря, которая грозила быстрым истощением боеприпасов и продовольствия в Порт-Артуре.
Повествование о гибели «Петропавловска» было бы неполным без кратких биографических очерков знаменитых людей, погибших на броненосце.
Василий Верещагин
Василий Васильевич Верещагин родился в Череповце в 1842 году. С 18 лет он учился живописи, сначала в Петербурге, затем в Париже и на Кавказе. В 1867 году Верещагин стал штатным художником при Туркестанском генерал-губернаторе. По впечатлениям, полученным в Средней Азии, Верещагин написал «Туркестанскую серию» картин, показывающих ужасы войны. Позже художник путешествовал по Индии, Тибету и по странам Европы, а также бывал на Кубе, на Филиппинах и в Японии. Он также был очевидцем русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Основной темой его творчества оставалась бесчеловечность войны и трагедия человека, пострадавшего от неё. Верещагин прибыл в Порт-Артур по приглашению адмирала Макарова.
Семён Макаров
Семён Осипович Макаров родился в 1848 (1849 н.ст.) году в Николаеве. С десяти лет он жил в Николаевске-на-Амуре. С ноября 1866 года он начал службу в военно-морских силах: сначала Тихоокеанском, затем в Черноморском флоте. В 80-е годы активно занимался техническими разработками для флота и океанографией. Среди изобретений Макарова наиболее известны «пластырь Макарова», позволяющий остановить попадание воды в пробоину судна, и наконечник бронебойного артиллерийского снаряда. Степан Осипович также внёс вклад в усовершенствование батометра – устройства для взятия глубоководных проб воды. В конце ХIХ века Макаров возглавил экспедицию к земле Франца-Иосифа на ледоколе «Ермак», а после этого продолжил службу на высших командных постах в Кронштадте.
Степан Макаров вернулся на Тихоокеанский флот за полтора месяца до гибели. Он был назначен командиром флота в феврале 1904. Едва ли не единственным решением, которое он успел принять, было перенесение флага эскадры на «Петропавловск».
Трагическая гибель Макарова, поворотный момент в истории осады Порт-Артура. Кто знает возможно если бы он остался жив результат войны мог быть совершенно другим. Знаменитая картина Верещагина заслуживает отдельного восхищения, очень нравятся его картины.
Если бы не промедления в назначении руководства тихоокеанским флотом трагедии можно было и избежать. Макаров был несвоевременно назначен, а его предшественники пользовались весьма ограниченными полномочиями и для принятия решения им необходимо было согласовать их с более высоким руководством.