Средоточием общественно-научного и литературного движения в Прибалтике был Тарту (Дерпт) с его университетом. Однако в первой половине XIX в. университет сохранил свой чисто немецкий характер и на культурное развитие эстов и латышей оказал ничтожное влияние. Количество студентов латышей и эстов исчислялось единицами; как правило, они подвергались онемечению и не оказывали влияния на культурное развитие эстонского и латышского народов. В изучении латышского и эстонского языков, а также богатого фольклора местных народов Прибалтики некоторые заслуги имеют Курляндское общество для изучения литературы и искусства (1817 г.), Латышское литературное общество (1827 г.) и Эстонское учёное общество (1838 г.).
По-прежнему вся церковная и светская литература, издававшаяся на латышском и эстонском языках, находилась под контролем немецких пасторов и по большей части ими же была написана. В связи с обострением классовых противоречий в деревне и возникшей опасностью потерять влияние на крестьянские массы, особенно после освобождения от крепостной зависимости, лютеранские церковные власти и немецкие пасторы приступили к изданию еженедельных газет на латышском (1822 г.) и эстонском (1821 г.) языках. В качестве сотрудников привлекались также отдельные латыши и эсты.
В первой половине XIX в. появились писатели, вышедшие из народных масс. Среди них наиболее известны латышский поэт Слепой Индрик и рано умерший талантливый эстонский лирик Кристьян Петерсон (1801—1822 гг.). С 40-х годов усиливается стремление освободиться из-под немецкого влияния и опеки со стороны лютеранской церкви. Крестьянское движение 40-х годов и массовый переход в православие находят отражение в латышской и эстонской литературе. Эстонский писатель
Я. Соммер пишет на русские темы («Русское сердце и русская душа», 1841 г.; «Луйге Лаус», 1843 г.). В целях борьбы против распространения православия среди латышей и эстов местные немецкие власти, до этого пренебрегавшие делом народного образования, начиная с 40-х годов более щедро стали отпускать средства на народные школы и на подготовку латышских и эстонских .учителей. К середине XIX в. увеличилось также количество эстов и латышей, получивших среднее и высшее образование. К этому же времени относится начало литературной деятельности многих писателей и публицистов так называемой «эпохи национального пробуждения» 60-х и 70-х годов, когда латышская и эстонская демократическая интеллигенция при содействии русской общественности начала мужественную борьбу против остзейских немцев и за создание своей национальной культуры, используя при этом неисчерпаемые богатства передовой русской культуры.
Интересные действия предпринимали немецкие лютеране, сами ранее ратовавшие за свободу религиозных принципов. Упускать экономические поводья им явно не хотелось, тем более в руки к «конкурентам»