Культура Латвии и Эстонии


Средоточием общественно-научного и литературного движения в Прибалтике был Тарту (Дерпт) с его университетом. Однако в первой половине XIX в. университет сохранил свой чисто немецкий характер и на культурное развитие эстов и латышей оказал ничтожное влияние. Количество студентов латышей и эстов исчислялось единицами; как правило, они подвергались онемечению и не оказывали влияния на культурное развитие эстонского и латышского народов. В изучении латышского и эстонского языков, а также богатого фольклора местных народов Прибалтики некоторые заслуги имеют Курляндское общество для изучения литературы и искусства (1817 г.), Латышское литературное общество (1827 г.) и Эстонское учёное общество (1838 г.).

По-прежнему вся церковная и светская литература, изда­вавшаяся на латышском и эстонском языках, находилась под контролем немецких пасторов и по большей части ими же была написана. В связи с обострением классовых противоречий в деревне и возникшей опасностью потерять влияние на крестьянские массы, особенно после освобождения от крепостной зависимости, лютеранские церковные власти и немецкие пасторы приступили к изданию еженедельных газет на латышском (1822 г.) и эстонском (1821 г.) языках. В качестве сотрудников привлекались также отдельные латыши и эсты.

В первой половине XIX в. появились писатели, вышедшие из народных масс. Среди них наиболее известны латышский поэт Слепой Индрик и рано умерший талантливый эстонский лирик Кристьян Петерсон (1801—1822 гг.). С 40-х годов усиливается стремление освободиться из-под немецкого влияния и опеки со стороны лютеранской церкви. Крестьянское движение 40-х годов и массовый переход в православие находят отражение в латышской и эстонской литературе. Эстонский писатель

Я. Соммер пишет на русские темы («Русское сердце и русская душа», 1841 г.; «Луйге Лаус», 1843 г.). В целях борьбы против распространения православия среди латышей и эстов местные немецкие власти, до этого пренебрегавшие делом народного образования, начиная с 40-х годов более щедро стали отпускать средства на народные школы и на подготовку латышских и эстонских .учителей. К середине XIX в. увеличилось также количество эстов и латышей, получивших среднее и высшее образование. К этому же времени относится начало литературной деятельности многих писателей и публицистов так называемой «эпохи национального пробуждения» 60-х и 70-х годов, когда латышская и эстонская демократическая интеллигенция при содействии русской общественности начала мужественную борьбу против остзейских немцев и за создание своей национальной культуры, используя при этом неисчерпаемые богатства передовой русской культуры.

Оцените статью!


: 1 комментарий
  1. Миша

    Интересные действия предпринимали немецкие лютеране, сами ранее ратовавшие за свободу религиозных принципов. Упускать экономические поводья им явно не хотелось, тем более в руки к «конкурентам»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *