Общение передовых деятелей русской и азербайджанской культуры сыграло значительную прогрессивную роль в культурном развитии азербайджанского народа.
На первую половину XIX в. приходится расцвет творчества выдающегося азербайджанского историка и писателя Аббас-Кули Бакиханова (1794—1847), сторонника сближения Азербайджана с Россией, и крупнейшего азербайджанского просветителя, демократа, создателя новой азербайджанской литературы и философа-материалиста Мирза Фатали Ахундова (1812—1878). Ахундов, очень рано познакомившись с русским языком и литературой, проникся передовыми идеями и начал выступать в качестве просветителя своего народа, борца против темноты, невежества и мусульманской религии. Он выступал за сближение с русским народом. Значительное воздействие на формирование прогрессивного мировоззрения Ахундова оказали писатели и учёные братских народов: писатель-декабрист А. Бестужев, поэт Я. Полонский, писатель В. Сологуб, армянский писатель X. Абовян. Особенно большое влияние на Ахундова оказало творчество Пушкина; в 1837 г. Ахундов написал свой знаменитый поэтический отклик на трагическую гибель великого русского поэта — «Восточную поэму на смерть А. С. Пушкина», переведённую на русский язык писателем-декабристом А. Бестужевым. Ахундов с глубокой грустью оплакивал безвременную гибель Пушкина, «властелина обители поэзии». Поэту Кавказа было нестерпимо тяжело от сознания, что Пушкина не стало, что «Пушкин убит рукою разбойника мира».
В начале 50-х годов Ахундов, подобно Эристави, создал ряд острых, ярких бытовых комедий («Молла Ибрагим Халил, алхимик», «Мусье Жордан, ботаник», «Визирь Серабского ханства» и др.). В них реалистически, правдиво, в блестящей драматургической форме он высмеивал предрассудки и невежество азербайджанских феодалов. Комедии Ахундова впервые ввели в азербайджанскую литературу драматическую форму. В конце 50-х годов Ахундов создал главное своё прозаическое произведение — рассказ «Обманутые звёзды», являвшийся острой сатирой на феодально-деспотические порядки Персии. Творчество Ахундова положило начало художественной прозе Азербайджана, знавшего до той поры почти исключительно стихотворные произведения.
Ахундов был не только художником, но и крупным учёным и оригинальным мыслителем. В философско-публицистических произведениях 60-х годов Ахундов выступал как атеист. Отрицая дуализм тела и духа, Ахундов материалистически решал основной вопрос философии — об отношении бытия к сознанию. Он пропагандировал борьбу против угнетения и был сторонником народовластия. Он первый задумал замену арабского алфавита новым алфавитом из русских и латинских букв, желая положить прочное начало для сближения народов родного Востока с передовой русской и западноевропейской культурой и преодолеть влияние реакционного мусульманства.
С большим интересом прочитала про творчество Ахундова, жаль, что на Филфаке при изучении данного литературного этапа не даётся информации про то, как русская культура отразилась в культуре народов-соседей. в начале статьи упомянут Бакиханов, но про него, к сожалению, мало информации. И ещё один момент — культурное развитие Азербайджана в этот период ограничивалось литературой?