В результате пятилетней борьбы вокруг освободившегося престола великим монгольским ханом стал сын Угэдэя — Гуюк-хан. Правление его продолжалось всего лишь два года. В 1248 г. после болезни он умер. Теперь наследовал внук Чингисхана от его младшего сына — Мунке. При этом хане монгольская держава достигла наибольших размеров. На востоке монгольские войска под руководством брата Мунке — Хубилая, пройдя провинцию Сычуань, двинулись на Тибет и Индокитай. Другой брат великого хана — Хулагу расширил владения империи на западе. Его войска разгромили аббасидов и овладели столицей Халифата — Багдад.
Мунке-хан был последним императором, управлявшего всей империей Чингис-хана. После его смерти огромная монгольская держава распадается; от нее отпадают западные улусы. Обширные, пространства Западной Сибири и Казахских степей получил брат Батыя — Ичен, и улус послужил основой образования Сибирского ханства. Персию, запад Средней Азии, часть Малой Азии и Закавказье получил брат Мунке — Хулагу. С 1256 г. этот улус получил название «улуса Хулагидов». Территория к востоку от Аму-Дарьи до Синьцзяна составляла Чагатайский улус.
Наиболее обширным из отложившихся от Монгольской державы улусов был улус Джучи. Восточные источники называют его Синей Ордой, русские летописи — Золотой Ордой. Золотая Орда занимала часть Средней Азии, Северный Кавказ, Крым, Северо-восточную Русь, черноморские степи, территорию камских болгар, Западную Сибирь до Иртыша. В устье Волги, недалеко от Астрахани, была основана столица Золотой Орды, называемая Сарай-Бату. В столице выстроили дворец хана, каравансарай для купцов, дома наиболее знатных людей, приближенных хана.
Позднее, при хане Берке, столицу перенесли несколько выше по Волге, где и был выстроен новый город — Сарай-Берке, на одном из рукавов Волги — Ахтубе.
Золотая Орда захватила территорию, населенную более культурными народами, чем сами завоеватели. И в Средней Азии, и на побережье Крыма, и в Камской Булгарии, и на берегах Волги сохранялись древние ремесленные центры, такие города, как Ургенч, Булгар, Сувар, Сурож и др. В этих городах существовали уже цеховые организации, в которых происходила острая классовая борьба. Конечно, эти древние центры культуры не могли не оказать своего влияния на культуру и быт завоевателей. Золотоордынские феодалы начали перенимать тюркский язык, принимать ислам. В первой половине XIV в., при хане Узбеке, Ислам стал государственной религией Золотой Орды.
В Золотой Орде среди кочевого населения степей продолжался процесс развития феодальных отношений, хотя сохранились еще и пережитки родового строя. Монголо-татарское население, помимо разных барщинных работ, приносило своим феодалам-ханам, найонам (бекам) оброк в виде кумыса, лошадей, овец; в Камской Булгарии население платило оброк хлебом. Кроме повинностей, в пользу феодалов населением уплачивались также подати государству. Владения отдельных феодалов освобождались от уплаты податей государству. Такие феодалы назывались тарханами. Золото-ордынские феодалы были связаны между собой системой вассалитета.
В сарае при хане существовал верховный совет из феодальной аристократии — диван. В диване обсуждались самые важные государственные дела — военные, административные, финансовые. Диван посылал в покоренные земли своих чиновников-баскаков. Баскаки были на Руси, в Камской Булгарии, на Кавказе, в причерноморских городах и в Средней Азии.
Раскопки столицы Сарай-Берке показывают, что Золотая Орда внешне восприняла в покоренных государствах, особенно в Средней Азии, высокую культуру. В столице находились мечети из мрамора, богато украшенные, роскошный дворец самого хана с внутренними двориками, где были устроены фонтаны, а стены украшены орнаментами белого и зеленого цвета. Все это было создано руками согнанных из покоренных стран ремесленников.
В Сарай-Берке находился караван-сарай, где торговали восточные купцы, в город приезжали купцы из генуэзских колоний и русские купцы. Раскопки показали, что в этой столице находился водопровод, глиняные трубы которого хранятся в Москве в Историческом музее.
Обычный процесс при создании варварами государства на завоеванных землях, когда захватчики перенимают культуру покоренного народа. Германские племена после падения Рима, литовцы при завоевании русских земель, те же монголы в других землях — Персии, Китае.