Периодизация и главные черты периода 1964 — 1985 гг.
Более чем двадцатилетие жизни советского общества — 1964-1985 гг. — приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения.
(В годы горбачевской перестройки 1985-1991 гг. данному историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным).
В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой — по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:
- 1964 — 1968 гг. — ранняя;
- 1968 — 1977 гг. — средняя;
- 1977 — 1985 гг. — поздняя.
Если ранняя и средняя брежневская эра — 1964 — 1977 гг. — в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:
- попытки экономических реформ;
- укрепление новой системы власти;
- отход от критики сталинизма.
Косыгинская экономическая реформа и ее провал
Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее проведения.
Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».
Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты — положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану — в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.
Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.
Возвращение к жесткой административно-командной системе
к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 — 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения — улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:
- административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;
- дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.
Данная политика первоначально приносила успех — «нефтедоллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глубокому кризису:
- в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;
- цены на нефть и газ в мире резко упали;
- Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;
- экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.
Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.
Укреплений позиций Л. И. Брежнева
В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:
фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин;
но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;
в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;
тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение — группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве — предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).
Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:
- Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;
- В.В. Щербицкий — в 1972 — 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;
- Д.А. Кунаев — в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;
- В.В. Гришин — в 1967 — 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;
- А А. Громыко — в 1957 — 1985 гг. министр иностранных дел СССР;
- Д.Ф. Устинов — в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;
- К. У. Черненко —. секретарь ЦК КПСС;
- М.А. Суслов — секретарь ЦК КПСС;
- иные.
Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов — в делах КГБ; Устинов — в оборонных вопросах; Кунаев — в Казахстане и т. д.). Это выгодно отличало его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев — Подгорный — Косыгин.
В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.
Принятие новой конституции СССР 1977г.
Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г.
Данная Конституция:
как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;
однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 — 1977 гг.;
СССР конституционно объявлялся общенародным государством;
в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.
Потепление международной обстановки
В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:
улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;
в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет — стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;
августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.
Полезная информация. Спасибо.
Реформа Косыгина, побочным эффектом которой было появление и развитие «теневой экономики», а также расслабление и приобщение к гедонизму высшей партийно-государственной элиты и потеря мобилизующей народ идеологии, создали предпосылки грядущей катастрофы СССР.
Теневая экономика была заплаткой на дырках ширпотреба лёгкой промышленности, с кот. могла бороться служба БХСС.
Современная — солнечная — гангстерско-мошеннически приватизированная вся Экономика страны, с которой никто не борется.
И не было катастрофы СССР , а был его планомерный развал и уничтожение…
Спасибо
Косыгинская реформа запустила разрушительные импульсы, проявившиеся во времена политических пертурбаций и глобальных потрясений, заложив под шаткий фундамент неуклюжего здания социализма в СССР бомбу замедленного действия, подпитывавшуюся извечными пороками и нерешёнными застарелыми проблемами, сформировавшимися ещё во времена Сталина, но фактически законсервированные в неспокойную Хрущёвскую эпоху (1953-1964), вульгарно переиначившую и исказившую базовые принципы построения социалистического общества и не пожелавшую реформировать недолговечную сталинскую экономическую модель, и замалчиваемые в долгую Брежневскую эру (1964-1982), когда партократы, попятно отпрянув от кардинального, коренного реформирования бесщадно эксплуатируемой экономической модели и политической системы, идеализировали и возвели в абсолют довлевшую над всем государственным организмом партию, порождавшую тот зловредный, махровый бюрократизм и легкомысленное, безответственное сибаритствующее чиновничество, немыслимо отдалившееся от масс, использующее свою должность как удобный и универсальный инструмент для удовлетворения своих весьма низменных потребностей, для роскошной и благополучной жизни.
Корень всех роковых для инертно следующего по тупиковому сталинскому пути Советского Союза процессов и проблем крылся в том выстраиваемом под перманентным воздействием внутренних форс-мажорных обстоятельств и влиянием многочисленных внешних враждебных сил в первые десятилетия советской власти — в 1920-ые, в 1930-ые базисе жёсткого директивного регулирования экономики и диктата партии, который стал системообразующим компонентом системы, ущербность и бесперспективность которой без кардинального перестраивания всё явственнее проявлялась в последующие годы.
Здравая корректировка бескомпромиссного хрущёвского курса, бившего наотмашь по и без того запущенному аграрному сектору, откатившегося к дореволюционному стабильно тяжелому состоянию, проведённая в ходе Косыгинской реформы 1965 г. перемеживалась с заведомо провальным экспериментаторством в промышленности, обернувшимся не только замедлением экономического развития СССР в 9, 10 и 11-ых пятилетках, но и обусловив нарастание кризисных явлений, ознаменовавших системный кризис не только экономики, но и всей социалистической модели вообще: генезис ставшего неотъемлемым, но подспудно разрушающим экономику изнутри сегментом — теневого рынка, легитимизированного при Горбачёве в конце 80-ых, гипертрофированное и практически исключительное сосредоточение на прибыльности, рентабельности предприятия, огульного повышения цен в погоне за этой самой прибылью и чрезвычайно низкая чувствительность к НТР, примат личной выгоды, корыстных интересов меркантильных «князьков», распоряжавшихся заводами и фабриками, переведёнными на хозрасчёт.
Поистине тяжелейшие последствия близорукой половинчатой реформы усугублялись бездействием руководства СССР в условиях системного кризиса, игнорируя переходящий характер относительного благополучия и стабильности 1960-ых 1970-ых, порождавшего всё новые неотложные проблемы. Так келейно тлели запальные шнуры к губительными социально-экономической и идейно-политической бомбам, детонация которых положила закономерный, но не неминуемый конец Союзу ССР, не справившейся с ворохом хронических проблем и сгустком горячих, заведших неповоротливый «состав» на колею косметического капитализма, ведущую в пропасть.
Какое словоблудие, какое непонимание экономической модели, в кратчайшие сроки восстановившей страну после войны.
В отдельно взятой стране построить коммунизм оказалось нельзя, потому что накопление средств для жизни невозможно из-за затрат на содержание армии .
если бы не было внешних врагов, в виде капитализма , то построение коммунизма было бы возможным. Вывод: строить коммунизм нужно во всем мире одновременно и сразу . Эта задача не под силу ни кому! Пока никому!