Николая I вряд ли можно назвать самым успешным императором за всю истории России. Несмотря на его ежедневные усилия по укреплению имиджа самодержавия, народ продолжал относиться к правителю с недоверием.
Все деятельность Николая I состояла в укреплении позиций России на международной арене. С этой целью он проводил политику централизации власти путём реформирования государства. Было затронуто множество областей. Не все изменения принесли успех, но эти события дали толчок к возможности дальнейших преобразований.
Таблица: список реформ Николая I
Все реформы, проведённые Николаем I, представлены в таблице.
Дата | Реформа | Составитель | Цель | Содержание |
---|---|---|---|---|
1826 | Цензурная | Сперанский | Устранение критики власти через печатные издания. | Издание цензурного устава на основании, которого все печатные издания подвергались просмотру специально созданными комитетами. |
1826 | Создание Второго отделения собственной его Императорского величества канцелярии с цели формирования свода законов | Сперанский | Кодификации законодательства. | Издание свода законов. |
1839 | Церковная | — | Взятие царём церкви под свой контроль. | Произошёл роспуск греко-католической церкви с подчинением её Синоду. |
1837-1841 | Промышленная | Сперанский | Догнать капиталистические страны, в которых уже совершились промышленные революции. | Произошёл подъём в области металлургии, машиностроения и строительства железнодорожных путей. |
1839-1843 | Финансовая | Канкрин | Ликвидировать инфляцию и устранить бюджетный дефицит. | Произошла замена обесцененных денег на серебряный рубль по установленному курсу. |
1837-1841 | Крестьянская | Киселёв | Защитить государственных крестьян от самоуправства помещиков и наделить людей одинаковыми земельными участками. | Был осуществлён переход государственных деревень под управление Министерства финансов. На местах выбрано местное самоуправление. |
1826-1855 | Образовательная | Ливен, Уваров | Каждый человек должен был получать уровень образования, соответствующий его сословию. | Произошло по сословному принципу разделение начальной школы. Вёлся жёсткий контроль над поведением студентов. |
Проводимые реформы
Издание свода законов
В 1826 году было создано Высшее государственное учреждение с целью кодификации законов. Оно носило название Второе отделение собственной его Императорского величества канцелярии. Во главе его стоял Сперанский, который непосредственно подчинялся Николаю I. Функции органа состояли в формировании законов по государственной и частной собственности, а также внутренней безопасности.
В 1840 году был принят свод законов, который представлял собой кодекс из 2224 статей. Данный документ был подписан Николаем I.
Церковная реформа
При Николае I сложилась новая система управления церковью. Все стороны духовной жизни стали под контроль государства. Теперь во главе церкви стоял царь отчёт, перед которым вёл обер-прокурор Святейшего Синода. Стал осуществляться контроль над всеми сторонами духовной жизни. Для этого был введён Устав духовной цензуры. Все созданные цензурные комитеты церковных академий подчинялись только Синоду. В этих условиях развитие богословской науки существенно тормозилось.
Существенным мероприятием в церковной политике было воссоединение униатов с Православной церковью. В итоге произошло ослабление влияние католицизма на территории Белоруссии и Литвы.
Цензурная реформа
После восстания декабристов Николаем I был сформирован новый цензурный устав. Этим занимались специально созданные цензурные комитеты, которые обладали соответствующими полномочиями. Данный устав в народе получил название «чугунной», поскольку в нём содержались большие ограничения на печатные издания. Все выпускаемые работы просматривались правительственными ведомствами, и пока они не давали своего согласия тексты лежали в ожидании публикации.
Министр просвещения имел право закрывать любые газеты и журналы, содержащую критику власти. В результате большое количество произведений подвергалось существенной правке.
Запрет на печатные издания налагался в следующих случаях:
Когда в тексте наблюдалось осуждение власти, а противоположная сторона являлась жертвой.
Явно присутствовало неблагоприятное отношение к монархии.
Происходил анализ разных систем правления.
Когда проводилось сравнение текущего и предыдущего исторических периодов.
Также к печати не допускались тексты, в которых отчётливо улавливался двоякий смысл.
Промышленная реформа
В период правления Николая I во многих странах уже произошла промышленная революция. Теперь России требовалось в этом направлении совершить необходимые шаги. При этом в государстве уже имелась определённая база, и нужно было продолжать её развитие.
С этой целью были проведены следующие преобразования:
На предприятиях текстильной промышленности внедрено использование паровой тяги.
Началась формироваться металлургия. Стали проводиться первые шаги по выплавке металла. На заводах были установлены прокатные станы.
Начало развиваться машиностроение. В этот период времени было создано множество станков, и даже появился паровоз.
Быстрыми темпами стали строиться железные дороги, а также развиваться морское и речное пароходство.
Однако даже при таком развитии промышленности Россия была не в состоянии догнать развитые капиталистические страны. Эта реформа Николая I не дала ожидаемых результатов.
Финансовая реформа
Тяжёлое финансовое положение России требовало срочных мер по исправлению ситуации. Причина состояла в том, что в стране ходили ничем не обеспеченные бумажные деньги. За работу взялся министр финансов Канкрин. Реформирование проходило в 3 этапа:
Период первого этапа составил 1839-1841 годы. Был введён в обращение серебряный рубль. Бумажные деньги из оборота не изымались, но стали называться второстепенной валютой. На основании указа население могло обменять серебряные деньги на бумажные знаки по установленному курсу. Это дало возможность государству собрать серебром порядка 38 млн рублей.
Второй этап проходил в 1841-1843 годы. На основании манифеста государством выпускались кредитные билеты. Изначально планировалось, что общая сумма будет составлять 30 млн руб серебром. Как показала практика, в таком шаге особой необходимости не было. В итоге сумма выпущенных облигаций составила 6 млн руб.
Заключительный этап реформы пришёлся на 1843 год. Все необеспеченные ценные бумаги и банкноты отменялись. Старые деньги менялись на новые знаки.
Данная реформа достигла на кратковременный период своих результатов. Однако к окончательной стабилизации финансового положения она не привела.
Крестьянская реформа
Необходимость преобразований, заключалась в том, чтобы оградить государственных крестьян от вседозволенности помещиков. При этом ставились следующие цели:
- Упорядочить налоговые поступления.
- Создать лучшие условия жизни для крестьянства.
Работу по проведению реформы возглавил Киселёв. Предполагалось проведение следующих изменений:
Переход управления деревней в руки Министерству государственного имущества. Ранее этими делами занималось Министерство финансов.
В деревнях создать систему крестьянского самоуправления. С этой целью на выборной основе назначались старшины, сотские и десятские.
Произвести раздел земли так, чтобы все крестьяне владели примерно одинаковыми участками.
Систематизировать процедуру начисления налогов.
На случаи неурожаев создать фонды в виде складов.
Построить в деревнях школы, дороги, больницы и церкви.
Проведение данной реформы осуществилось в 3 этапа:
1837 год. Деревни были переданы Министерству государственного имущества, а непосредственно сам Киселёв получил в руки безграничную власть.
1838-1839 годы. Произошло создание казённых палат.
1840-1841 годы. Сформировались органы местного самоуправления.
Итоги реформы были неутешительными. Произошло расширение чиновничьего аппарата, который деревни должны были содержать. Это привело к развитию произвола со стороны властей. Положительным моментом явилось лишь то, что теперь крестьяне были защищены от самоуправства помещиков.
Образовательная реформа
Реформа системы образования началась с 1826 года. Сделано это было с целью приведения процесса учёбы к единообразной системе. Николай I был напуган восстанием декабристов и поставил перед собой цель возврата образованию сословного характера. Стало считаться, что уровень полученных знаний должен соответствовать званию человека.
Проведение реформы начал сначала Ливен, а затем продолжил Уваров. Изменения коснулись всех учебных заведений. Выразилась это в следующем:
Школы были разделены на приходские, уездные и гимназии.
Начальные заведения переданы администрации учебного округа и выведены из подчинения университетов. Приоритет стал отдаваться греческому и латинскому языкам.
Обучение в университетах стало платным. Среди предметов обязательным было изучение богословия.
Постоянно контролировалась дисциплина студентов. Учащиеся должны были носить определённую одежду, а также регламентировалась их причёска. Среди положительных черт стоит отметить увеличение количества учебных заведений.
Удачные и неудачные реформы Николая I
Удачные реформы и их суть | Неудачные реформы и их суть. |
---|---|
Финансовые реформы 1839-1843 года — финансовая реформа Канкрина заметно стабилизировала экономическое положение в стране. Из оборота постепенно изымались ассигнации, уменьшился размер внешнего долга. После нескольких войн и декабрьского восстания стране была необходима новая финансовая система, и благодаря реформе Канкрина в период правления Николая I удалось избежать крупного финансового кризиса. | Несмотря на то, что за период правления Николая I количество крепостных крестьян заметно сократилось, а условия их жизни были улучшены, императору не хватило смелости полностью отменить крепостное право. Из-за этого Российская империя продолжала считаться страной отстающей, где средневековые рабские порядки преобладают над культурным и социальным развитием. |
Развитие промышленности 1837 году была открыта первая железная дорога, а в 1835 году первое АО хлопчатобумажного производства. При Николае I промышленность развивалась удивительно стремительными масштабами, а по всей стране успешно строились дороги. Данное внимание императора к промышленной сфере можно назвать одним из самых позитивных моментов за всю эпоху его правления. | Образовательная реформа 1828-1835 года Образовательная реформа имела противоречивый характер, а также обладала своими достоинствами и резкими недостатками. Так, например, школы были разделены по сословному типу на приходские, уездные заведения и на гимназии для дворян. Подобное разделение по классам снова вызвало недовольство у крестьян. Проведенная в 1835 году университетская реформа и вовсе ограничивала учебные курсы, заставляя институты подчиняться государственной модели управления. Однако проведенная реформа положительно сказалась на образовательной сфере в общем, увеличилось количество школ и университетов. |
Помещичье землевладение Реформы, связанные с правами и обязанностями помещиков, получились довольно удачными. В частности, было сокращено количество податей, полностью исчезли телесные наказания помещиков, распространенные при Павле I. Несмотря на то, что Николай I обладал не лучшим имиджем в массах, помещики и дворяне его обожали | Реформы в области цензуры В период своего правления Николай I уделял особенное внимание вопросам цензуры. За долгие десятилетия его правления многие журналы снимались с публикации, а поэты и писатели не могли издаваться из-за того, что поднимаемые ими темы могли подорвать авторитет монарха. С каждым днем значение цензуры увеличивалось, а произведения подвергались безжалостной правке. |
Итоги реформ Николая I
Имя Николая I современные историки часто связывают с восстанием декабристов и с неудачными реформами в области решения крестьянского вопроса.
Проведённые реформы Николаем I не носили законченный характер. Проводились они в первую очередь с целью укреплению самодержавия и централизации власти. В первую очередь это касалось изменений в сфере образования. Произошло существенное укрепление чиновничьего аппарата. Это вызывало недовольство среди простого люда. Можно сказать, что эпоха правления Николаем I стала апогеем самодержавия.
Несмотря на то, что в политике Николая I были свои отрицательные моменты, он умудрился и в положительном ключе изменить страну. В частности, император способствовал промышленному развитию государства. Однако, стремление Николая I к централизации власти погубило на корню многие его позитивные реформаторские задумки.
Источники литературы и дополнительные материалы по теме:
- Бибиков Г.Н. А.Х. Бенкендорф и политика императора Николая I
- Выскочков Л. В. Николай I.
- Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева.
- Капустина Т.А. Николай I
Я бы не относил развитие промышленности к реформам, тем более к удачным. Промышленности не ставили «палок в колёса», но никакой государственной поддержки она не получала. А число коммерческих железных дорог, построенных при Николае, равняется числу один.
Всего-то построили самую длинную на тот момент ж/д, которая соединяла центр страны с Иркутском с одной стороны и Варшавой с другой. Всего-то Россия была третьей страной после США и Англии, где вообще появилась железная дорога.
Но так-то фигня, ведь число «один».
Реформы Николая I были полностью ориентированы на укрепление самодержавия – по сути, это центральная линия реформ. В этом смысле императора критиковать нет смысла. Стремление централизации власти – логичное желание, учитывая особенности государственного устройства России.
Личное мнение – нельзя делить реформы на «удачные» и «неудачные»! Это странно. Ни один политический и экономический процесс не может иметь знака «+» или «-». Это относится и деятельности политиков, к характеристике их личности и внутренней политики.
Согласна с Вами. Нельзя делить реформы на удачные и неудачные. Точные выводы можно делать, только после подробного изучения всех аспектов.
Деление реформ на удачные и неудачные не очень правильно, поскольку ни одно историческое событие имеет положительную и отрицательную стороны. Все события имеют широкий спектр последствий.
А почему образовательная реформа в отрицательных числиться? Попытка привести систему образования к единому стандарту — это плохо? А «разброд и шатания» в массах ни к чему хорошему никогда не приводили.
Марина, реформа Николая фактически закрыла путь к высшему и даже среднему образованию детям разночинцев и мещан и затормозила развитие реального гимназического (среднетехнического) образования. Благодаря такой «мудрой» политике, в России на душу населения было в разы меньше инженеров, путейщиков, финансистов и т.п. Эта нехватка кадров затормозила научно-технический рывок, а когда он всё-таки произошёл при Александре II, ключевые места в новых сферах экономики заняли более опытные и богатые иностранцы.
А я с вами не согласен. Прошло уже более 160 лет, преобразования тех времен изучены и полностью разобраны. Выводы в исторической науке необходимы для предотвращения ошибок в будущем, поэтому существует деление.
«Историческая наука»,не спмешите меня .
В неудачных реформах значатся только «недо» по мнению автора статьи. Эта критика не имеет смысла. Сам царь ставил перед собой более широкие задачи, но если ему в силу обстоятельств удалось реализовать хотя бы часть, или положить начало — это есть УДАЧА. Неудачными же можно назвать лишь те реформы, что ухудшили то, что было до их проведения. Терпеливое аккуратное дело в этом вопросе спасло страну от действительно печальных последствий.
Пройдусь по пунктам во второй колонке без отвратительно предвзятого отношения еще по советским учебникам к НиколаюI : 1. Количество крепостных уменьшилось и их жизнь улучшилась. 2. Образовательных учреждений стало больше. 3. Цензура как факт. Ограничена свобода слова.
Интересно отметить, что не смотря на кучу закрытых журналов, гонений и прочее, нельзя назвать годы правления этого царя, как годы без творческого бессилия поэтов, писателей художников… Может цензура не так уж много ценного сгубила) а может испытания для творческих людей есть пища их вдохновения. Трудно сказать)
Какая разница, удачные или нет, вам реформы написали, радуйтесь.
Вопрос об освобождении крестьян — сложнейший. Он содержал столько подводных камней, что даже собственно отмена крепостного права не решила его. Крестьянский вопрос «выкашливался» вплоть до революций 1917 года. А насчет того, что Россия, со своим крепостным правом, выглядела отстало — достаточно вспомнить, что в США и Южной Америке, еще существовало рабство, а, к примеру в Австро — Венгрии, крепостная зависимость сошла на нет только к 40м годам — всего на 20 лет раньше.
Все верно. И сокращение числа крепостных и улучшение их жизни — это вовсе не часть неудачной реформы, а важный и реальный результат продуманной внутренней политики.
При Николае ! случилось не только восстание декабристов, но и три революции в Европе по причинам национальных и социальных противоречий.
В подавлении этих выступлений царь охотно применял войска России. Была оккупирована часть Средней Азии и «усмирен» Кавказ, то ли, чтобы противодействовать Англии, то ли — «потому что так надо!» Это — что касается «внешнего» авторитета страны и порядка внутри нее. Чтобы понять смысл перехода к «серебряному» рублю, нужно знать — отчего произошло обесценивание прежних денег при не такой уж большой внутренней и внешней торговле. Видимо, не было должной налоговой системы (читай — экономики) и бесцельная трата бюджета, не считая, традиционного воровства. Частичной отмены крепостного права быть не может — это политический камуфляж с увеличением числа надзорных лиц за счет работающих людей. Остается рост числа достаточно грамотных «разночинцев» — здесь государь напрасно понадеялся на роль православной церкви и не смог противодействовать «влиянию Запада». Что-то знакомое…Вот и все, что завершилось позором Крымской войны. Трагедия громадной и богатой России — в невозможности соединить жесткую централизованную власть с предпринимательской инициативой ее граждан. И это закреплено всей историей страны, въелось в наш менталитет.
Поэтому и теоретически правильные реформы Александра 2 привели больше к словесным распрям, меньше — к экономическому результату.
Восстание произошло в период междуцарствия, а не «при Николае I», потому что некоторые группы решили подсуетиться, пока на престол никто не вступил, и совершить переворот. И что в это время должно делать государство и царская семья? Руки им пожимать и говорить: «Да, молодцы, продолжайте в том же духе, свергайте нас»?
Естественно, против восставших были приняты меры. Но, между прочим, Николай смягчил всем приговоры, отменил много смертных, а семьям казненных выплачивал пенсии, предоставил образование за счёт казны.
В итоге в этот период в Европе революции произошли, а в России-то нет. Время было стабильное. Много улучшений было, сильно сократилось количество крепостных, плюс им разрешили заниматься предпринимательской деятельностью (подготовило отмену крепостного права при Александре II), построена железная дорога почти через всю страну (причём так, что это потом через 100 лет помогло в ВОВ), увеличилось количество школ. Царь был человеком работящим, дисциплинированным.
На мой взгляд, он служил своей стране, прилагая все усилия, и не был бездарным человеком.
Но он тоже человек, который, конечно, не мог избежать ошибок, неверных расчётов. Какие-то из них стали роковыми — самой серьёзной, конечно, был технологический просчёт на Крымской войне.
Разделение школ на сословия тоже представляется несколько странным и неверным (по крайней мере, с точки зрения современного человека) решением.
А что касается цензуры… Ну да, была, но это не помешало тому, что из этой эпохи вышло множество вошедших в историю искусства людей, в частности, появилась национальная композиторская — симфоническая и оперная — школа. Пушкина Николай I поддерживал, хоть и держал при своём контроле. Да и Лермонтов писал, хотя Николай его терпеть не мог.