Политическая ситуация в СССР в период создания М.А. Булгаковым романа «Мастер и Маргарита»
М. А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита» создавал в период становления советского общества, в годы правления И.В. Сталина. Его власть сделалась неограниченной. Это было время политических репрессий. Люди друг на друга писали доносы.
В 1932 г. были уничтожены все враждебные Сталину политические группировки.
К 1937г. были репрессированы многие члены партии, работники наркоматов, военные, представители интеллигенции.
В литературе и искусстве признавался только один художественный метод – социалистический реализм. Все произведения должны были «стать частью партийного дела»[1, с. 285].
С конца 1920-х гг. усилились гонения на религиозные организации, стали взрывать действующие храмы. Священникам запрещали проповедовать веру среди населения. Активно велась пропаганда атеизма.
Чем был вызван интерес М.А. Булгакова к теме христианства и дьявольщины?
На писателя сильное впечатление произвела трагедия И.В. Гете «Фауст». В ней подлинная и неимоверная любовь Гретхен помогла Фаусту избежать адовых мук. М.А. Булгаков в одной из первоначальных версий романа называл своего героя Фаустом. Благодаря огромной и преданной любви Маргариты, герой после смерти заслужил покой.
Исследователи романа обращают внимание на то, что у М.А. Булгакова в главах, посвященных религии, Иешуа Га-Ноцри не совершает чудес, он лишь беседует с Понтием Пилатом. Они приходят к выводу, что произведение было написано для читателей, живущих в атеистическом государстве[2, с. 101].
Версии романа «Мастер и Маргарита»
Первый вариант произведения появился еще в конце 1920-х гг. Но в 1930 г. М.А. Булгаков его сжег. Правка романа длилась до конца жизни автора. Писатель посылал отдельные главы книги в издательство «Недра». Но при его жизни их так и не напечатали.
По свидетельству историков литературы, автор неоднократно менял название романа. «Копыто инженера», «Гастроли Воланда», «Князь тьмы», «Черный маг», «Великий канцлер», «Он явился», «Вот и я», «Пришествие» – вот список заголовков ранних версий книги. В 1937 г. писатель дает окончательное заглавие: «Мастер и Маргарита»[2, с. 403].
Исправлять роман приходилось из-за менявшейся архитектуры Москвы. В ранних версиях книги Иван Бездомный после гибели Берлиоза отправляется в погоню за профессором со свитой и выходит к Храму Христа Спасителя. В храме имелась гранитная купель. Иван Бездомный в нее окунался, принимая крещение. Но в 1931 г. храм взорвали, и М.А. Булгаков переделал сюжет.
В 1939г. состояние здоровья М.А. Булгакова резко ухудшилось. Он почувствовал приближение смерти. Поэтому старался поскорей завершить роман, переписывал отдельные сцены и целые главы.
После смерти М.А. Булгакова Елена Сергеевна Шиловская (Булгакова), его последняя жена, несколько раз редактировала книгу и пыталась ее издать.
Последние исправления в роман писатель внес в феврале 1940 г., за месяц до своей смерти.
При жизни писателя книга издана не была. Но общественность знала о ней, ее машинописную версию многие смогли прочитать.
В 1962 г. В. Каверин в статье, посвященной другой книге М.А. Булгакова – «Жизнь господина де Мольера», при перечислении всех произведений писателя назвал «Мастера и Маргариту» [3, с. 140].
Впервые роман (точнее его отрывок) был издан в журнале «Москва» в 1966 г. – в период хрущевской оттепели.
Полностью произведение вышло в свет в 1973 г. по ходатайству поэта К. Симонова. Он возглавлял Комиссии по изучению творчества М.А. Булгакова. Это произошло через 3 года после смерти Елены Сергеевны Шиловской (Булгаковой). Супруга писателя умерла в 1970 г.
Герои романа и их прототипы
Герои | Прототипы |
---|---|
Мастер |
|
Маргарита |
|
Михаил Берлиоз |
|
Иван Бездомный |
|
Алоизий Могарыч | Драматург Сергей Ермолинский. В 1920-е гг. М.А. Булгаков с Любовью Белозерской, его второй супругой, снимали в переулке Мансурском небольшую, но уютную комнату. Она послужила прообразом подвала Мастера. Нередким гостем был у них Ермолинский, он сблизился с писателем и его женой. Но позже М.А. Булгаков счел возможным, что драматург доносит все их разговоры в НКВД. В романе Алоизий Могарыч на Мастера также настрочил донос. |
Аннушка, разлившая масло | Соседка М.А. Булгакова по квартире №50 Анна Горячева. Ее называли Аннушка-чума, так как женщина приносила всем несчастья, была склочницей и скандалисткой. В мемориальном музее А.М. Булгакова на ул. Большой Садовой висит фотография Анны Горячевой, ее передал внук этой женщины. |
Конферансье Бенгальский | Конферансье Александр Александрович Гриль. После конфликта с присутствующим на представлении высокопоставленным лицом утратил веселость, потерял контакт с залом и способность к импровизации. Умер в психиатрической больнице. |
Семплеяров, председатель акустической комиссии |
|
Бегемот | Булгаковский кот Флюшка, перекрашенный из серого в демонический черный цвет. |
Таким образом, М.А. Булгаков создавал роман более 10 лет, постоянно вносил корректировки. Несмотря на фантастический вымысел сюжета, прототипами его персонажей были реальные лица.
Список использованной литературы:
- Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подг. отделений вузов. – М.: Высш. шк., 1986 – 431 с.
- Лесскис Г., Атарова К. Москва — Ершалаим. Путеводитель по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». – М., 2014. – 576 с.
- Соколов Б.В. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». – М., изд-во Эксмо, 2005 г. – 143 с.