История создания романа «Мастер и Маргарита»


Политическая ситуация в СССР в период создания М.А. Булгаковым романа «Мастер и Маргарита»

М. А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита» создавал в период становления советского общества, в годы правления И.В. Сталина. Его власть сделалась неограниченной. Это было время политических репрессий. Люди друг на друга писали доносы.

В 1932 г. были уничтожены все враждебные Сталину политические группировки.

К 1937г. были репрессированы многие члены партии, работники наркоматов, военные, представители интеллигенции.

В литературе и искусстве признавался только один художественный метод – социалистический реализм. Все произведения должны были «стать частью партийного дела»[1, с. 285].

С конца 1920-х гг. усилились гонения на религиозные организации, стали взрывать действующие храмы. Священникам запрещали проповедовать веру среди населения. Активно велась пропаганда атеизма.

Чем был вызван интерес М.А. Булгакова к теме христианства и дьявольщины?

На писателя сильное впечатление произвела трагедия И.В. Гете «Фауст». В ней подлинная и неимоверная любовь Гретхен помогла Фаусту избежать адовых мук. М.А. Булгаков в одной из первоначальных версий романа называл своего героя Фаустом. Благодаря огромной и преданной любви Маргариты, герой после смерти заслужил покой.

Исследователи романа обращают внимание на то, что у М.А. Булгакова в главах, посвященных религии, Иешуа Га-Ноцри не совершает чудес, он лишь беседует с Понтием Пилатом. Они приходят к выводу, что произведение было написано для читателей, живущих в атеистическом государстве[2, с. 101].

Версии романа «Мастер и Маргарита»

Первый вариант произведения появился еще в конце 1920-х гг. Но в 1930 г. М.А. Булгаков его сжег. Правка романа длилась до конца жизни автора. Писатель посылал отдельные главы книги в издательство «Недра». Но при его жизни их так и не напечатали.

По свидетельству историков литературы, автор неоднократно менял название романа. «Копыто инженера», «Гастроли Воланда», «Князь тьмы», «Черный маг», «Великий канцлер», «Он явился», «Вот и я», «Пришествие» – вот список заголовков ранних версий книги. В 1937 г. писатель дает окончательное заглавие: «Мастер и Маргарита»[2, с. 403].

Исправлять роман приходилось из-за менявшейся архитектуры Москвы. В ранних версиях книги Иван Бездомный после гибели Берлиоза отправляется в погоню за профессором со свитой и выходит к Храму Христа Спасителя. В храме имелась гранитная купель. Иван Бездомный в нее окунался, принимая крещение. Но в 1931 г. храм взорвали, и М.А. Булгаков переделал сюжет.

В 1939г. состояние здоровья М.А. Булгакова резко ухудшилось. Он почувствовал приближение смерти. Поэтому старался поскорей завершить роман, переписывал отдельные сцены и целые главы.

После смерти М.А. Булгакова Елена Сергеевна Шиловская (Булгакова), его последняя жена, несколько раз редактировала книгу и пыталась ее издать.

Последние исправления в роман писатель внес в феврале 1940 г., за месяц до своей смерти.

При жизни писателя книга издана не была. Но общественность знала о ней, ее машинописную версию многие смогли прочитать.

В 1962 г. В. Каверин в статье, посвященной другой книге М.А. Булгакова – «Жизнь господина де Мольера», при перечислении всех произведений писателя назвал «Мастера и Маргариту» [3, с. 140].

Впервые роман (точнее его отрывок) был издан в журнале «Москва» в 1966 г. – в период хрущевской оттепели.

Полностью произведение вышло в свет в 1973 г. по ходатайству поэта К. Симонова. Он возглавлял Комиссии по изучению творчества М.А. Булгакова. Это произошло через 3 года после смерти Елены Сергеевны Шиловской (Булгаковой). Супруга писателя умерла в 1970 г.

Герои романа и их прототипы

Герои

Прототипы

Мастер

  1. Сам автор. Аналогию Мастера с М.А. Булгаковым отмечают многие литературоведы. Писатель конфликтовал с советскими критиками, как Мастер с Латунским. Спектакли по булгаковским пьесам запрещали. Автор упомянул в письме к Сталину об уничтоженном им варианте романа о нечистой силе.

  2. Н.В. Гоголь – второй претендент на роль прототипа Мастера. Классик русской литературы XIX в. сжег второй том «Мертвых душ».

  3. М. Горький. Его считали прообразом Мастера многие современники М.А. Булгакова. Однако их мнение является спорным.

Маргарита

  1. Последняя жена М.А. Булгакова – Е.С. Шиловская (Булгакова). Автор наделил Маргариту многими чертами своей спутницы жизни.

  2. Гретхен из «Фауста» И. Гете. Она также страстно и самоотверженно любила своего героя.

  3. Королева Франции Маргарита Наваррская. М.А. Булгаков досконально изучил ее биографию. Маргарита Наваррская была одной из умнейших женщин той эпохи. Она владела древнегреческим и латинским языками, сама писала литературные произведения.

Михаил Берлиоз

  1. Поэт советского периода Демьян Бедный, сочинявший стихотворения с антирелигиозным смыслом. У Берлиоза и Демьяна Бедного есть сходства во внешности. Они оба одного возраста, с лысиной, имеют лишний вес, имеют шляпу по форме, напоминающую пирожок. М.А. Булгаков на Берлиоз надел еще очки.

  2. Леопольд Авербах, председатель РАППа. РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей. В романе М.А. Булгакова аналогом ее является МАССОЛИТ – Московская ассоциация литераторов. Ее члены пользуются различными привилегиями. В 1920-х гг. Л. Авербах в своих публикациях резко раскритиковал все произведения М.А. Булгакова.

Иван Бездомный

  1. Поэт Александр Безыменский, злостный противник М.А. Булгакова. Воспевал революцию, сочинял сатирические произведения о враждебных капиталистах. Написал пьесу «Выстрел», пародирующую «Дни Турбиных». В романе Иван Бездомный ссорится с поэтом Рюхиным. А. Безыменский почти также конфликтовал с В.В. Маяковским. Прославленный поэт-футурист в одном стихотворении назвал А.Безыменского «морковным кофе».

  2. Джон Стентон – персонаж романа Чарльза Метьюрина «Мельмот-скиталец». Герой видит дьявола, после чего сходит с ума. Точно также Иван Бездомный встречается с Воландом, а затем становится пациентом психиатрической клиники.

Алоизий Могарыч

Драматург Сергей Ермолинский. В 1920-е гг. М.А. Булгаков с Любовью Белозерской, его второй супругой, снимали в переулке Мансурском небольшую, но уютную комнату. Она послужила прообразом подвала Мастера. Нередким гостем был у них Ермолинский, он сблизился с писателем и его женой. Но позже М.А. Булгаков счел возможным, что драматург доносит все их разговоры в НКВД. В романе Алоизий Могарыч на Мастера также настрочил донос.

Аннушка, разлившая масло

Соседка М.А. Булгакова по квартире №50 Анна Горячева. Ее называли Аннушка-чума, так как женщина приносила всем несчастья, была склочницей и скандалисткой. В мемориальном музее А.М. Булгакова на ул. Большой Садовой висит фотография Анны Горячевой, ее передал внук этой женщины.

Конферансье Бенгальский

Конферансье Александр Александрович Гриль. После конфликта с присутствующим на представлении высокопоставленным лицом утратил веселость, потерял контакт с залом и способность к импровизации. Умер в психиатрической больнице.

Семплеяров, председатель акустической комиссии

  1. Авель Енукидзе. Он был политическим деятелем, большевиком, расстрелянным в 1937 г. С 1922 по 1937 гг. Авель Енукидзе вел контроль руководства Большим и Художественным театрами, а также был сотрудником коллегии Наркомпроса и Государственной комиссии по просвещению. Эти последние учреждения находились недалеко от Чистых Прудов. В романе там заседает Акустическая комиссия.

  2. А.В. Луначарский, известный нарком просвещения. Он резко раскритиковал «Дни Турбиных» М.А. Булгакова.

  3. Композитор Александр Афанасьевич Спендиаров. Сходство пытаются найти некоторые литературоведы, но оно сомнительно. Композитор был в дружеских отношениях с М.А. Булгаковым.

Бегемот

Булгаковский кот Флюшка, перекрашенный из серого в демонический черный цвет.

Таким образом, М.А. Булгаков создавал роман более 10 лет, постоянно вносил корректировки. Несмотря на фантастический вымысел сюжета, прототипами его персонажей были реальные лица.


Список использованной литературы:

  1. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подг. отделений вузов. – М.: Высш. шк., 1986 – 431 с.
  2. Лесскис Г., Атарова К. Москва — Ершалаим. Путеводитель по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». – М., 2014. – 576 с.
  3. Соколов Б.В. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». – М., изд-во Эксмо, 2005 г. – 143 с.
Оцените статью!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *