В плане технологий 1-е тысячелетие до н. э. считают временем железа. Но и в культурном аспекте период отличился феноменом. Последняя арийская волна уничтожает остатки автохтонных культур Европы. Это происходит в результате появления традиций, склонных к доминированию. Часть их влияла на соседей культурно, часть – силой. Мы ничего не знаем о событиях на Карпатах и рядом в подробностях. Греки и население Римской республики (ставшей к концу рассматриваемой эпохи ненасытной империей) называли проживающих тут людей варварами. Но Вечный Город признавал их исключительную храбрость. Так кем же они были? Ответы – у Геродота и археологов.
- 1 Гальштатская культура переходит Карпаты
- 2 Влияние степей: Черногоровская культура
- 3 Эволюция в Польше: появление и распространение Поморской культуры
- 4 Новый народ Молдавии, Буджака и лесостепной Украины
- 5 Последние контактные этносы Железного Века: бастарны и лугии
- 6 Как Рим влияет на новые народы
Гальштатская культура переходит Карпаты
Родившись на границе Австрии и Чехии, пракельтский субстрат широко распространяется во всех направлениях. Некоторые племена еще в период Бронзы первыми из индоевропейцев проникли на территории сегодняшней Франции и на Британские острова. А в конце 4-го — 3 веке до нашей эры (в Латенскую или «историческую кельтскую» эпоху) произошел так называемый «кельтский взрыв». Культуры Латенского типа одновременно вели экспансию на Апеннины, на Балканы (цизальпинские и трансальпийские галлы), на Пиренеи и на «туманный Альбион» (туда проникли завоеватели, образовавшие бриттов).
Народность широко распространялась на восток, заселив еще и всю Словакию, Закарпатье. Даже северную Молдову. В результате взаимодействия с Геродотовскими скифами-пахарями образуется Вельбарский археологический слой, распространяющийся в Польше и в юго-западной Белоруссии. А еще Зарубинецкий, он постепенно заполняет запад Украины.
Влияние степей: Черногоровская культура
В 9 веке до нашей эры в степное Предкарпатье из северного Причерноморья проникает так называемая «доскифская» ираноязычная группа кочевников. Археологи обычно соотносят ее с Катакомбной или рядом родственных археологических культур. А историки – с киммерийцами. Те киммерийские кланы, которые подошли к Карпатам, идентифицируются как носители Черногоровской культуры. В отличие от скифов, их мечи были длинными. К тому же они уделяли меньше времени производству украшений.
Эволюция в Польше: появление и распространение Поморской культуры
Еще на окончательном этапе Бронзы зародилась Лужицкая культура, датирующаяся 12 – 4 веками до нашей эры. Ее бытовая и художественная особенность распространилась на Восточную Германию, всю Чехию, Северную Польшу, Белорусское Полесье и Волынь. Нация появилась как результат ряда событий, во время которых 2-я индоевропейская волна ассимилировала 1-ю. Та идентифицируется как горизонт общности Полей Погребальных урн. Под последним объединением понимаются люди, впервые начавшие сжигать своих покойников – непосредственные предки иллирийцев, кельтов и ахейцев, беспощадные к неолитическому населению всех земель, которые зовут Западной Европой.
Итак, в Железном Веке у Лужицкой культуры появился северный очаг – Поморская культура. Это и были предки венетов, «ядро» их племен. Они двигаются и на Карпаты. Дома у них надежные – просторные, столбовые, с плетнем, а кое-где и досками, обмазанными глиной. Боевое железное оружие изготовлялось повсеместно. Развитым было и сельское хозяйство (хотя крестьянами венетов назвать было сложно, их больше привлекали торговля и путешествия). Сожженных покойников они помещали в урны.
Взаимодействие Поморского археологического горизонта (венетов) с Латенской культурой (кельтами) в южной трети Польши и в Словакии было. Порою оно носило военный характер с элементами геноцида. Завершается бегством венетов во все уголки Европы или их ассимиляцией в среде кельтов. Это как раз и есть веха распространения топонимов с корнем «вент» или «венд» по центру континента, в Альпах, в Северной Италии и в Британии. Большой их массив перемещается в Железном веке в Прибалтику, «рождая» при взаимодействии с более восточной, Фатьяновской культурой (тоже арийской и агрессивной), ту самую ветвь, которая примет участие в этногенезе балтов и славян. Уже в христианскую эру. Венетами народ прозвали соседи («вент» или «венд» с древнейшего индоевропейского – «очень светлый»). На тот момент данный этнос был в Европе самым светлым, унаследовав гены последних представителей неолитического населения Скандинавии, Северной Польши, Северной России и Северной Германии. Старые же ветви индоевропейцев, наоборот, мешались с автохтонами Европы – с людьми средиземноморского антропологического типа. Волос желтого и белого оттенка не имели.
А что происходит с венетами в северных Карпатах, на полях сражений с воинственными латенскими племенами? Часть их все-таки пополняет кельтский массив, родив, скорее всего, племя бойев. Оно известно римлянам по одной из военных кампаний. Римляне отмечают, что бойи были особенными галлами – с ослепительно светлыми волосами…
Новый народ Молдавии, Буджака и лесостепной Украины
В Раннежелезном веке местность к югу от Карпат населяла пока еще культурно не дифференцированная фракийская общность. Однако из-за Днестра, проникла новая волна ираноязычных кочевых народностей. У греков они получили общее название «скифы». «Скиф» (на славянский манер «скит») буквально переводится как «палатка», «кибитка». В плане одежды, упряжи и амуниции скифы ничем не отличались от «киммерос». Однако у них появились более удобные (короткие) мечи – акинаки. А также «звериный стиль».
К концу Железного Века скифы Прикарпатья находятся в зоне контакта с фракийцами на западе. С родами Лужицкой культуры они взаимодействуют на севере. Указанные племенные союзы порождают 3 смешанных народа – агафирсов, «скифов-пахарей» и меланхленов («одетых в черное»). Меланхлены еще до наступления нашей эры растворяются в венетах и в первых сарматах, заселяя сначала нижнее Посеймье, среднее и южное междуречье Днепра и Днестра. Позже двигаются западнее. Они станут «главной основой» для нации антов, впитавшей еще и часть гето-даков. На месте нынешнего Чернигова у них возникнет город Сирим («место, где танцуют»). Обозначен у Птолемея.
Последние контактные этносы Железного Века: бастарны и лугии
Что становится итогом закрепления новых традиций на землях описываемого региона, сопровождая растворение венетов, скифов, германцев и гето-даков друг в друге и в романизированном населении?
В самом конце 1 тысячелетия до нашей эры из Скандинавии приходят германские племена. В западном и в Северном Прикарпатье они взаимодействуют с воинственными кельтами-бойями. Уничтожить их германцам не удалось, и все закончилось мирным сосуществованием. А его результат – появление бастарнов (с германского – «незаконнорожденных»). Затем они двигаются в нынешнюю Западную Украину.
На границе Польши, Чехии и Словакии бастарны встречают кочующих с юго-востока «скифов-пахарей» (или «сколотов»). Их роды взаимно ассимилируются. Образуется загадочное племя лугиев («лигийцев», «луйев»), известное археологам по памятникам, которые отнесли к юго-западным локальным вариантам Позднелужицкой Пшеворской культуры. Южная и центральная Польша. Этап знаменуется некоторым упадком уровня жизни, межплеменными усобицами, замкнутостью и общим падением эстетики.
Как Рим влияет на новые народы
Траяновы походы на территорию современной Румынии продвигают романскую культуру (в первую очередь, «вульгарную латынь») до самого Днестра. Северо-восточной границей ее распространения становится Трансильвания, в горных лесах которой экспансия встречает непреодолимое сопротивление. Окончательно романским регион становится лишь в Византийские времена, что явствует из хроник Восточно-Римского государства. За этими географическими границами действуют сарматская и праславянская традиции.