Железный век в степях Юго-Восточной Европы


Мигрирующие народы, говорившие на северо-западных иранских языках, тремя волнами заполняли южные пустоши Русской равнины, Крым и Северный Кавказ. Далее проникали в румынскую и венгерскую пушту. Самая 1-я волна (киммерийская) создала этнический облик Крыма, Тамани и подарила свою моду побережью Малой Азии. Вторая (скифская) оказала заметное влияние на часть фракийского и греческого мира. Третья (сарматская) приняла участие в генезисе населения Молдовы, Приднестровья, Украины и Сев. Кавказа.

Кочевники с востока: кто они?

Весь этнический субстрат имел европеоидный облик. Общими были и детали одежды – так называемый фригийский колпак (зимний вариант из войлока) и просторная распашная куртка из выделанных кож (зимний вариант был с меховой оторочкой). На всех изображениях присутствует куртка без ворота, а ее полы скреплялись косой застежкой. Ритуальные татуировки на теле указывали на племя и профессиональную принадлежность. На ногах кожаные полусапожки, шнуровавшиеся вокруг щиколотки. Огромным количеством металлических украшений отличались эти кочевники от своих соседей. Они прекрасно выплавляли любые изделия. Для всех их характерно деление на воинов (главный из которых – вождь), жрецов и свободных скотоводов-общинников.

В этом обществе женщины занимались мужским делом. У всех орд один из богов общий – Меч. У поздних сарматов появляется более сложное представление о мире и божествах.

Киммерийцы

Выделившись как западное колено народа Катакомбной культуры, изначально кимры (киммерии, кимеррос, гимир, гимирру) закрепились на Керченском полуострове. Ведь при Геродоте полуостров так и называли – Киммерией. В широком понятии Киммериком считался весь восточный Крым. Ведь до прихода скифов гимиры проживали намного шире. В 7 веке киммерийцев вытеснили первые скифы – «царские». В отличие от оккупантов, кимеррос обладали длинным мечом, а их орнаменты не имели ничего общего со звериным стилем, будучи основанными на простых геометрических фигурах. Миру известны всего 3 царя первой ираноязычной волны – Тьяшпа (Теушпа), Тухгдамма (Дугдамме) и Шандахра (Шандакурру). В скобках стоят хеттские варианты произношения. Все они героически погибли в 7 в. до н.э. А простой люд куда-то ушел.

Скифы

Обычаи

Потеснив гимирру, и, заставив эту народность рассеяться по свету, на историческую арену выходят скифы. «Скиф» («кибитка», «палатка», «шалаш») – общее греческое наименование второй ираноязычной волны. Именно этот степной поток стал для Геродота источником сведений о недоступной ему лесной или задонской части материка. «Кибиточники» любили неразбавленное вино. А еще они подарили миру орнамент, основанный на стилизации животных – «звериный стиль». Служилым людям больше пришелся по душе короткий меч. Акинак. Его переняли греки, а затем римляне.

Тактика и стратегия

Временем господства скифов являются 7-4 века до н.э. Скифов невозможно было подчинить, так как они не имели понятия «родина». И, напротив, сами они могли нанести вред любой могущественной державе. Ведь вместо губительного генерального сражения они выбирали откочевку на безопасное расстояние от противника. Ни Персия, ни держава Александра Македонского не могли поработить родственный субстрат кочевий. Имея в качестве любимого занятия охоту на быструю дичь, скифские преследователи не давали врагу шансов во время неорганизованного отступления. Противники гибли полностью.

Куда делись скифы?

Некоторые скифы так и не покинули пределы азиатских просторов, смешавшись позже с первыми тюркскими народностями. Передали им свой костюм и часть словаря. Вот почему у европейских народов много общих слов с тюркскими. Иные скифы растворились в среде населения греческих полисов или в горных городах родственных им тавров (в Крыму). А также стали частью Боспорского царства. «Скифы-пахари» бесследно пропали в поселках ближайших венетов. То есть послужили элементом сложного генезиса народа Зарубинецкой культуры. А меланхлены (с греческого «одетые в черное») слились с первой сарматской волной (в 4 веке до н.э). Упомянутый союз интегрируется в праславянский мир на пространстве от нынешнего Чернигова до среднего течения Сейма.

Сарматы

Расселение

В «нерасчлененном» состоянии достигшие Европы сарматы существовали только с 4 века до н.э. по 1 век до н. э. Дело в том, что уже Страбон сообщает нам о разных сарматах. «Царских», пробравшихся в степи сегодняшних Украины, Крыма, Румынии, Венгрии, Молдавии, Приднестровья и Северного Приазовья. А также о сираках и аорсах. Последние два объединения отличались не меньшей численностью и чаще наводили «новый порядок» на территории Боспора и Ростовской области. Они широко известны в тот момент на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Калмыкии и Западном Казахстане.

Изобретения

Сарматы – «родители» первого в истории рыцарского вооружения. Для всадника и для коня. Кавалеристы опробовали амуницию в походах на скифов, на орды царя Митридата и на «вечную» Персидскую империю. Еще в стычках с племенами Кобанской культуры (на Северном и Центральном Кавказе). Римляне тоже имели возможность оценить мощь тяжелой конницы и внутреннюю силу (патриотизм) Сарматского квазигосударства. Вот почему сарматов хотели видеть в качестве союзника, а не врага. Не скупились на оплату и даже на места для становищ.

Обычаи и экономика

Война пропитывала быт нации полностью. Все легенды сарматов связаны с приключениями богатырей-нартов (от «нар атар» – «мужчина-огонь», так как огонь был у кочевников главным божеством). Блестящие металлурги, они изготавливают самые внушительные на тот момент мечи, наконечники копий и топоры. Сарматская кольчуга и шлем были взяты на вооружение северокавказскими, славянскими, среднеазиатскими и даже многими варварскими племенами Европы (к примеру, гуннами и готами). Жили эти герои в юртах.

Отличались от скифо-киммерийских предтечей еще более демократичным отношением к женщине. Под всесторонним культурным воздействием у сарматов сначала возник культ Меча, а затем Митры (воплощения Солнца). Лишь в нашей эре был разработан сложный религиозный комплекс, составивший позже основу теософии аланов, адыгов и даже вайнахов. Причем солнце Хорс (заимствованное у массагетов, сохранивших арийскую сущность) все равно остается в центре внимания. Остальные божества лишь помощники.

Основой экономики внутри Сарматской империи был грабеж земледельцев и работорговля. В своих станах держали только коз и баранов. Их удобно было гнать.

Амазонки

Все же главный элемент идентичности сарматов – свадьба амазонки. Любая такая женщина при выборе жениха осматривала претендентов голыми – при широком стечении ее соплеменников. Доспехи со временем перешли в наряд таких дам. Шапочки украшались металлическими бляшками, кожаная приталенная куртка имела красивые металлические нагрудники, повторяющие форму грудей, все руки были увиты наручами художественной формы. На ногах воительниц красовались такие же армированные сапожки, а выше поножи. В обществе «военизированных скотоводов» не было матриархата. Но женщина-воин приравнивалась по положению к мужчине-воину.

Были женские «боевые» общества внутри некоторых кочевий (на станах). Некоторые из них эволюционировали в отдельные племена (уже с матриархальными порядками). Да и в обычной стане амазонку могли выбрать на должность вождя. Тут дело касалось исключительно авторитета, а не пола. Любопытно, что даже этноним «сор мата» переводится как «мать охотников» (а не отец!). Гинекократия диктовала у сарматов и основной спрос – чаще всего они покупали хорошую одежду, изящные украшения, а также всякую изумительную утварь. А иногда даже принимали все это вместо денег – за свои профессиональные военные услуги. Стоит отметить, что даже в могилу маленькой девочки обязательно помещали красивое оружие. Все прекрасное прочно вошло в быт.

Греков, римлян, а, тем более, обитателей Анатолийского полуострова («пропавших» Востоком) такие обычаи смешили. В результате соседи сочиняли про сарматов скабрезные истории. В одной сарматки удаляли себе одну грудь (для удобства стрельбы). И даже само греческое слово амазонка происходит от идиомы «а мазос» – «без грудей».

Контактные этносы конца I тыс. до н.э.

Многие склонны полагать, что «дети» киммерийцев – дорийцы. Это последняя индоевропейская волна, захлестнувшая Южные Балканы в 8 в. до н.э. Именно после ее появления в греческих государствах настал особый этап «темных веков». «Рождение» греческой нации путем слета всех южно-балканских и островных народностей на Олимпийские игры. Однако это совсем не так. Дорийцами являлись «дети» Срубной культуры. Однако их можно упомянуть как «братьев» киммерийцев. Они так похожи.    

Синды

Первый народ, появившийся как результат смешения ираноязычных кочевников (а именно киммерийцев) с тогдашними аборигенами, вошел в анналы истории как «синды». Вытесненные скифами в горы Крыма, киммерийцы там не прижились. Ушли на восточную сторону Меотского озера (Керченского пролива). Ассимилировав меотов (потомков индоевропейцев и аборигенов Северного Кавказа), образовали эту нацию.

Гимирру

Кровь киммерийцев оказалась в жилах некоторых жителей Анатолийского полуострова. Имеются в виду племена, поселившиеся в Трое после ухода оттуда троянцев (лувийцев). Новых «троянцев» хетты обозначили в хрониках как «гимирру», которые сильно беспокоили их империю. И хеттам пришлось поступить жестоко со станами гимирру.

Агафирсы

Скифы от слияния с северо-восточной ветвью фракийской племенной общности «создали» агафирсов. Уже будучи скифами, те некоторое время еще говорили на родном дако-гетском наречии. Птолемей сообщает, что они проживали на самой восточной окраине современной Румынии (частично даже в Молдове). Основная их особенность – жены «общего пользования». Так агафирсы избегали всяких конфликтов внутри племени.

Население Боспора и греческих полисов

Результатом ассимиляции «царских скифов» с греческими колонистами и горцами (таврами) стали боспорцы. В эллинских полисах осевшие скифы становились полноценной частью демоса, а иногда и аристократической прослойки. Античному миру известны знать, ученые, полководцы, чиновники и философы скифского происхождения.

Скифо-сарматы

Под упоминанием «савроматы» Геродот имел в виду «дикую» (последнюю) волну скифов. От сношения с ней «царские» скифы, «скифы-пахари» и «меланхлены» «родили» исторических сарматов. В мире эллинизированных сородичей эта прослойка считалась «вторым сортом». Потом все поменялось. «Бастарды» эти подчинили почти всю Евразию.

Аланы

Плодовитость сарматов оказалось выше в сравнении с их предшественниками. На рубеже христианской эпохи и вплоть до 5 века (включительно) их этническая традиция стала основой уже для 6 новых народов. Что касается аланов, то их аутентичность настолько сильно влияла на Кавказ и степи, что сарматские слова или народные обычаи оказались частью культуры осетин, адыгских народностей, донских и запорожских казаков. Имя «Алан» популярно во Франции, Англии и Германии (в период становления варварских королевств аланы успели побывать даже здесь). Но особенно известно оно на Северном Кавказе. А женское имя «Алана» или «Роксалана» получило еще большую известность.

Роксоланы

Народ Сейминско-Донецкой культуры принял участие в образовании славян под именем «роксоланы». Также как ассимилированные ими скифы-меланхлены, роксоланы уважали черную одежду и вообще черный цвет. Название реки «Сейм» в переводе «черный». Интересно, что Чернигов затем возник на месте Черного Гая и близ Черного Кургана. Первые обитавшие на Сейме и на нижней Десне славяне хранили миф о черной княжне.

Севиры (сувары, савары, соберы, сабиры, самберы, симбиры, сибиры)

Аорсы – савроматы, смешавшиеся в гуннский период с некоторыми тюркскими и древними угорскими народами Поволжья. В период отдельного (арийского) существования считались довольно мощным объединением, но проиграли в сражении с Сасанидским Ираном. В 5 веке какое-то время существовали в рамках своего государства (столица его еще долго оставалась Симбирском – до того дня, как пришлось воздать честь Владимиру Ильичу Ульянову). Страна Сувар стала позже основой Волжского Болгара. Иордан в 6 веке в качестве постоянных спутников саваров указывает борусков. Да еще точно называет их дислокацию (на Урале). «Боруск» – слово греческое. Им обозначали протобалтийское племя, ставшее затем частью уже исторического балтского этноса «пруссов». Видимо, севиры во время неразберихи «битвы народов» попали и на Балтику.

Сарматские «маркеры», топонимы и этнонимы

Одна провинция Сувара имелась в Дагестане. Любопытно, что народный костюм чувашской женщины (и некоторых дагестанских) напоминает одеяние амазонки. За Уралом лежит кусок российского пространства под названием Сибирь. Сам Урал до 18 века назывался на всех картах Рымник (Rimnic). Римна – та же амазонка. «Урал» придумали башкиры – это имя мифического витязя. Екатерина II приказала переименовать словом и горы, и реку Яик. Чтобы стереть память о яицких казаках, ставших главной социальной базой восстания Пугачева. А вот «башкир» образовано от «башк арьёс» – главные аорсы.

Позднескифские и сарматские кланы, получившие авторитет в других землях

Сако-массагеты дали жизнь половине наций Средней Азии. По большей части, жителям Хорезма и Хорасана («хорс» по-сарматски «солнце»). Также будущим казахам. Гунны на 50% состояли из сарматов (ведь, дойдя до русских степей, тюркоязычные хунну первыми застали именно их). Часть гуннов осела в Венгрии. Часть стала социальной базой аваров.

Саки стали бичом для раннесредневековой Персии (в «Шах-наме» они фигурируют как «тура», а их земля на востоке Ирана – как «Турастан»). Будучи все-таки вытесненными к Инду, они становятся известными в индийских княжествах как «шака». «Шака» считались самыми бесстрашными наемниками. И много «шака» сами стали затем раджами окраин.

Наконец, сарматы, которых подчинили себе на Украине готы, вошли в состав мало просуществовавшего многонационального Королевства Гепидов. В Румынии. Затем присоединилась к западному потоку славян. И каждый польский шляхтич 1 000 лет спустя записывал в свое родовое древо какого-либо знатного сармата: листал старые хроники.

5/5 - (1 голос)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *