Проникнув на Балканы в Бронзовом Веке, 2-я индоевропейская волна к Троянской эпохе разбилась на 3 массива. На ахейцев, иллирийцев и фракийцев. По сведениям Геродота, последний субстрат был представлен шире остальных. Он состоял из 18 крупных племенных союзов, быстро ассимилировавших неолитическое население нынешних Болгарии, Румынии и северо-западной Турции. Пространство современной Молдовы стало контактной зоной со скифами. Появился народ агафирсы. Пограничные земли с Македонией объединили несколько фракийских, фригийских, а также иллирийских кланов. Все они стали дарданами.
Предкам гетов, даков и агафирсов досталась земля на северо-востоке обозначенного ареала. Это – Румыния и Молдавия. В середине Железного века, находясь в активном взаимодействии с восточными соседями, северяне отстраняются от родичей.
Отделение северной ветви фракийцев
Греческие полисы на сегодняшних румынских и ближайших украинских берегах в 6-7 вв. до н. э. оказывали влияние на данный союз. И через столетие он разбился на агафирсов и гето-даков. Первые восприняли культуру скифов (став геродотовскими «агафирсами»). Вторые продолжали перенимать греческие традиции. Речь о технологиях сельского хозяйства, металлургии и гончарном ремесле. С Истрией, Томисом, Тирой и Каллатисом у гето-даков были тесные торговые и культурные отношения. А главное – взаимовыгодные. Геты были главными посредниками между миром греческих полисов и даками. Они жили на равнине.
В то время как даки – в горах Трансильвании. С латыни топоним переводится «Залесье» (эти горы отделены были от античного мира малопроходимым лесом). Среди даков было больше охотников. Среди северных гетов – земледельцев. Южные геты переняли у греческих поселенцев виноделие. И местные греки кое-что брали у своих соседей. К примеру, включили в пантеон несколько их богов. Ближайшие им фракийцы поставляли зерно, мед, меха и разные шкуры.
Румыния и Молдавия тех времен становятся самодостаточным пространством в экономическом, военно-политическом и культурном плане. И геты были многоженцами! Страбон в книге VII своей «Географии» приводит цитату комедиографа 3-го века до н.э. Менадра. По происхождению тот был гетом. Берет у нас по десять каждый жен, иль по одиннадцать. Иные – больше дюжины. У скифов даки переняли употребление неразбавленного вина. Эти сведения содержатся там же. Ф. Леонтович обращает внимание на другое. Как у всех индоевропейцев, имущество, используемое большой семьей, принадлежало всему роду и никому отдельно. У гето-даков сохранялась в обычаях и главная фракийская «изюминка». Они превращали похороны в праздник. Считалось, что смерть – это избавление от мук. А при рождении детей все скорбели.
Гето-даки, скифы и сарматы
Рим постепенно включал в культурную и политическую ойкумену фракийское население. Со временем родились провинция Фракия, Дардания и Мезия. А гето-даки оставались верными своим традициям (частью греческим). Б. Рыбаков замечает, что агафирсы ко 2 веку до н.э. попросту влились в состав скифского этноса. 100 лет они вместе противостояли сарматам. Предки агафирсов переняли владение акинаком, носили характерную одежду, ни на что не похожие скифские шлемы и поклонялись мечу-Аресу. В гравировке овладели так называемым «звериным стилем». Последней сарматской волной были вытеснены (вместе с остальными скифами) в Крым. Но идиллия гето-даков тоже была нарушена. Их враг появился на границе 2-1 веков до н.э. с другой стороны. Легионы Траяна выдвинулись из провинции Мезия.
Войны с Римом
Дакия Траяна – официальная римская география называла так землю гетов, покоренную Траяном в процессе войны 105-106 годов до н.э. Тогда был построен каменный мост через Дунай. Он до сих пор называется Траяновым. В отличие от далеких уже сородичей, говоривших на своем диалекте «вульгарной» латыни, западные геты только в этот период начали «плавиться» в романском «котле наций». Роды, не желавшие становиться частью империи, бежали к дакам – в Трансильванию. В этот период Трансильвания и ближайшая к ней часть Болгарии вошли в историю под названием «Дакия Либера» («Дакия Свободная»). Войска «ромеев» направились в 102 году до н.э. именно сюда. Этому периоду принадлежит слава знаменитых дакских вождей, изображаемых римлянами на триумфальных колоннах. Вот они:
- Децебал (король Свободной Дакии, разбит при городе Тапы);
- Бицилис (главное доверенное лицо Децебала);
- Диег (брат Децебала);
- Диурпаней (его дядя).
Поэт Овидий, сосланный в Дакию в эти годы, описывал даков бородатыми, голубоглазыми, одетыми в широкие штаны, с фригийской шапкой на голове (или со шлемом такой же формы), вооруженными щитом почти в человеческий рост и скифским мечом. Самое страшное оружие дака – лук. Они очень метко стреляли. Назло римлянам вместо кивка (который должен значить «Да») даки мотали головой. Но ненависть к римской цивилизации не спасла его армию от дисциплинированных легионов «вечного города», умеющих закрепляться на территории. Через 500-600 лет Маврикий будет говорить в «Стратегиконе» об отрядах в составе антов, штурмующих византийские крепости. Его слова совпадают с описанием Овидия. Шлемы племен гетов и даков также нельзя спутать с другими. Кстати, лингвисты употребляют этнонимы «геты» и «даки» вместе из-за их общего диалекта. Археологи в большом количестве находят их артефакты близ крепостей тогдашней Византии.
Гето-даки в рядах антов?
Получается, гето-даки сохранили свою традицию (или костюм с вооружением) до раннехристианской эпохи? Б. Рыбаков в монографии «Геродотова Скифия» приводит слова писателя-римлянина Помпония Мелы. Тот утверждал, что в середине 1 века все, что к северу от Понта Эвксинского, заселено сарматами. Современная Румыния, украинская Бессарабия и Молдова не были исключением. Античные хронисты указывают на одно из сарматских объединений. Оно называлось «дахи». Интересен и другой факт. В книгах о войне с антами их союзников постоянно называют то скифами, то сарматами. Гето-даки вполне могли стать частью свободного мира сарматов. А в скифах, по мнению академика Рыбакова, античные писатели видели прямых предков славян («сколотов»).
Геты и готы 4 века
Геты, скорее всего, в 3-4 веках принимали участие в генезисе восточных готов. Ведь Иордан называет ближайших предков «гетами». Предки Иордана в ходе миграций двигались через Дакию Либеру 2 раза. Создатели Черняховской культуры являлись лишь частью готского массива, а вторая проживала в Румынии. Раскопки показали, что горизонт Черняховской культуры распространился в итоге и до Бухареста. Образовалось единое культурное пространство, разрушенное на фрагменты лишь во времена гуннов. Куда же пропали гето-даки в «гуннский» век? Интересно изучить статью Д. Кириченко «Сарматы Румынии по данным антропологии».
В 1 веке на землях упомянутого государства обитали языги. Выяснилось, что погребальный обряд совпадает с традицией даков даже в мелочах. Ситуация прослеживается и в слое 3 века. Часть похороненных имела искусственно деформированные черепа. Видимо, это – «чистые» сарматы. Однако у другой группы головы оставались нормального размера. Основная часть языгов ушла на Северный и Центральный Кавказ, со временем создав империю аланов.
Гепиды
Но захоронения, подобные описанным, обнаруживались в верхних слоях. И на территории Молдовы. Получается, группа «странных сарматов» оставалась в Дакия Либера. Лишь нашествие аваров заканчивает историю гетов. «Обры» обосновались в городе Сегед. На выходе из Трансильвании в Паннонию. Затем главным городом стала современная Тимишоара.
Основной удар аваров пришелся на многонациональное население местных поселков. На сарматов, имеющих в жилах кровь гето-даков, на смешанных с ними же готов, на осевших гуннов Атиллы и на разноликих потомков римских колонистов. А ведь оставались еще фракийские племена – карпы и костобоки. По словам тех же римлян, те не собирались вливаться в цивилизацию. Прятались в пещерах. Именно в честь первых и названы Карпаты. В Византии описанный этнический массив называли «гепидами».
За несколько лет до нашествия аваров гепиды, являясь самым пестрым (даже для тех времен) населением, сумели создать королевство. Вот почему «ромеи» не могли понять, кто такие гепиды, называя их скифами, сарматами, германцами или гуннами. Откуда пришло название «гепиды»? Так Клавдий Птолемей именовал одно из племен 2-го века, входившего в готский союз. А Иордан дополняет, что именно оно осело на землях гето-даков. Разумеется, к 6 веку эти люди полностью растворились в полиэтничным королевстве. Но подарили ему свое имя. Гепидское государство было последним приютом гето-дакской (а с ней и всей фракийской) аутентичности.
В королевстве веселились на похоронах, носили дакскую одежду и доспехи. Речь была готская. Записан словарь языка. Благодаря книге Прокопия Кесарийского «Война с готами» мы знаем, чем Гепидия запомнилась современникам. Она эпически противостояла врагам. То есть аварам, склавинам и лангобардам. Те подвергли страну полному опустошению. Получили «карт-бланш» из Константинополя. Юстиниан мстил за захват гепидами Сирмия. Кунимунд – последний правитель загадочного государства. Он был убит в схватке с лангобардом Альбоином уже в ходе упомянутой войны.
Использованная литература:
- Иордан. «О происхождении и деянии гетов»;
- Б. Рыбаков. «Геродотова Скифия»;
- Ф. Леонтович. «Арийские основы общественного быта»;
- Страбон. «География». Книга VII;
- Д. Кириченко. «Сарматы Румынии по данным антропологии»;
- Прокопий Кесарийский. «Война с готами».
Против гипотезы о полной ассимиляции даков сарматами, германцами, славянами и т.п. говорит факт, что румынский и молдавский языки — сравнительно в небольшой степени деформированная латынь с добавками славянской лексики. То есть исчезновение народа началось ещё при римском владычестве. Уж слишком охотно даки восприняли язык и культуру Рима.Так что о ненависти к римской цивилизации говорить не приходится.
Да и не стал бы я говорить о гето-дакской идиллии и нарушившем её злобном Риме. Племена эти были крайне неуживчивыми соседями, постоянно нападали на римские владения, жгли посёлки и убивали колонистов ещё со времён Цезаря. Так что отношение к ним со стороны населения прилежащих регионов вполне объяснимо.
Теперь взглянем на карту. Границы Римской империи практически везде совпадают с естественными рубежами. В Европе это Дунай и Рейн, в Азии — Кавказские горы, Евфрат и пустыни, в Африке — те же пустыни. И только в одном месте эти естественные границы были перейдены — в Дакии римляне перешли Дунай. Римлян, конечно, никто не оправдывает, но как же надо было их достать, чтобы они сунулись за столь внушительный природный рубеж и выступили против очень опасного противника.