Для чего нужна история и зачем её изучать


История – это наука о прошлом, о людях, их деятельности и отношениях, о событиях, их последовательности и связях. Это также и объективный процесс развития всего общества в целом.

Как понять, что такое История

Со времён написания классической «Истории» Геродота человечество, как бы пафосно это не звучало, не перестаёт задаваться вопросом: «Что такое История и зачем её изучать?». Вопрос этот чаще всего чисто риторический и похож на многие другие подобные: «Есть ли настоящая дружба?», «Существует ли истинная любовь?», «Возможен ли мир во всем мире?» …  

Казалось бы, ответ и не нужен или же очевиден и понятен, но всё равно требует некого уточнения, которое субъективно, зависит от целого ряда факторов: знаний ответчика, его взглядов, в том числе религиозных и политических, исторического периода, коллективного мировоззрения…

Таким образом, конкретного ответа на поставленный выше вопрос не существует, хотя можно обратиться к академическим трактовкам, хронологии и философии, то есть

  • дать классическое определение Истории как науке;
  • определить предмет изучения;
  • определить хронологические рамки ее существования;
  • дать оценку достоверности исторических знаний, их полезности на современном этапе развития общества.

История: классическое определение

Классический, академический подход определяет Историю как особую отрасль знания, которое сохраняется и воспроизводится, которому обучают даже тех, кто не собирается заниматься этим профессионально в будущем. Также это наука о прошлом или же способ мышления о нём же, особый характер повествования, основанный на системном анализе жизни людей и событий, произошедших в прошлом.

Здесь необходимо упомянуть и о том, что академическая идея Истории как науки о прошлом не является приемлемой для некоторых цивилизаций. Классическая она лишь для Западного мира (Россия в данном случае относится к нему). Для европейцев История – особый способ восприятия действительности, с помощью которого можно сформировать свою уникальную идентичность.

Что изучает История

Важно отметить и подчеркнуть, что История как наука изучает только то, что связано с людьми и их деятельностью. Материальные объекты историков не интересуют, то есть, говоря проще, простую палку они оставят без внимания, а вот палку, обработанную человеком, будут изучать тщательно, задаваясь следующими вопросами: кем она обработана, когда обработана, для чего обработана, каким образом обработана, чем отличается от других, подобных ей.

Таким образом, предмет изучения Истории – люди во времени, их развитие на всем протяжении существования человечества.

Хронологические рамки существования Истории как науки

Как уже было упомянуто выше, История как наука, как особая отрасль знания «родилась» приблизительно в 446 г. до н. э. В это время некий Геродот из Галикарнасса написал труд под соответствующим названием и читал отрывки из него ученикам знаменитого афинского Лицея.

Естественно, некое подобие Истории как способа систематизации знаний о прошлом существовало и до этого знаменательного во всех отношениях события, но дать определение накопленной и обработанной соответствующим образом информации сумел именно Геродот, став тем самым «отцом» новой науки.

Понятно, что нижней хронологической отметки для Истории не существует. Пока жив, думает и действует человек, «жива» и История, хотя за многие столетия существования она неоднократно переживала разного рода кризисы, трансформировалась, больше и больше превращаясь из отвлеченной в прикладную область знания.

Трансформации науки: от Античности до Новейшего времени

История как особая отрасль знания – порождение Античной цивилизации. В средние века она трансформировалась под влиянием монотеистических религий: христианства и ислама. В это же время она приобрела свои важнейшие черты и в конечном итоге стала идейной основой для эпох Возрождения и Просвещения. В дальнейшем История становится своеобразным «маркером», впитывая в себя и перерабатывая идеи прогресса, национализма, социализма. В XIX веке она окончательно превращается в науку, изучая наряду с социологией и политологией все, что связано с обществом.

В течение всего этого времени История поучала и морализировала: из неё новые поколения должны были извлекать некие уроки и стараться не допускать ошибок предков. И только XX век изменил это, породив новую концепцию: «одна нация – одно государство – одна история». Ошибки предков были забыты, осталось лишь чувство гордости за совершенные некогда подвиги и ощущение полной сопричастности к ним.

Кризис науки в XX-XXI веке

Именно XX век превратил Историю в важнейший инструмент пропаганды и составную часть идеологии государств. Понятно, что спустя некоторое время остро встал вопрос о доверии к ней, к ее непредвзятости, честности и неподкупности.

XXI век изменений не принёс. Наоборот, ситуация ещё более усугубилась. К Истории перестали относиться серьезно, она стала продаваться и покупаться как товар на рынке. Её вытеснили в перечень тех вещей, чья полезность для общества сомнительна. На современном этапе все чаще ставится вопрос не о том, зачем нужно изучать Историю, а о том, нужно ли её изучать вообще. Критике подвергается и характер исторического знания, и его необходимость. Из прикладной науки она все больше превращается в назад в отвлеченную, производить и воспроизводить знание уже не считается важным и значимым занятием.

Выход из кризиса или почему важно изучать историю

Несмотря на вышесказанное, важно понимать, что исторический процесс не остановим. Каждый день в мире происходят важные события, которые, как и события далекого прошлого, также будут тщательно изучаться и анализироваться историками; происходят и важные открытия, основой для которых стал накопленный и бережно сохранённый историками опыт предыдущих поколений. В Истории есть разные разделы, изучающие, например, науку и технику, быт людей, с помощью чего можно проанализировать успешность прогресса, эволюцию привычных нам предметов, причины их появления. Существуют историческая

  • география;
  • экономика;
  • политология;
  • история народонаселения, религии, климата, искусства, моды, семьи, ментальности.

Таким образом, история учит подмечать детали во всем, анализировать и систематизировать информацию, превращать её в инструмент, необходимый для дальнейшего развития. Она нужна для того, чтобы ориентироваться во времени, учится работать с прошлым для того, чтобы лучше понимать настоящее.

Даже концепция «одна нация – одно государство – один народ» не так уж и страшна и может стать полезной, способствовать развитию чувства патриотизма, любви к своей Родине. Важно лишь понимать, что прославление кого бы то ни было: народа, страны, вождя – может вступить в противоречие с исторической истинной.

На современном этапе развития Истории всем изучающим её не стоит бояться субъективных оценок, относительности, интерпретаций тех или иных событий. Историк, освещая их, опирается не только на факты, которые, как известно, вещи объективные, не зависящие от чьей-либо воли и мнения, но и на собственную систему моральных, этических и нравственных принципов, а значит, споры неизбежны, но именно в них и рождается истина.

А она, в свою очередь, помогает сформировать общую картину мира, понять основные закономерности развития общества, понять людей прошлого, их мотивы и в конечном итоге понять себя, выбрав правильный путь. В этом и заключается целесообразность и оправданность исторической науки.

Увлекательная История

И последнее, о чем нужно упомянуть: споры о целесообразности и нецелесообразности Истории, её нужности, полезности, достоверности будут вестись ещё долго. Но даже отъявленный критик не сможет оспорить простого тезиса: она невероятно увлекательна. Реальные жизни отдельных людей, события, произошедшие в далёком прошлом, легко могут затмить любой приключенческий и даже фантазийный роман.


Историография и дополнительные материалы по теме:

  1. Савельева И. М. Теория исторического знания, М.: 2007 год.
  2. Смирнов В. П. О достоверности исторического знания, М.: 2010 год.
  3. Смирнов В. П. Что такое история и зачем она нужна, М.: 2019 год.
5/5 - (1 голос)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *