История как хронология событий, произошедших на земле за весь период существования человечества, должна служить бесценным опытом для современного поколения людей.
Однако изречения известных исторических деятелей свидетельствуют об обратном:
«Главный урок истории заключается в том, что человечество необучаемо», — говорил У. Черчилль. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — писал В. Ключевский.
В чем же истинная цель исторической науки, и каким образом она реализуется?
Определение термина
Термин история имеет 2 основных значения:
Процесс развития в природе и обществе, например: история развития Земли, история мироздания, история какой-либо науки (права, медицины и т.д.).
Наука, изучающая прошлое человеческого общества в различных аспектах: деятельном, философском, социальном и др.
Что касается конкретно исторической науки, то она на основании источников информации о прошлом изучает и описывает исторический процесс, устанавливая объективность фактов и причинно-следственную связь между ними.
Происхождение термина
Слово «история» восходит к древнегреческому ἱστορία (historia), которое в свою очередь образовано от праиндоевропейского wid-tor-, где корень weid- переводится как «знать, видеть». Еще одно слово – historeîn употреблялось в значении «исследовать».
Таким образом, изначально «история» отождествлялась со способом установления, выяснения, узнавания истинности какого-либо факта или события. Она включала более широкий, по сравнению с современным, спектр значений, подразумевая всякое знание, добываемое через исследование, не ограничиваясь рамками человеческой истории.
Позднее — в Древнем Риме — «историей» стали называть рассказ о каком-либо происшествии, случае.
Предмет истории
Предмет истории — логическая цепочка причинно-следственных связей, в которую вплетаются конкретные исторические факты, что позволяет объективно воссоздать развитие общества во времени и пространстве.
В вопросе предмета изучения истории среди исследователей нет единого мнения. Ученые-материалисты видят ключевые показатели общественного развития в способе производства материальных благ. Поэтому главный предмет исторической науки для них – общество в его экономическом аспекте.
Историки, занимающие либеральные позиции, ставят во главу угла человеческую личность, от природы наделенную естественными правами и реализующую их в процессе саморазвития. Определение истории как «науки о людях во времени», данное французским ученым М. Блоком, как нельзя лучше характеризует такой подход. Отсюда – балансирование истории на грани общественных и гуманитарных наук.
Исторические методы, принципы и источники
Исторические методы базируются на принципах работы с обнаруженными первоисточниками и артефактами.
К базовым принципам исторической науки относят:
- Принцип истины как высшей цели исторического познания.
- Принцип историзма, устанавливающий рассмотрение объекта истории в его развитии.
- Принцип объективности, защищающий историческую истину от искажений и субъективных влияний.
- Принцип конкретности, предписывающий изучать исторический предмет, полагаясь на особенности места и времени его развития.
- Принцип опоры на исторические источники и др.
Согласно последнему принципу, исторические работы исследователей должны основываться на объектах, непосредственно отражающих исторический процесс. Исторические источники бывают:
- Письменные — Они в свою очередь делятся на государственные акты (законы, договоры и др.) и описания (летописи, дневники, жития, письма).
- Языковые (лингвистический материал).
- Устные (фольклор).
- Этнографические (обряды и обычаи).
- Вещественные — К ним относят найденные в результате археологических раскопок орудия труда, предметы культуры и быта и др.
При изучении исторического процесса применяются следующие методы (подходы):
- формационный;
- модернизированный формационный;
- цивилизационный;
- религиозный;
- классовый;
- личностный;
- всемирно-исторический;
- локально-исторический;
- комбинированный и иные методы.
Исторические дисциплины
Среди вспомогательных исторических дисциплин, служащих изучению разнообразных исторических источников, выделяются:
- Архивоведение (изучает и разрабатывает архивы).
- Археография (собирает и издает письменные исторические источники).
- Бонистика (изучает вышедшие из обращения денежные купюры как исторические документы).
- Вексиллология (изучает флаги, знамена, штандарты, вымпелы и т.п)
- Генеалогия (изучает родственные связи между людьми).
- Геральдика (изучает гербы).
- Дипломатика (исследует древние юридические документы).
- Источниковедение (занимается теорией, историей и методикой изучения документов и предметов материальной культуры прошлого).
- Кодикология (изучает рукописные книги).
- Нумизматика (занимается историей монетной чеканки и денежного обращения).
- Ономастика (историко-лингвистическая дисциплина, изучающая происхождение собственных имен).
- Палеография (исследует памятники письменности, графику).
- Сфрагистика или сигиллография (изучает печати и их оттиски).
- Хронология (изучает исторические события в их последовательности) и др.
Философия истории
На сегодняшний день существует несколько подходов к толкованию исторического процесса, объясняющих закономерности, цели и возможные итоги его развития. К ним относятся следующие:
цивилизационный, рассматривающий историю в процессе рождения и угасания цивилизаций; Ярчайшими представителями этого подхода стали: О. Шпенглер, А.Тойнби, Н. Я. Данилевский и др.;
формационный, материалистический подход, опирающийся на общественно- экономические формации; Его создателями были: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин;
эстафетно-стадиальный, считающийся разновидностью марксистско-формационной концепции, в которой главной движущей силой истории является классовая борьба, а ее конечной целью – коммунизм; Разработан Ю. И. Семёновым.
мир-системный, исследующий социальную эволюцию общественных систем; Его создатели: А. Г. Франк, И. Валлерстайн, Дж. Абу-Лутход, А. И. Фурсов, Л. Е. Гринин и др.
школа «Анналов», изучающая историю ментальностей, ценностные установки. Ее основатели и последователи: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, А. Я. Гуревич и др.
Формационный метод изучения истории наиболее четко выстраивал картинку прошлого. Модернизация метода размыла границы этапов доиндустриальной истории и усложнила и сделала менее интересной индустриальную и постиндустриальную формации. Другие методы по-своему интересны, но не дают полноты картины мира.
Все эти методы не могут дать полноценную оценку событий по отдельности друг от друга. Зачастую за ними стоит влияние политической и идеологической группы людей, отстаивающих свои интересы. Зато в независимости от метода, историю изучают все равно по древним документам и археологическим исследованиям. А результаты исследований можно потом отнести к любому методу.