Христианство: зарождение и развитие


Христианство – это одна из крупнейших и древнейших мировых религий, насчитывающая более 2 млрд последователей. Главные постулаты: изначальная греховность человека, но Бог оставил ему возможность исправления и очищения в случае ведения праведной жизни и раскаяния. Обязательна жертвенность, первый пример которой – жертва богочеловека Иисуса Христа.

Предпосылки возникновения

В I в. до н. э. политическое положение практически любых прогосударственных образований было крайне неустойчивым: одни, завоёвывая других, занимали господствующую позицию, а затем, сталкиваемые третьими, быстро приходили в упадок.

Самая популярная на сегодняшний день теория о происхождении христианства утверждает: эта религия зародилась в древней Палестине. Палестина длительное время находилась под гнётом чужеземцев, затем ей удалось освободиться и ненадолго стать самостоятельной, но в 663 г. до н. э. всё вновь изменилось: Гней Полтей (римский военачальник) захватил её области, и Палестина потеряла свободу. Отныне она официально являлась частью всё разрастающейся Римской империи.

Потеря независимости порождала недовольство среди всех слоёв населения, но особенно тяжело приходилось наиболее обездоленным. Росло ощущение несправедливости происходящего, местное население мечтало о возврате прежних порядков.

Так была подготовлена почва для появления нового вероучения, обещавшего воздать каждому по его заслугам. Христианство не возникло само по себе: оно вызревало «в лоне» иудаизма. Умы людей уже были подготовлены к идее справедливого возмездия, которое ждёт любого живущего на Земле после смерти. Уже существовала ветхозаветная традиция.

Дополнительную роль в зарождении нового вероучения сыграли труды древнегреческих философов, особенно Сенеки. В них важное место занимали мысли о покаянии, об изначальной греховности всех людей, о том, что необходимо покориться судьбе.

Этапы формирования христианского вероучения

Можно выделить несколько этапов, пройденных христианством до того момента, когда оно обрело современный, знакомый нам облик.

Вот они:

  1. Зарождение и стадия актуальной эсхатологии.
  2. Период приспособления.
  3. Период борьбы за господство.
  4. Период Вселенских соборов.
  5. Разделение церкви на 2 крупнейших ответвления: католицизм и православие.
  6. Дальнейшее развитие и распространение по миру.

Стадия актуальной эсхатологии

Эта стадия началась во второй половине I в. н.э. В это время ещё не произошло чёткого выделения христианства из иудаизма. В I в. н.э. родился Иисус Христос – самая загадочная и вызывающая множество споров как у теологов, так и у историков личность во всём христианском учении. Считается, что он появился на свет в Вифлееме. Его мать была избрана Богом для того, чтобы дать миру человека, который должен был принести себя в жертву ради спасения погрязшего в грехах человечества.

В это время первые последователи нового учения подвергались гонениям и преследованиям, их казнили, всех, кто был с ними связан, бросали в тюрьмы или высылали. На этом этапе первые христиане ожидали прихода Спасителя буквально в любую минуту. Будучи чаще всего представителями беднейших классов, они, чувствуя угнетение, порабощение и не видя выхода из создавшейся ситуации, возложили свои надежды на то, что вот-вот придёт Мессия, и угнетателям воздастся по заслугам, угнетённые же получат справедливую награду.

В это время ещё не существовало строгой иерархичности, христиане объединялись в общины. Для исполнения технических обязанностей назначались диаконы. Для наблюдения за жизнью общины выбирались епископы.

Период приспособления

Новая религия оказалась живучей, попытки власть имущих уничтожить её последователей физически только привлекали к ней всё больше сторонников. В итоге ко II в. н. э. начинается эпоха приспособления. Ожидаемого христианами светопреставления не случилось, но и усиления гнёта до ощущения совершённой безвыходности тоже не происходило. Наступала эра относительной стабильности. К новому учению стали постепенно присоединяться представители более обеспеченных и облечённых властью слоёв населения.

Ситуация остаётся сложной, потому что представители высшей власти по-разному относятся к христианству: во время правления одних христианам живётся легче, преследования прекращаются, другие же к новой религии по-прежнему нетерпимы. Поскольку новой религии для укрепления позиций требуется поддержка, она охотно принимает в свои адепты богатых и влиятельных людей. Появляются центры христианства в разных областях:

  • Антиохии;
  • Риме;
  • Иерусалиме.

Постепенно старые ветхозаветные традиции иудаизма заменяются новыми:

  • вместо обрезания вводят крещение;
  • вместо прежней Пасхи теперь празднуют новую (но со старым названием);
  • праздничные субботы заменяют воскресенья.

Христианство начинает укреплять свои позиции.

Период борьбы за господство

С III по V вв. идёт продолжительный период борьбы за занятие господствующих позиций христианского вероучения в Римской империи. Критической точкой стало принятие императором Константином в 311 г. Миланского эдикта, который не только признал за христианством все права (пока ещё, правда, наравне с язычеством), но и взял христиан под защиту государства.

Постепенно новая религия становится главенствующей. К концу IV столетия она распространяется по всей огромной территории Римской империи.

Период Вселенских соборов

С самого начала развития христианства в нём, как и в любом веровании, появилось множество «параллельных течений», или ересей. Так, выделялись назореи (ратовали за соблюдение христианами Моисеева закона), эвиониты (отрицавшие божественное происхождение Христа), гностики (уравнивавшие «в правах» дух и материю).

Расхождения во взглядах, отсутствие чётко определённых догматов привело к осознанию необходимости обсудить сложившуюся ситуацию и выработать единую позицию по глобальным вопросам, с которыми верующим и управляющему составу приходилось постоянно сталкиваться. В период с IV по VIII вв. было созвано 7 Вселенских соборов. На них устанавливались в процессе обсуждения определённые догматы, обязательные для соблюдения всеми адептами религии, решались вопросы соблюдения церковного благочиния.

В 787 г. состоялся последний Вселенский собор.

В это время происходит установление церковной иерархии, начинается процесс организации церковных общин в чёткие структуры, где власть каждого вышестоящего звена безусловна над нижестоящим. Появляется титул «патриарха». Возникает институт монашества.

Разделение церкви: католицизм и православие

Ближе к началу XI в. всё резче становятся политические противоречия в рядах ревнителей христианства. В итоге в 1054 г. произошёл раскол между папой Львом IX патриархом Михаилом Керулларием. Церковь была разделена сторонниками обоих на римско-католическую (западную) и православную (восточную).

Развитие христианства и распространение по миру

Христианство занимает всё более прочные позиции, вытесняя различные верования на Европейском континенте. С миссионерами оно распространяется также по Азии и Африке.

На сегодняшний день это – самая крупная мировая религия, насчитывающая более 2,3 млрд. приверженцев во всём мире.

За время существования христианское вероучение, путешествуя по планете, претерпело различные изменения, приспосабливаясь к особенностям населения того края, где оно оказывалось. Сегодня в христианстве выделяются 3 наиболее мощных ответвления. Кроме православия и католицизма, это протестантизм.

«Ветвь» христианства

Католицизм

Православие

Протестантизм

Отличительные черты

Почитается (основа основ) Священное писание. Глава церкви – Римский папа. Вера в чистилище.

Представители равно чтут Ветхий и Новый заветы, верят в незыблемое триединство: Христос – Бог, дух и человек. Обязательны исповедь, причастие

Представители учения отвергают пункт о чистилище. Важный постулат – равенство всех верующих. Каждый верующий – сам для себя священник. Максимально сокращённое количество церковной атрибутики, роскоши.

Сфера распространения

Мексика, Южная и Центральная Америка, Куба

Сербия, Черногория, Россия, Украина, Беларусь, Македония

Великобритания, Болгария, Бразилия

Значение христианства

Сейчас почти в каждой стране мира имеется хотя бы одна христианская община. В период своего становления христианство выполняло роль организатора всех угнетённых, способствовало ликвидации разобщённости (поскольку отрицало многобожие).

Впоследствии религия была поставлена на службу государства: с помощью христианского вероучения, обещавшего возмездие за пределами земной жизни, удавалось держать под контролем огромные по численности нестабильные народные массы, в среде которых часто вспыхивали волнения вследствие нищеты и голода.

Христианство играло роль объединяющего фактора, а кроме того, во многом содействовало духовному развитию. Именно в монастырях появились первые книги, началось обучение грамоте.

В наше время христианство, хотя официально во многих странах отделено от государства, фактически продолжает играть роль политической опоры власти. Вторая его функция – психологическая поддержка верующих, утверждение принципов гуманизма. Вероятно, со временем эта функция станет определяющей и выйдет на первый план.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

: 1 комментарий
  1. Игорь Москалев

    Современность диктует необходимость проведения реформ в лоне христианской религии. Не смотря на большое число ее сторонников, налицо тенденция уменьшения ее влияния в мире. Внутренние конфликты между христианскими церквями, скандалы со священниками, пропаганда старых догм, отталкивают от нее потенциальных последователей. Однако иерархи продолжают мыслить вчерашним днем и не стремятся к переменам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.