В начале XIX века начался новый этап в развитии русской культуры в целом и театрального искусства в частности. Если в XVIII веке Россия лишь перенимала художественный опыт европейских стран, то в новом столетии начался процесс его переосмысления, процесс формирования новых эстетических представлений.
Формируется национальная театральная школа, которая, в свою очередь, порождает две крупнейшие творческие системы: романтизм и реализм, пришедшие на смену классицизму и сентиментализму.
Театр и исторический процесс
На формирование новых творческих систем, подходов и направлений оказали влияние события и процессы, происходившие в Российской Империи в XIX веке:
- Отечественная война 1812 года и всплеск патриотизма;
- Восстание декабристов 1825 года;
- Крымская война;
- Отмена крепостного права;
- Либеральные реформы 60-ых гг.;
- Распространение социалистических идей и появление первых революционных организаций;
- Убийство Александра II и последовавшая за этим «реакция».
Российское искусство реагировало на изменения, проходившие в обществе. Они нашли отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве, повлияли на концепции театральных постановок.
Виды театров, структура и управление
К началу XIX века в Российской Империи сформировалось три вида театров:
- императорский;
- солдатский;
- крепостной.
Императорский театр
При Александре I, в 1803 году, в Императорском театре произошло разделение на музыкальную и драматическую труппы. Музыкальная, в свою очередь, была разделена на оперную и балетную. Эта идея принадлежала венецианскому композитору К. Кавосу, руководителю оперной труппы Санкт-Петербурга, и хореографу Ш. Дидло, возглавлявшему русский балет. В этом же году было положено начало государственной театральной монополии.
К структурным единицам Императорского театра относились (таблица).
Санкт-Петербург | |
Михайловский театр | построен по приказу Николая I в 1833 году архитектором А. П. Брюлловым. |
Мариинский театр | здание было построено на Театральной площади Санкт-Петербурга архитектором А. Капотом, назван в честь императрицы Марии Александровны, открыт 2 октября 1860 года оперой М. Глинки «Жизнь за царя». |
Александринский театр | начал свою историю в XVIII веке, был перестроен К. Росси в 1832 году, назван в честь императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая I; в нём впервые были поставлены «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Гроза» А. Н. Островского. |
Эрмитажный театр | начал свою историю в XVIII веке, использовался в качестве «придворного» театра. |
Большой Каменный театр | появился в XVIII веке, был перестроен Т. де Томоном в 1801-1805 гг. по приказу Александра I; в театре служили К. Кавос и Ш. Дидло; в нём впервые были поставлены оперы «Иван Сусанин» М. Глинки и «Кавказский пленник» А. Пушкина. |
Москва | |
Большой театр | открылся в 1825 году как театр оперы и балета, перестроен по проекту А. Кавоса в 1856 году. |
Малый театр | открылся в 1824 году как драматический театр; именно в нём впервые были поставлены спектакли по пьесам А. Н. Островского (1853 год). |
Всеми вопросами театральной жизни, вплоть до выпуска афиш, ведала Контора Императорских театров (до 1829 года), которой руководили управляющие в Москве и Санкт-Петербурге и Дирекция Императорских театров. С 1826 года управляющие организации находились в ведении Министерства императорского двора; вводилась жёсткая цензура (в соответствии с указами от 1804 и 1811 гг.).
С появлением в 1827 году «Положения об управлении императорскими санкт-петербургскими театрами» монополия была окончательно сформирована; театры ощущают на себе всё давление «реакции» 40-ых годов XIX века.
Солдатский театр
Первые солдатские театры появились ещё в XVIII веке. Сначала в них ставили пьесы для «увеселения» офицерского состава. Позже спектакли было разрешено посещать купцам, мещанам, низшим офицерским чинам, крестьянам.
Крепостной театр
Крепостной театр первой половины XIX века – любимое развлечение богатых помещиков. Играли в таких театрах крепостные; репертуар был однотипным, но декорации и оформление роскошным. Помещики часто устраивали соревнования между собой, выбирая лучший театр, лучшую крепостную труппу. После отмены крепостного права этот вид театра прекратил своё существование.
Театральные актёры XIX века
В 1839 году было опубликовано «Положение об актёрах Императорского театра», где закреплялись идея амплуа актёров, а также деление всех театральных работников на три категории. Актёры находились под ведомством дирекции и могли перемещаться из труппы в труппу при необходимости.
В 20-30 гг. XIX века, когда началось масштабное строительство театров в Санкт-Петербурге, Москве и крупных провинциальных городах, актёры получили возможность играть на постоянных и хорошо оборудованных сценах; часто при театрах открывались актёрские школы.
Несмотря на то что театр, балет, опера были любимыми развлечениями русской аристократии, профессия «актёр» востребованной не была, потому что труд оплачивался низко и даже «звезды» сцены зарабатывали очень мало. Актёров, часто выходцев из крепостного сословия, приписывали к низшим слоям населения; дирекция использовала такие методы взыскания с провинившихся актёров, как штрафы и аресты; пенсионное обеспечение у актёров отсутствовало.
Но постепенно стали появляться целые актёрские династии; в 1896 году было учреждено звание «Заслуженный артист Императорских театров». Актёры начали формировать новый слой русской интеллигенции.
В XIX веке на сцене играли блестящие и легендарные актёры (таблица).
Актеры | Биография |
---|---|
М. С. Щепкин | знаменитый актёр и театральный педагог, с 1816 года служивший в театрах Харькова, Полтава и Тулы, а с 1822 –в московских театрах, игравший в постановках по произведениям Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. С. Грибоедова, бывший близким другом А. С. Пушкина, А. И. Герцена и других литераторов |
С. В. Шумский | с 1841 года служил в труппе Малого театра в Москве, играл в постановках по произведениям Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и других авторов; в течение карьеры воплотил в жизнь более пятисот ролей. |
П. С. Мочалов | потомственный актёр (родители были в труппе крепостного театра Н. Н. Демидова), игравший в Большом и Малом московских театрах, участвовавший в постановках по пьесам У. Шекспира, А. С. Грибоедова, мечтавший сыграть в спектаклях по произведениям М. Ю. Лермонтова. |
П. М. Садовский | потомственный актёр, который служил в труппе московского Малого театра; особенно любил играть в спектаклях по произведениям А. Н. Островского; жена, дети и внуки его также были актёрами. |
И. В. Самарин | выходец из крепостного сословия, актёр и театральный педагог, ученик М. С. Щепкина, автор ряда пьес; служащий московского Малого театра, исполнитель ролей в спектаклях по произведениям А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, А. К. Толстого, награждённый орденом Св. Владимира 4-ой степени |
Актёрская династия Самойловых | потомственные актёры, служившие в Александринском театре Санкт-Петербурга. |
Л. П. Никулина-Косицкая | служила в московском Малом театре, впервые воплотила на сцене образ Катерины из «Грозы» Н. А. Островского. |
М. Н. Ермолова | ученица Л. П. Никулиной-Косицой, актриса Малого театра, игрвшая в спектаклях по произведениям В. Гюго, Лопе де Вега, У. Шекспира. |
Театральный репертуар
В первой половине XIX века большую часть театрального репертуара занимали спектакли, оперы и балеты, поставленные по классическим европейским произведениям. Но постепенно европейских авторов стали вытеснить отечественные: В. А. Озеров, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, А. К. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие. Настоящим прорывом стало творчество А. Н. Островского. Спектакли по его произведениям с успехом шли в Малом московском театре и петербургском Александринском.
В конце XIX века многие частные театры и, главный среди них, МХТ стали ставить пьесы по произведениям А. П. Чехова. Это было новым «словом» в драматургии, рождением нового, «живого», театра.
На оперные и балетные постановки оказали большое влияние члены так называемой «Могучей кучки», или «Балакиревского кружка». В него входили:
- М. А. Балакирев;
- М. П. Мусоргский (автор «Хованщины» и «Бориса Годунова»);
- А. П. Бородин (автор «Князя Игоря»);
- Н. А. Римский-Корсаков («Царская невеста», «Снегурочка»).
Композиторы, как и литераторы, тяготели к отечественной истории, пытаясь передать через музыку основные черты национального характера, отобразить «правду жизни».
Таким же новаторов, как А. Н. Островский, только в музыке, был П. И. Чайковский, написавший множество балетов и опер. В русских театрах с большим успехом шли его «Лебединое озеро», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».
Театральный этикет XIX века
Посещение театра – неотъемлемый элемент светской жизни XIX века. Театральная публика соблюдала правила, выработанные десятилетиями:
- определённая одежда для мужчин и женщин (не бальная, но вечерняя), отсутствие головных уборов;
- строгая рассадка зрителей в зале как по чинам и рангам, так и по театральному статусу (завсегдатаи, случайные посетители);
- до второй половины XIX века разрешение для дам размещаться только в партере;
- запрет дамам появляться без сопровождения мужчин;
- дурным тоном считалось опозданием на представление;
- экспрессивное выражение эмоций было не принято (аплодировать могли только мужчины);
- запрет на напитки и еду в партере;
- невозможность женщинам покидать свои места во время антрактов.
Реформы 80-ых годов
Либеральные реформы 60-ых годов и деятельность В. Г. Белинского привели к тому, что в Российской империи стали появляться первые профессиональные театральные критики, влияющие на мнения, пристрастия и оценки публики. Благодаря им, менялись эстетические вкусы, обобщался драматургический опыт, совершенствовались сценические приёмы. Театральная общественность постоянно требовала и ждала нового, необычного.
В 80-ых годах государственная театральная монополия была ликвидирована, начались преобразования. Основным «двигателем» новых идей стал А. Н. Островский, который был назначен заведующим репертуаром московских Императорских театров. Им был разработан целый блок реформ:
- упразднялась система амплуа;
- постепенно ликвидировалась система бенефисов;
- открывались частные театры в Москве, Санкт-Петербурге и провинциальных городах (частные провинциальные антрепризы П. А. Соколова, Н. Х. Рыбакова, опера С. Мамонтова, театр С. Зимина, Корша и другие);
- стал издаваться с 1892 года «Ежегодник Императорских театров».
Но даже А. Н. Островскому не удалось снять давление государственной цензуры с театрального репертуара. В 1898 году это попытался сделать режиссёр московского Малого театра А. П. Ленский, который открыл Новый Императорский театр. В нем выступали молодёжные труппы с новыми пьесами. Они старались уйти от шаблонов, навязанных государственной цензурой.
Новая театральная эпоха
Реформы А. Н. Островского и новаторство А. П. Ленского стали последними преобразованиями в системе Императорских театров XIX века. И хотя они не добились главного, свободы творчества, их работа легла в основу созданного в 1898 году К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Московского художественного театра, с открытием которого началась новая эпоха.
Историография:
- Витенгоф П. Ф. Очерки московской жизни. Москва, 1842.
- Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Том 2. Часть 2. Париж, из-во Современный записки, 1931.
- Родина Т. М. Русское театральное искусство в начале XIX века/Ответственный редактор Н. Г. Зограф. М.: Из-во АН СССР, 1961.