Русский фольклор в 17-18 вв.


Фольклор — устное и словесное и музыкальное народное творчество.

Начиная с древних времен русские люди старались запечатлеть в своих рассказах, песнях значимые для истории события. Все повествования не записывались, а передавались из уст в уста. С течением времени к народу пришло осознание, что рассказы нужно зафиксировать для будущих потомков. В 17-18 вв. появляется понятие русской фольклористики, которая получила дальнейшее развитие. Данное событие связано с такими фамилиями, как Ломоносов, Карамзин, Новиков.

Фольклор в России в 17 веке

Семнадцатое столетие для Российского государства ознаменовано Смутой и приходом к власти новой правящей династии. Эти и последующие события в истории привели к расцвету устного народного творчества.

Сказания, песни, былины

 В песнях, сказаниях воспевались народные герои и любимцы. К таким можно отнести песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, О Стеньке Разине и “Азовском сидении”.

Стоит отметить, что сказания и песни были основаны на реальных событиях и рассказывали о настоящих людях, но одновременно с этим вписывались несуществующие подробности. Герои же наделялись особой волшебной силой. Степан Разин воспевался как народный герой и заступник, которого “ни пуля не возьмет, ни пушечное ядро не тронет…”.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки 17 века до сих пор встречаются в современной жизни. Их значения не утратили своей актуальности. К таковым относятся: “Баснями соловья не кормят”, «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Здесь представлена народная мудрость, которая проходит сквозь века.

Также в пословицах 17 века отражены некоторые исторические события:

  • “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день” об отмене Юрьева для Федором Ивановичем;
  • «Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест» о татаро-монгольском иге.

Встречаются в поговорках и пословицах народные приметы и наблюдения, собираемые людьми веками. В шуточной манере высмеиваются привилегированные слои: духовные служители, судьи, богачи.

Стихи, плачи, народные драмы

Данное направление устного народного творчества способствовало выражению народных мыслей о происходящих событиях того времени: Смуте, Лжедмитриях, поляках, воцарении Романовых, восстаниях Болотникова, Степана Разина, Соляном и Медном бантах и так далее.

Народное слово ярко и правильно давали оценку историческим событиям.

Жития

С большим интересом люди слушали и читали Жития святых. В 17 веке стали появляться новые, в которых церковь описывала священников с благочестивой стороны.

Также спросом пользовались и жития обычных людей: «Житие Юлиании Лазаревской», «Сказание о явлении Унженского креста» посвящено Марфе и Марии, двум сестрам.

Ярким примером данного фольклорного направления является “Житие протопопа Аввакума”, которое было написано самим Аввакумом. Автобиографическое произведение рассказывает о периоде церковного раскола и идеях старообрядчества. Житие было высоко оценено потомками.

Сатирические повести

В 17 веке в фольклоре появляется направление сатиры. В произведених данного жанра народ старался максимально точно выразить свое отношение к настоящему. К ним относятся:   «Азбука о голом и небогатом человеке», «Служба кабаку» — высмеивание духовенства, повесть о “Шемякином суде” — высмеивание справедливости судей.

Фольклор в 18 веке

В 18 веке фольклор немного уходит на второй план. В большей степени стали распространяться авторские произведения светского направления. Под влиянием преобразований Петра I духовная направленность постепенно сходит на нет.

Стоит отметить, что в 18 веке все повести и авторские произведения были основаны на фольклоре. Писатели того времени: Карамзин, Ломоносов, Новиков, Кантемир, Тредьяковский — считали, что народное творчество должно жить и охотно использовали слова и фразы из исторических произведений. В своих трудах они сочетали стили зарубежной литературы и устного народного творчества России. Ломоносов уделял фольклору особое место в своих трудах и писал, что народное творчество должно жить. Наиболее популярные произведения ученого: «Российской грамматике», «Риторике», «Древней российской истории».

Некоторые повести 18 века были основаны на устном народном творчестве предыдущих периодов: «История о российском матросе Василии Кариотском», который попал на необитаемый остров после шторма, «Повесть о цесаревиче Ярополе».

Заключение

На протяжении 17 и 18 веков русский фольклор развивался и модернизировался. Просветители того времени помнили о значимости народного творчества и старались сохранить самобытность русской литературы.


Использованная литература:

«Фольклор. Древнерусская литература. Русская литература 18 века» под ред. М.В. Фин


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

: 2 комментария
  1. Стас

    Не знай, как сейчас, а в мое время в школе русскому фольклору уделяли очень мало времени, ну дальше самых распространённых поговорок и пословиц дело не шло. А жаль, это же огромный пласт истории наших предков, их обрядов, уклада жизни. И изучать родную история следует именно с этого, наиболее интересного кусочка бытописания дедов и прадедов.

  2. Алексей

    Стоит добавить, что в середине XVIII века появился сборник былин и исторических песен «Собрание древних российских стихотворений, собранных Киршей Даниловым». А в 1770 году в свет вышло «Собрание разных песен» М.Д.Чулкова. Переиздание 1780 года называлось «Новое и полное собрание российских песен» и, кроме стихов современников, включало свадебные, любовные, святочные и другие народные песни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.