Развитие радикального движения в России XIX века


Бродить из крайности в крайность для России не диковина. Поэтому не стоит удивляться росту радикализма, в богатый на революционные потрясения либеральный XIX век. Российские императоры Александры, как первый, так и второй, бездеятельно потакали умеренным либералам, а общество, напротив, созрело для радикальных перемен во всех сферах жизнедеятельности страны. Появившийся социальный запрос на радикализм, привел к появлению истовых адептов крайне решительных позиций и деяний.

Радикализм декабристов

Начало радикализму с революционным окрасом положили тайные общества декабристов, появившиеся в 1816 году. Создание в рамках организации Северного и Южного обществ, разработавших программные документы (радикальную республиканскую «Русскую правду» Пестеля и умеренно-монархическую «Конституцию» Муравьёва) революционных преобразований, привело к подготовке государственного переворота.

Акция 14 декабря 1825 года по захвату власти, введения конституционного строя и объявление созыва Российского Великого собора, с повесткой дня о дальнейшей судьбе страны провалилась по ряду объективных и субъективных причин. Однако трагические события получили развитие в росте русского радикализма в последующие периоды отечественной истории XIX века.

Общинный социализм Александра Герцена

В. И. Ленин отметил, что «декабристы разбудили Герцена» идеями радикала П. Пестеля.

 А. И. Герцен назвал своего кумира «социалистом до социализма» и под влиянием его воззрений создал теорию «русского общинного социализма». По мнению Александра Ивановича, эта радикальная теория могла обеспечить переход к социализму, миновав капитализм.

Решающую роль в таком революционном скачке должна была сыграть крестьянская община. Герцен считал, что западный путь развития не имеет перспективы из-за отсутствия настоящего духа социализма. Дух денег и наживы, толкающий Запад на путь буржуазного развития в конечном счете его и уничтожит.

Утопический социализм Петрашевского

Прекрасно образованный чиновник и талантливый организатор М. В. Буташевич-Петрашевский способствовал проникновению на российскую почву идей утопического социализма. В созданном им кружке, единомышленники горячо обсуждали радикальные революционные и реформаторские идеи и даже организовали работу типографии.

Несмотря на то что их деятельность ограничивалась только разговорами и редкими прокламациями, жандармы раскрыли организацию, а суд под присмотром самого Николая I, приговорил петрашевцев к жестокому наказанию. Рациональным зерном утопических идей Петрашевского и его последователей заключалось в критичном отношении к капиталистической цивилизации.

Революционное движение народников

С началом «Великих реформ», русское общественное сознание претерпело существенное раздвоение: одна часть прогрессивной общественности окунулась в либерализм, другая часть проповедовала революционные идеи. В мировоззрении российской интеллигенции важное место стал занимать феномен нигилизма, как некоей формы нравственной оценки новых социальных явлений. Эти идеи нашли четкое отражение в романе «Что делать» Николая Чернышевского.

Взгляды Чернышевского повлияли на возникновение студенческих кружков, среди которых ярко блистали «ишутинцы» и «чайковцы». Идейной базой новых объединений стал «русский крестьянский социализм», перешедший в фазу «народничества». Русское народничество XIX века прошло три стадии:

  1. Протонародничество в 50-60 годы.
  2. Расцвет народничества в 60-80 годы.
  3. Неонародничество с 90-х годов до начала XX века.

Идейными преемниками народников стали социалисты-революционеры, в популярной историографии, проходящие как «эсеры».

Основу доктринальных принципов народников составляли положения о том, что:

  • капитализм – это сила, превращающая в развалины традиционные ценности;
  • развитие прогресса может быть на основе социалистического звена – общины;
  • долг интеллигенции перед народом в том, чтобы побудить его к революции.

Движение народников было неоднородно, в нём выделяют два основных направления:

  1. Пропагандистское (умеренное или либеральное).
  2. Революционное (радикальное).

По уровню возрастания радикализма в народничестве выстраивают следующую иерархию направлений:

  • Во-первых, консервативное (А. Григорьев);
  • Во-вторых, реформистское (Н. Михайловский);
  • В-третьих, революционно-либеральное (Г. Плеханов);
  • В-четвертых, социально-революционное (П. Ткачев, С. Нечаев);
  • В-пятых, анархистское (М. Бакунин, П. Кропоткин).

Радикализация народничества

Идея уплаты долга народу призвала интеллигенцию к миссионерскому движению, известному как «хождение в народ». Сотни молодых людей пошли в деревню агрономами, врачами и учителями. Усилия оказались напрасными, тактика не сработала.

Провал миссии «хождения в народ» отозвался созданием в 1876 году революционной организации «Земля и Воля».

Через три года распавшуюся на либеральный «Черный передел» и радикальную «Народную волю» (А. Желябов, С. Перовская), избравшую тактику индивидуального террора главным инструментом продвижения социальной революции. Апофеозом их деятельности стало убийство Александра II, повлекшее за собой реакцию, выхолостившую народничество как массовое движение.

Марксизм – венец радикализма

Многие народники, после разгрома организации стали марксистами. Целью движения было свержение власти эксплуататоров, установление первенства пролетариата и создание коммунистического общества без частной собственности. Первым марксистом России считают Г. Плеханова, которого невозможно с полным основанием считать радикалом.

Настоящий радикализм в русский марксизм привнес В. И. Ульянов (Ленин).

В своей работе «Развитие капитализма в России» он утверждал то, что капитализм в России последнего десятилетия XIX века стал реальностью, а потому местный пролетариат готов к революционной борьбе и способен повести за собой крестьянство. Это положение стало основанием для организации радикальной пролетарской партии в 1898 году, перевернувшей мир через двадцать лет.

Радикализм как основной метод социальных преобразований в России

Историческое развитие государства российского формировало условия для возникновения и развития радикализма в процессе социальных преобразований. Этому немало способствовали:

  • крайне низкий уровень жизни большинства населения страны;
  • огромный разрыв в доходах между бедными и богатыми;
  • избыток привилегий у одних, бесправие у других групп населения;
  • недостаток политических и гражданских прав;
  • произвол и коррупция чиновничества и другое.

Преодоление этих проблем требует решительных действий. Если власти не осмеливаются на кардинальные шаги, то радикализм как политическое течение вновь займет лидирующие позиции в политической жизни страны.

2.7/5 - (4 голоса)


: 2 комментария
  1. М. Обнорский

    Приверженность к крайним мерам свойственна русским традициям. Бунтари и революционеры XIX века провозглашали радикальные идеи не случайно, иной путь изначально был бы обречен на провал. Радикалы не достигали целей тогда, когда власть отвечала им тем же.

  2. Ellie_86

    Русскому человеку свойственно быть радикалом во всем. Для тех, кто интересуется этой темой и хочет узнать об этом больше, рекомендую ознакомиться с первоисточниками — например, революционной программой Сергея Нечаева. Также существует (выпускалась в советское время, но легко найти и сейчас) прекрасная серия книг «Пламенные революционеры» в духе книг из серии ЖЗЛ, но конкретно про русских радикальных деятелей со времен декабристов и до советских уже деятелей политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *