Ишутинцы


Ишутинцы — революционная народническая организация, основная цель которой подготовка крестьянской революции. Создана организация была в г. Москве в 1863. Основана собственно Ишутиным вместе с Карагозовым. Ишутинцы подхватили знамя «Земли и воли» и понесли его дальше.

Руководители

Глава Николай Андреевич Ишутин. Является двоюродным братом Д. В. Каракозова. В 1863 приехал в Москву, где посещал лекции в университете как вольнослушатель. Там же к нему примкнули соратники: Ермолов, Загибалов, Странден, Юрасов, Николаев, Шаганов, Мотков и другие. Часть соратников обучалась в том же университете, остальные в Петровской сельскохозяйственной и лесной академии. Через 2 года к ним присоединились члены кружка Худякова из Санкт-Петербурга.

Поначалу ишутинцы примкнули к тайному революционному обществу «Земля и воля», но в 1864 оно самоликвидировалось. Тогда Николай поставил цель – объединить все революционные кружки в одно целое.

Цели и мотивы

Ишутин нес в массы идею утопического социализма:

  • Общественный порядок будет исключать неравенство при распределении доходов и собственности.
  • На формирование этих идей повлияло раннее христианство с пропагандой всеобщего равенства и братства.
  • В России наибольшую популярность приобрело учение Шарля Фурье (о развитии общества до гармоничного строя), которое Петрашевский кружок пытался пропагандировать.

Также Ишутин считал, что крестьянская революция создаст возможность для социалистического переустройства, а при известном такте и терпении удастся воспитать достойных людей и построить лучшее будущее. Сначала нужно создать центры, из них-то и будут исходить организация и идеи.

Деятельность

На кружок настолько сильно повлиял роман Чернышевского «Что делать?», что ишутинцы стали считать писателя своим учителем. В надежде на социалистические изменения ишутинцы сделали много полезного:

  • В Москве построили в 1864 годы переплётную мастерскую.
  • В 1865 году швейную мастерскую и бесплатную воскресную школу.
  • Осенью того же года ватную фабрику.

Кроме пропаганды социализма, ишутинцы не гнушались террористическими тактиками и заговорами. Также они попытались организовать побег Чернышевского с каторги. Помогли в 1864 Ярославу Домбровскому, польскому революционеру, покинуть пределы России. Поляк сумел сбежать из пересыльной тюрьмы. В дальнейшем он стал генералом Парижской Коммуны.

«Организация»

Ишутинцы первые в России революционеры, которые объявили: если императора убьют, это спровоцирует массы на революцию и выступления. Поначалу Ишутиным была создана «Организация»— руководящий орган кружка.

Принципы органа:

  • Земля государственная собственность.
  • У каждого гражданина есть право на некую долю земли.
  • К примеру, в обществе 100 людей и 1000 кв.м. земли.
  • 5 кв. м. хватит одному, а для 100 людей — 500.
  • Останется ещё 500, это ager publicus, т.е. общественная земля.
  • На её разработку должно тратить силы всё общество.
  • Полученные с неё продукты пойдут на потребности общества, например, на школы и войско.
  • Частные вопросы общество решает само.
  • Если вопрос государственный, то к решению привлекаются депутаты.
  • Государь следит за общественными нуждами и потребностями во всей стране.
  • У частных лиц нет права на создания фабрик и других подобных структур, только у государства есть такое право.
  • Кто не занимается земледелием, получает некоторое содержание.
  • Государь издаёт законы, привлекая депутатов.

Первоначально убийства царя в планах не было. Ишутинцы хотели подготовить народ, потом предложить правительству перейти на социалистическое начало. В случае несогласия устроить революцию.

Проект устава был сочинён и написан Мотковым. Он же и разделил общество на разряды:

  • Столичные.
  • Губернские.
  • Сельские.
  • Печатальщики.
  • И прочие.

Организация «Ад»

Внутри «Организации» Ишутиным была создана особая группа с «говорящим» названием — «Ад», чьи назначением было:

  • Совершить убийство правящей особы.
  • Тайно надзирать за самими ишутинцами, за их деятельностью.
  • В процессе революции ликвидировать тех, кто был особенно крестьянам ненавистен.
  • В дальнейшем — контроль над революционным правительством.

Ишутин высказывался об «Аде» так:

  • Чтобы испробовать характер членов группы, планировалось сделать жребий и 1/3 назначить доносчиками и соглядатаями.
  • Никаких высоких постов для «Ада» не предполагалось, чтобы не усыплять энергию. Члены группы должны были следить за лидерами и их популярностью, дабы те не забывали об основных принципах революции.
  • Жертва считалась само собой разумеющимся делом. Собой, другими, в особенности мешающими.

Покушение Каракозова

В апреле 1866 Каракозов совершил покушение на Александра II. Это была его собственная инициатива, и «Ад» о ней не знала. А дело было так:

  • В Санкт-Петербурге император шёл из Летнего сада прямиком к своей карете.
  • Каракозов выстрелил.
  • Рядом находился крестьянин Осип Коммисаров, который толкнул революционера.
  • В результате пуля просвистела над головой Александра.
  • Когда жандармы бросились ловить стрелка, им стали помогать и очевидцы.
  • Каракозов закричал: «Ребята! Я за вас стрелял!».
  • Александр спросил его, почему стрелял. Каракозов отвечал, что император обещал дать народу землю, а сам не дал.
  • Император приказал отвезти террориста в Третье отделение, и туда отправили обоих.
  • При этом Каракозов назвался чужим именем — как Алексей Петров, крестьянин.
  • Генерал Тотлебен, герой Севастополя, подтвердил слова Комиссарова.

После этого император назначил суд. Организацию ликвидировали. По делу прошло аж две тысячи человек. Суд же осудил 32 членов организации и решил казнить Ишутина, но потом террориста пожизненно сослали на каторгу. Он угодил в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости, где и сошёл с ума. Его отправили в Восточную Сибирь, далее в Нижнекарийскую каторжную тюрьму, где он убил другого каторжника.

Каракозова казнили. Остальных членов организации кого на каторгу сослали, кого в ссылку. Те, кто остался на свободе, присоединились к другим революционным сообществам.

Герцен назвал Каракозова фанатиком, а выстрел безумием. Также Герцен заявил, что прогресс возможен лишь при активности самого народа.

Покушение стало предлогом для политической реакции: Александр издал указ об усилении губернаторской власти, цензура начала гонения на демократическую прессу – закрыла журналы «Современник» и «Русское слово». Уже проведённые реформы подверглись отступлению: земства были ограничены в правах, а Городская реформа задержана на стадии подготовки.

Но всё это лишь подстегнуло революционно-демократическое движение, выразившееся в беспорядках и организации новых кружков.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.