Ишутинцы — революционная народническая организация, основная цель которой подготовка крестьянской революции. Создана организация была в г. Москве в 1863. Основана собственно Ишутиным вместе с Карагозовым. Ишутинцы подхватили знамя «Земли и воли» и понесли его дальше.
Руководители
Глава Николай Андреевич Ишутин. Является двоюродным братом Д. В. Каракозова. В 1863 приехал в Москву, где посещал лекции в университете как вольнослушатель. Там же к нему примкнули соратники: Ермолов, Загибалов, Странден, Юрасов, Николаев, Шаганов, Мотков и другие. Часть соратников обучалась в том же университете, остальные в Петровской сельскохозяйственной и лесной академии. Через 2 года к ним присоединились члены кружка Худякова из Санкт-Петербурга.
Поначалу ишутинцы примкнули к тайному революционному обществу «Земля и воля», но в 1864 оно самоликвидировалось. Тогда Николай поставил цель – объединить все революционные кружки в одно целое.
Цели и мотивы
Ишутин нес в массы идею утопического социализма:
- Общественный порядок будет исключать неравенство при распределении доходов и собственности.
- На формирование этих идей повлияло раннее христианство с пропагандой всеобщего равенства и братства.
- В России наибольшую популярность приобрело учение Шарля Фурье (о развитии общества до гармоничного строя), которое Петрашевский кружок пытался пропагандировать.
Также Ишутин считал, что крестьянская революция создаст возможность для социалистического переустройства, а при известном такте и терпении удастся воспитать достойных людей и построить лучшее будущее. Сначала нужно создать центры, из них-то и будут исходить организация и идеи.
Деятельность
На кружок настолько сильно повлиял роман Чернышевского «Что делать?», что ишутинцы стали считать писателя своим учителем. В надежде на социалистические изменения ишутинцы сделали много полезного:
- В Москве построили в 1864 годы переплётную мастерскую.
- В 1865 году швейную мастерскую и бесплатную воскресную школу.
- Осенью того же года ватную фабрику.
Кроме пропаганды социализма, ишутинцы не гнушались террористическими тактиками и заговорами. Также они попытались организовать побег Чернышевского с каторги. Помогли в 1864 Ярославу Домбровскому, польскому революционеру, покинуть пределы России. Поляк сумел сбежать из пересыльной тюрьмы. В дальнейшем он стал генералом Парижской Коммуны.
«Организация»
Ишутинцы первые в России революционеры, которые объявили: если императора убьют, это спровоцирует массы на революцию и выступления. Поначалу Ишутиным была создана «Организация»— руководящий орган кружка.
Принципы органа:
- Земля государственная собственность.
- У каждого гражданина есть право на некую долю земли.
- К примеру, в обществе 100 людей и 1000 кв.м. земли.
- 5 кв. м. хватит одному, а для 100 людей — 500.
- Останется ещё 500, это ager publicus, т.е. общественная земля.
- На её разработку должно тратить силы всё общество.
- Полученные с неё продукты пойдут на потребности общества, например, на школы и войско.
- Частные вопросы общество решает само.
- Если вопрос государственный, то к решению привлекаются депутаты.
- Государь следит за общественными нуждами и потребностями во всей стране.
- У частных лиц нет права на создания фабрик и других подобных структур, только у государства есть такое право.
- Кто не занимается земледелием, получает некоторое содержание.
- Государь издаёт законы, привлекая депутатов.
Первоначально убийства царя в планах не было. Ишутинцы хотели подготовить народ, потом предложить правительству перейти на социалистическое начало. В случае несогласия устроить революцию.
Проект устава был сочинён и написан Мотковым. Он же и разделил общество на разряды:
- Столичные.
- Губернские.
- Сельские.
- Печатальщики.
- И прочие.
Организация «Ад»
Внутри «Организации» Ишутиным была создана особая группа с «говорящим» названием — «Ад», чьи назначением было:
- Совершить убийство правящей особы.
- Тайно надзирать за самими ишутинцами, за их деятельностью.
- В процессе революции ликвидировать тех, кто был особенно крестьянам ненавистен.
- В дальнейшем — контроль над революционным правительством.
Ишутин высказывался об «Аде» так:
- Чтобы испробовать характер членов группы, планировалось сделать жребий и 1/3 назначить доносчиками и соглядатаями.
- Никаких высоких постов для «Ада» не предполагалось, чтобы не усыплять энергию. Члены группы должны были следить за лидерами и их популярностью, дабы те не забывали об основных принципах революции.
- Жертва считалась само собой разумеющимся делом. Собой, другими, в особенности мешающими.
Покушение Каракозова
В апреле 1866 Каракозов совершил покушение на Александра II. Это была его собственная инициатива, и «Ад» о ней не знала. А дело было так:
- В Санкт-Петербурге император шёл из Летнего сада прямиком к своей карете.
- Каракозов выстрелил.
- Рядом находился крестьянин Осип Коммисаров, который толкнул революционера.
- В результате пуля просвистела над головой Александра.
- Когда жандармы бросились ловить стрелка, им стали помогать и очевидцы.
- Каракозов закричал: «Ребята! Я за вас стрелял!».
- Александр спросил его, почему стрелял. Каракозов отвечал, что император обещал дать народу землю, а сам не дал.
- Император приказал отвезти террориста в Третье отделение, и туда отправили обоих.
- При этом Каракозов назвался чужим именем — как Алексей Петров, крестьянин.
- Генерал Тотлебен, герой Севастополя, подтвердил слова Комиссарова.
После этого император назначил суд. Организацию ликвидировали. По делу прошло аж две тысячи человек. Суд же осудил 32 членов организации и решил казнить Ишутина, но потом террориста пожизненно сослали на каторгу. Он угодил в одиночную камеру Шлиссельбургской крепости, где и сошёл с ума. Его отправили в Восточную Сибирь, далее в Нижнекарийскую каторжную тюрьму, где он убил другого каторжника.
Каракозова казнили. Остальных членов организации кого на каторгу сослали, кого в ссылку. Те, кто остался на свободе, присоединились к другим революционным сообществам.
Герцен назвал Каракозова фанатиком, а выстрел безумием. Также Герцен заявил, что прогресс возможен лишь при активности самого народа.
Покушение стало предлогом для политической реакции: Александр издал указ об усилении губернаторской власти, цензура начала гонения на демократическую прессу – закрыла журналы «Современник» и «Русское слово». Уже проведённые реформы подверглись отступлению: земства были ограничены в правах, а Городская реформа задержана на стадии подготовки.
Но всё это лишь подстегнуло революционно-демократическое движение, выразившееся в беспорядках и организации новых кружков.