Народничество – революционное движение в России во второй половине XIX века, делавшее акцент на сближении прогрессивной интеллигенции с крестьянской общиной.
- 1 Предпосылки возникновения народничества
- 2 Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)
- 3 Хождение в народ как форма популяризации социалистических идей среди крестьян
- 4 Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
- 5 Идейные течения народничества
- 6 Либеральное народничество
- 7 Карательная политика царизма в отношении народовольцев
- 8 Окончание деятельности народничества
- 9 Историческое значение движения народников
Предпосылки возникновения народничества
Идея возникновения народничества принадлежала революционным демократам, писателям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому, которые обосновали теоретические положения этого направления.
Представители нового революционного движения требовали передать землю крестьянам, ликвидировать самодержавие, лишить дворянство привилегий.
Для возникновения народничества сложился ряд предпосылок:
российская экономика носила переходный характер от феодализма к капитализму;
поиску выхода из экономического тупика препятствовали сохранение крепостного права, самодержавия и непоследовательность внутриэкономического курса правительства Александра II;
неприятие революционно настроенной частью интеллигенции идей капитализма, как искусственно навязанных для аграрной России;
идеализация разночинцами крестьянской общины и стремление создать на её основе справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма.
Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)
Организация, годы существования, место | Руководители | Цели | Деятельность | Программа | Методы |
---|---|---|---|---|---|
Ишутинский кружок (1863-1866), Москва. | Ишутин Н. А. Каракозов Д. В. | Подготовить крестьянскую революцию с помощью интеллигенции |
| Пропаганда среди крестьян идей социализма. | Тактика террора и заговора; неудачное покушение Каракозова на Александра II. |
Общество «Народная расправа» (1869), Москва | Нечаев С. Г. | Свергнуть существующий строй и подготовить «народную мужицкую революцию» |
|
| Жёсткая дисциплина, обман, шантаж, убийство коллеги – студента Иванова. |
Объединённые народнические кружки – «чайковцы» (1871-1874), Петербург. | Чайковский Н. В. Натансон М. А. Перовская С. Л. |
|
| Борьбе за политические свободы противопоставляют распространение научной и революционной литературы (в том числе произведений Чернышевского, Герцена, Добролюбова, К.Маркса). | Пропагандистская и просветительская работа. |
Ёмкий лозунг «В народ» выдвинул А. И. Герцен в 1861 году, предполагая под ним сближение интеллигенции и народа.
Идею сближения с народом осуществили народнические организации 70-х годов XIX столетия. 37 российских губерний охватило «хождение в народ», в котором участвовали 2,5 тыс. человек.
Несмотря на единую цель – популяризацию революционных идей среди крестьян – единого плана и программы не было вследствие разрозненности и разных методов воздействия: от мирных путей перехода к социализму до разрушения государственных устоев и физического устранения представителей правящей элиты.
В конце 70-х годов новая волна народников попыталась донести свои идеи до крестьян и больше сблизиться с ними через «оседлую пропаганду» (молодёжь селилась рядом с крестьянами для тесного сближения и пропаганды социалистических идей). Однако, вскоре народникам пришлось признать, что долгожданной победы крестьянской революции в России не будет, так как в среде крестьян политические идеи не находили отклика.
Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»
Организация, годы существования, место | Руководители | Цели | Деятельность | Программа | Методы |
---|---|---|---|---|---|
«Земля и воля» (1861-1864 – самоликвидация). (1876-1879 — восстановление) Москва, Петербург. | Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др. | Подготовка крестьянской революции |
|
|
|
«Народная воля»- террористическое крыло «Земли и воли» (1879-1987) Москва, Петербург. | П. Лавров, С. Перовская, А. Желябов, В. Фигнер и др. | Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества. | Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства. Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа. | В программе партии указано, что народовольцы немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция. | Индивидуальный Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия. |
Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург | Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич. | Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами. |
| Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г. |
|
Идейные течения народничества
Представители народничества считали революцию единственным правильным решением в освобождении народа от самодержавия, но высказывались за разные методы осуществления революции.
Бунтарское направление. Лидер — выходец из дворян М.Бакунин. Разрушение существующего государства и установление на его руинах социалистического общества с принципами всеобщего равенства. Движущая сила революции — крестьяне, доведённые до отчаяния нищетой и бесправием, и беднейшие слои пролетариата (люмпены). Бакунинцы называли революцию бунтом, способным распространиться на весь мир.
Заговорщическое направление. Лидер — публицист П.Ткачев. Теория Ткачева гласила, что небольшая группа заговорщиков способна совершить государственный переворот и захватить власть, поскольку самодержавие в России не имеет классовой опоры, а возлагать надежды на крестьянство не стоит. Следующий этап – проведение революционно-социалистических преобразований и новое общество готово.
Пропагандистское направления. Лидер — профессор военной академии П.Лавров.
Лавров считал, что Россия в силах «перепрыгнуть» через капитализм и путём революции (движущая сила – интеллигенция) прийти к социалистическому обществу. Интеллигенция в силу образованности и понимания происходящего должна «понести в народ» социалистические идеи, разбудив его революционное сознание.
Либеральное народничество
Николай Михайловский — теоретик этого направления, разделяя точку зрения большинства народников о некапиталистическом пути развития России, призывал к мирным политико-социальным реформам в обществе, осуждал террор и основным направлением своей деятельности считал культурно-просветительскую работу среди населения через печатные органы и земские организации.
Карательная политика царизма в отношении народовольцев
Выступления народников беспощадно карались органами власти, на стороне которых были тюрьмы, армия, полиция. Восемь процессов над участниками революционного движения (1877 – 1887 гг.) привели к тому, что большинство из них оказались на каторге в Сибири, погибли в тюрьмах, а к наиболее опасным, с точки зрения правительства, была применена смертная казнь (Желябов, Каракозов, Кибальчич, Перовская, Соловьёв, Халтурин, и др.).
Окончание деятельности народничества
Не сумев поднять крестьян на борьбу против существующего строя, убедившись в равнодушии крестьян к идеям народников, потерпев крах в ошибочной теории индивидуального террора, репрессии со стороны царизма, громкие судебные процессы привели к тому, что в конце 80-х годов народничество утратило влияние.
В дальнейшем преемниками народников стали социалисты-революционеры – эсеры.
Историческое значение движения народников
- Народники серьёзно подняли вопрос о самом многочисленном слое населения России – крестьянах, отражая их интересы и настроения.
- Зарождение первых революционных организаций.
- Вовлечение молодёжи в процесс политической борьбы.
- Отказ от террора как главного метода политической борьбы.
- Реальная помощь крестьянам в образовании, лечении, налаживании быта, юридических вопросах («теория малых дел»).
- Тема народничества отражена в творчестве писателей и художников второй половины XIX века: Короленко, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Верещагина, Крамского, Репина и др.
«Хождение в народ» — тема довольно сложная, и зачастую даже студентам вуза понять ее оказывается сложно. Несмотря на то, что в статье отмечаются основные моменты самого исторического явления, мне материал не понравился. Нет структуры, тема подается под одним углом и понять ее очень сложно.
Напротив, «хождение в народ» просто и понятно в контексте наивных представлений интеллигентных народников о готовности крестьянства к решительному бунту, надо только донести ему правду устами студентов-добровольцев, а народ осознанно поднимется и сметет власть.