Народничество – утопия на российской почве


Народничество — это революционное и социалистическое общественное движение разночинной интеллигенции, настроенной на коренное преобразование социально-экономических, политических, а заодно и духовных устоев Российского государства. У истоков революционного народничества стояли Герцен А. И. и Чернышевский Н. Г.

Основные постулаты

Они сформулировали теорию общинного социализма, а трудами Бакунина М. А., Лаврова П. Л. и Ткачева П. Н. под общественное движение была подведена идеологическая база, с основными постулатами:

  1. Об отличном от Европы пути развития России.
  2. О неприемлемости для русской «почвы» европейского капитализма.
  3. Об утрате самодержавием широкой поддержки в традиционном русском обществе.
  4. О том, что Россия придет к социализму, пропустив капиталистическую стадию развития.
  5. Опорой Российского социализма будет крестьянская община.
  6. О руководящей роли профессиональных революционеров в социально-классовом конгломерате российского общества.
  7. О том, что российское крестьянство уже созрела для социализма.
  8. Добиться желаемых целей можно будет только через революцию.

В целом народничество идеализировало общину сельских обывателей и выражало интересы мелких производителей. Народничество относилось крайне отрицательно к марксистской идеологии. В политической борьбе народники отказывались от организации массовой партии, делая основную ставку на индивидуальный террор.

Предпосылки и причины появления и социальная база движения

В первой половине XIX века российская власть старательно уходила от решения крестьянского вопроса по существу. Проблема к середине века обострилась до критической точки. В среде российской интеллигенции ощутили наступивший кризис и в жарких обсуждениях предлагали разные варианты дальнейшего развития Отечества. Несмотря на схожесть программных идей основоположников, доктрина движения претерпела раскол по принципиальным вопросам. Наметились два подхода к решению проблемы «народного счастья»:

Подход

Основоположник

Направление деятельности

Либеральный (умеренный)

Герцен Александр Иванович

Стремились модернизировать Россию, опираясь на традиционные институты и ценности ненасильственным путем.

Революционный (радикальный)

Чернышевский Николай Гаврилович

Ставили перед собой цель: насильственное свержение самодержавного режима и быстрое внедрение социализма в российское общество.

Идеологи народничества предполагали найти социальную базу «в народе», широкой среде угнетенного крестьянства. Но серая крестьянская масса не доверяла маргинальным бунтарям, которые стали основной социальной силой, пытавшейся претворять в жизнь народническую идею.

Цель одна, средства достижения разные

В идеале целью народничества было глубокое переустройство общественных начал в России на принципах «общинного социализма». Однако, идеологи общественно-политического движения, помимо общей цели, предлагали различные пути ее достижения:

Направление

Идеологи

Основополагающие идеи

Пропагандистское

Лавров П. Л., Михайловский Н. К.

Революция готовится просвещением народа и пропагандой в нем социалистических идей. Насилие неприемлемо.

Социально-революционное («заговорщицкое»)

Ткачев П.А.

Сначала революция, а потом уже просвещение народа. Захват власти может осуществить дисциплинированная тайная организация заговорщиков. Они же создадут сильное государство – коммуну.

Анархическое («бунтарское»)

Бакунин М. А.

Социальная революция реализуется через череду мелких восстаний и бунтов. Государство будет уничтожено, его функции возьмет на себя самоуправляемое автономное общество.

Основные вехи деятельности народников

Первые организации народников подпольно начали появляться еще в 50-е годы XIX века. В следующее десятилетие кружки стали появляться в Петербурге («Земля и воля») и в Москве. Здесь, еще за год до самороспуска «Земли и воли», ее последователь Ишутин Н. А. создал тайное общество. Революционная организация «ишутинцев» была разгромлена в 1866 году после покушения на Александра II, членом общества Каракозовым Д. В.

В конце 60-х годов XIX века народнические организации появились почти во всех крупных городах России. В 1873 — 1874 гг. состоялось первое массовое «хождения в народ». Попытка сблизиться с народом не удалась, крестьянская масса не поняла и не приняла «своих защитников». Народники на этом этапе отказались от массового восстания и переключились на индивидуальный террор. В 1876 г. была создана вторая «Земля и воля». В 1879 противники террора, как метода революционной борьбы во главе с Плехановым создали свою организацию «Черный передел», а сторонники революционного террора организовали свой проект – «Народную волю». Высшим достижением этой организации было убийство 1 марта 1881 г. императора Александра II. На этом покушении закончилась история не только самой «Народной воли» но и всего народничества в целом.

Обобщенное значение народничества

В социальной жизни России второй половины XIX века народничество было господствующим направлением общественной жизни. Основным идеологическим уроком народничества XIX века было то, что стремясь к всеобщему благоденствию, оно скатилось к революционному авантюризму, фанатизму и индивидуальному террору. Жертвенное бескорыстие разночинной молодежи в определенный момент подвигало власти к осуществлению прогрессивных преобразований. Однако реальные действия радикального крыла народничества раскололи революционное движение, ожесточили власти, чем ускорили собственную ликвидацию. Процесс обновления в России был приостановлен.

Оцените статью!


: 2 комментария
  1. Алла

    Проблема народников в том, что они слишком идеализировали народ, при этом были слишком от него далеки по социальному положению и мировосприятию. Хотя идеи были благородны. Именно в это время началась идеализация провинции как места, где сохранилась подлинная нравственность русского народа. В литературе появились две противоположные манеры описания провинциальной жизни: воспевание русского народа глубинки и резкая сатира на провинциальное «болото».

  2. espada

    Я думаю, что народничество — это не утопия, а попытка сблизиться с народом, искупить вину. Это не славянофилы, которые идеализировали народ. Изначально течение вообще было аполитично. Те девочки и мальчики, что шли в деревню в 60-е годы 19 века шли туда не призывать народ к революции, а учить и лечить. А вот когда их стали арестовывать и давать реальные сроки за просветительскую, в-общем, деятельность, тогда и произошел поворот к революционным идеям, а потом и к террору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *