Несмотря на то, что российское чиновничество конца XIX началу XX века претерпело большие изменения, по своей сути система представляла ту же бюрократическую машину. Этот период характеризуется капитализацией экономики России. При этом элита, занимаемая высшие управленческие посты, не продемонстрировала уровень мышления отвечающего требованиям времени. Бюрократично-чиновничий слой превратился в закрытую касту, куда не допускались посторонние. Целью являлось обогащение за счет обладания властью, а не наоборот.
Порядок продвижения по служебной лестнице
К концу XIX века порядок продвижения чиновников по служебной лестнице оставался без изменений, хотя попытки реформаторской деятельности были у всех государей этого периода. Чиновник за свою карьеру добивался повышения чина и занимаемой должности. К этому времени, согласно Табелю о рангах, существовало 12 классов чинов. Например, 1 класс соответствовал должности канцлера. Жесткой связки между должностью и чином не существовало.
Повысить чин можно было 2 способами:
- Выслугой лет. Правда, не всегда было достаточно жизни пройти всю иерархическую лестницу.
- Получением ордена за определенные заслуги.
Как результат, количество должностей не хватало. Часто чин превышал уровень занимаемой человеком должности. При этом в конце XIX века значительно увеличилось денежное содержание бюрократических работников. Такая работа стала привлекательной, поскольку наблюдалась уменьшение количества помещиков.
Повышение окладов во второй половине XIX века являлось основным фактором желания работать на занимаемой должности.
Попытки реформирования системы чинов
Попытки реформирования системы чинов проводились постоянно. Не стал исключением, и период конца XIX начала XX века.
Правление государя | Краткая характеристика |
---|---|
Александр II | Формирование особого Совещательного собрания. |
Александр III | Образование нового Совещательного собрания. |
Николай II | Создание комиссии по совершенствованию гражданской службы. |
Попытка устранения Табели о рангах при Александре II
Во второй половине XIX стало очевидным, что этот документ не соответствует своему предназначению: выявлению достойнейших людей на ответственную должность. Критика, как от низов, так и со стороны верхушки правительства заставила Александра II заняться этим делом.
Под его руководством было сформировано Совещательное собрание, которое рассматривало вопросы:
- взяточничества;
- необоснованный рост чинов;
- влияние бюрократии на общество;
Также была предложена реформа системы управления. Это касалось упразднения Табели о рангах. Этот вопрос вызвал ряд недовольств. Поэтому для его решения было предложено, сначала увеличить заработную плату чиновникам. Однако на этом дело и остановилось. Жалованье работников возросло более чем в 2 раза, а документ остался в силе.
Вторая попытка со стороны Александра III
Пришедший к власти Александр III, продолжил борьбу за устранение чинов. Это действительно было необходимо, поскольку устаревшая система имела ряд недостатков:
- вместо нормальных отношений порождала чинопочитание;
- формировала карьеризм;
- стимулировало чины не к проявлению деловых качеств, а к выдвижению себя «наверх».
Рассмотрев эти вопросы, совещание предложило совместить чины с должностями. Однако даже поддержка царя не позволила положительно решить этот вопрос. Аргументы противников носили следующий характер:
- Чин возвышает работника над остальными служащими.
- Он дается властью, а значит, возвышает ее престиж.
- Упразднение чинов будет сильнейшим ударом, поскольку такая система существовала столетия и является основой государства.
Как и Александру II, его сыну не удалось поломать чиновничью бюрократию.
Неудача Николая II
Взявшийся за дело Николай II потерпел еще большую неудачу. Созданная им комиссия представила свои результаты только через 6 лет. В них полностью отсутствовал радикализм. Вопрос об упразднении чинов был вообще снят. Предлагалось производство чинов заменить поощрением за заслуги.
Причиной такого заключения являлось оторванность высшего общества от народных масс. Однако даже и такие полумеры проведены не были. Только еще через 5 лет был введен закон о праве занимать посты людям с соответствующим образованием, без учета принадлежности к сословию. При этом вся иерархическая система формирования чинов оставалась в силе.
В этот период времени власти просто не хватило политической воли для проведения решительной реформы в бюрократической сфере.
Повышение образовательного уровня чиновников
Все-таки наступление на бюрократию сделало свое дело. На первое место вышел профессионализм чиновника. Теперь только незначительное количество служащих не имело образования.
На 1985 год существовали такие показатели:
- Среди чиновников 32,5% имели высшее образование.
- 15,1% — среднее.
- 52,4% — не имели образования.
При этом наблюдалась тенденция к стремлению чиновничества в получении образования. В период 1998 – 2016 годов высшими школами было выпущено 152 тыс студентов. Среди них только небольшой процент был дворян. В связи с этим в состав чиновничьего аппарата стали входить люди разных классов. Наличие образования смягчало неравенство между сословиями. Теперь шанс попасть на государственную службу имели люди, не принадлежавшие дворянству.
Конечно, появление новых чиновников не могло в достаточной мере повлиять на бюрократическое устройство России, ввиду их относительной малочисленности. Все-таки основной костяк высшей власти составляли еще потомственные дворяне. Однако пришедшие новые люди легче отказывались от бюрократических стереотипов и обладали большей свободой и рациональностью мышления.
Упразднение гражданских чинов
Еще одна попытка упразднения гражданских чинов была предпринята Временным правительством. Возможно, ему это бы и удалось сделать, однако оно само было свергнуто революцией. Окончательно точку в этом вопросе поставили большевики, устранившие гражданские чины, полученные ордена и знаки отличия.