Реформы и контрреформы в России второй половины XIX века


Реформы

Вторая половина XIX столетия — время правления двух российских императоров: Александра II и Александра III. С именем Александра II связано проведение крупномасштабных либеральных реформ, последствия которых попытался ликвидировать его сын своими контрреформами.

Причины реформ

Главной причиной преобразовательной деятельности Александра II стала отсталость страны, ярко проявившаяся в неудачной Крымской войне. Существенно тормозило дальнейшее развитие страны крепостное право, поэтому его отмена стала первоочередной задачей императора.

Манифест 1861 г.

«Положения» Манифеста были направлены на постепенную отмену крепостного права. До окончательного выкупа на волю крестьяне получали статус «временнообязанных». Они по-прежнему продолжали нести повинности перед помещиками (оброк и барщину).

Государство устанавливало норму для крестьянского надела при выкупе. В случае превышения нормы помещик мог «отрезать» землю в свою пользу. Земля давалась не в личную, а в общинную собственность. Крестьяне не имели права самостоятельно распоряжаться своим наделом.

Сумма выкупа делилась на две части:

  • 75-80% платило помещику государство в виде ссуды крестьянину;
  • 20-25% крестьянин выплачивал самостоятельно.

Ссуда крестьянам (6% в год) называлась выкупными платежами. Эти платежи растянулись на полвека и принесли казне большую прибыль.

При сохранении экономической зависимости крестьяне становились лично свободными и получали права:

  • выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • открывать собственное дело;
  • переходить в другие сословия и т. д.

Реформа самоуправления

В 1864 г. вводился институт земского самоуправления. Выборы в новые органы проводились по трем куриям: землевладельцев, горожан и выборных от крестьян. Преимущественными правами пользовались дворяне.

Земства занимались только местными вопросами:

  • путями сообщения;
  • почтами, больницами и школами;
  • местными экономическими делами и т. д.

В 1870 г. учреждались органы самоуправления в городах — городские думы. В их компетенции также находились только местные проблемы:

  • благоустройство;
  • городская торговля и промышленность;
  • здравоохранение и т. д.

Любое решение земств и городских дум могло быть приостановлено распоряжением губернатора.

Судебная реформа

В 1864 г. в России вводились новые судебные уставы, которые вобрали в себя самые передовые достижения западного судопроизводства:

  • бессословность;
  • несменяемость судей;
  • состязательность процессов;
  • учреждение институтов присяжных заседателей и адвокатов.

Реформы образования и печати

В 1864 г. частным лицам было разрешено открывать начальные школы. Вместе с этим вводился принцип сословного равенства в среднем образовании.

Большое значение имело учреждение нового Университетского устава (1863 г.), который даровал широкую автономию университетам:

  • самостоятельное решение научных, финансовых и других вопросов;
  • выборность учебных должностей.

В 1865 г. были значительно смягчены цензурные требования для московских и петербургских изданий.

Реформы в армии

Масштабные военные преобразования начались в 1862 г. и выразились в следующим мерах:

  • сокращении службы с 25 до 15 лет;
  • запрете физических наказаний;
  • учреждении нового военно-административного деления (15 округов).

Одновременно шло активное перевооружение российской армии.

Давно назревшей, основополагающей военной реформой явилась замена рекрутского сбора на всеобщую воинскую повинность (1874 г.).

Контрреформы

Манифест Александра III «О незыблемости самодержавия» (1881 г.) означал, что с либеральным курсом покончено. Внутренняя политика нового императора приняла ярко выраженный характер контрреформ.

Просвещение

В 1882 г. появились новые «Временные правила» для печати, устанавливающие жесткий надзор за периодическими изданиями.

В 1887 г. специальный циркуляр запретил принимать в средние учебные заведения (гимназии) детей низших сословий.

В 1884 г. была практически ликвидирована университетская автономия.

Аграрный вопрос

Для смягчения аграрного вопроса были приняты некоторые положительные меры:

  • перевод всех крестьян на обязательный выкуп;
  • снижение выкупных платежей.

При этом правительство больше заботилось о поддержке помещиков и стремилось сохранить общину в деревне.

Вернуть господство дворян в деревне был призван институт земских начальников (1889 г.), которые назначались правительством из дворян. Фактически земские начальники получили неограниченные полномочия.

Контрреформы местного управления и суда

В начале 90-х гг. были урезан бессословный принцип в земствах и существенно ограничены избирательные права горожан на выборах в думы. Благодаря этому резко возросло число помещиков в органах местного самоуправления.

В 1881 г. политические дела были изъяты из общего судопроизводства. В 1889 г. присяжные заседатели исключались из рассмотрения целого ряда дел.

Александр III намеревался полностью пересмотреть судебные уставы 1864 г., но под давлением общественности отказался от этой идеи.

Реформы Александра II, несмотря на всю их ограниченность, дали мощный толчок развитию России. При этом они не затрагивали дворянских привилегий и не нарушали общий сословный принцип.

Сохранение многих пережитков создавало условия для «шага назад». Это проявилось в контрреформах Александра III. Полностью реализовать реакционные планы все же не удалось, так как правительству приходилось считаться с изменившейся социально-политической ситуацией в стране.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.