Заповедные лета



Заповедные лета – выражение, использованное в юридических документах эпохи Ивана Грозного. Образовано от русского понятия «заповедь» (строгое повеление). Обозначало время, в течение которого в Русском Царстве существовал запрет на выход крестьянина из-под зависимости одного помещика для того, чтобы перейти в феодальное хозяйство иного барина.

Юрьев день – 26 ноября (по старому стилю). Только в эту дату крестьянин, выполнявший повинность у помещика, мог покинуть свой надел в его вотчине и перейти в имение другого.

Предыстория вопроса появления заповедных лет

Собирание русских земель вокруг Москвы в 15-16 столетиях укрепило мощь государства. Стала более могущественной гнетущая сила центральной власти. А также претензии поместных феодалов, часть которых превратилась в фаворитов. Соответственно, эволюционировала во владельцев огромных земель, на которых пользователи наделов несли повинности.

С XI в. закон разрешал крестьянам уходить от помещика для того, чтобы перейти к другому. В Юрьев день.

Однако во второй половине 60-ых – начала 70-ых годов XVI в имел место кризис власти Ивана Грозного (Опричнина). И последствия ведущихся на всех направлениях войн (особенно Ливонской, во время которой многие дворяне присоединяли свои вотчины к Литве). Это нарушило хозяйственную целостность страны. Нужен был новый учет дворов, всеобщая перепись людей.

В виду этого правительство, на которое опирался названный царь, в 1581 г. сформулировало необходимость временного запрета на выход зависимого люда от хозяев. Чтобы ревизионная комиссия не путалась во время учета количества крепостных душ в каждой области державы. Однако общегосударственный масштаб такие ограничения получили лишь при Федоре. В 1592 г.

Знаменитый источниковед Шарль Ланглуа отметил: ученым, касающимся темы истории крепостничества, приходилось использовать материалы, «от которых с презрением отвернулся бы любой исследователь наук точных». Ведь источники по заповедным летам действительно скудны. Известна указанная уже дата их «старта». Некие прочие подробности удалось найти историку Корецкому, добывшему некоторые документы новгородских монастырей. В итоге удалось узнать, что инициатором запретной процедуры был не Годунов (как считали ранее, начиная с Татищева), а сам Иван IV.

Почему так? Просто каких-либо документов, связанных с инициативой царя Бориса, так и не было обнаружено. Некоторые считают, что архив сгорел во время волнений. Годунов, наоборот, временно вернул право выхода (Юрьев день) в трудный для народа 1601 год. До этого он же, в 1592 г, возможно, мотивировал царя Федора на отмену крестьянского выхода. Пытался восстановить отношения с помещиками.

Какое событие стало толчком к принятию обсуждаемого решения. Имеются письменные свидетельства, что 200 душ, которыми владел Симеон Бекбулатович Тверской, исчезли, не заплатив пошлин. Произошло это в голодные месяцы 1580 года. Поэтому хозяин, отвечавший за недоимки, обратился с челобитной к царю. Иного выхода не было. Именно в этот момент довольно узкое правительство при царе с его одобрения создало неюридическое решение для ограничения крестьянского выхода. А ушедших крестьян объявили в розыск.

Суть ограничения: законодательные акты

Впрочем, имелся опыт ограничения обозначенного права, указанного в судебнике 1497 года – в статье 57. Данное право там, поэтому и упомянуто, что его в тот год впервые ограничили. И тоже из-за общей переписи. На тот момент разрешению «менять хозяина» исполнилось почти 400 лет.

Лишь писцовые книги 1581-1593 годов проливают больше света на законотворчество конца 16 в.

  1. В 1592 году Юрьев День отменяют уже и юридически (указом Федора Иоанновича). Но поместные грамоты не являются доказательством того, что запрет касался всей страны.

  2. В 1593 году распоряжением того же монарха обновлены писцовые книги, начатые в 1581 году. Впервые появляется понятие «крестьянская крепость» («закрепощение»).

  3. В 1597 г. введены урочные лета – срок сыска для зависимого люда, нарушившего указ.

  4. В 1601 г. указом Бориса Годунова Юрьев день снова обрел юридическую силу (до 1602 года включительно).

В каких регионах и сколько длилась «привязка»

Историк Веселовский, определяя географию неофициального периода запрета (первой заповеди 1581-1590 годов), указывает лишь на 2 пятачка России. Деревскую пятину и вотчинные земли богатого Иосифо-Волоколамского монастыря. Его коллеги говорят обо всем северо-востоке.

Напротив, многие историки считают, что на юге страны ограничений на Юрьев день не было не то что до 1592 года, но даже и после этой даты. Мол, местные земледельцы осмелились пользоваться старым правом, указанным главой №88 Судебника 1550 г. («Об отказе крестьян»). До юга не «добирались руки».

Споры в научной среде по этому поводу до сих пор продолжаются. Ведь в самом этом документе указывается, что в некоторых областях Юрьев день уже не работал.

Однако «разнобой» был лишь до 24 ноября 1597 года, когда система пошлин стала основой для классической крепостнической системы всех русских земель, поглотившей уже и юг страны (до самых засек). Теперь со своего места никуда не могли уходить даже бобыли – одинокие мужики-крестьяне, не имеющие в пользовании земельного надела. Их тоже приписывали к помещикам.   

До какого года действовали ограничения, о которых идет речь? До 1601 года (смотрите выше). Однако при первом же Лжедмитрии (1605 г) крестьяне снова потеряли право на Юрьев день.

Урочные лета

Так поименовали срок, в течение которого ловили и возвращали барину крестьян. За его пределами бывший хозяин уже не имел права претендовать на «живую собственность».

В 1597 году введен 5-летний срок, в 1606 г. (при Лжедмитрии I) – 5,5-летний, в 1607 году (при Шуйском) – 15-летний, при Михаиле Федоровиче вернули 5-летний, в 1639 г. ввели 9-летний. С 1642 до известного Уложения 1649 года специальные отряды искали беглых 10 лет, а похищенных 15 лет.

Но срок давности (в разные периоды размер указывался по-разному) был отменен в 1649 году. Он считается моментом окончательного закрепощения крестьянского сословия. Теперь зависимых (прикрепленных к государству или частному лицу) людей искали вплоть до их смерти. Занимались этим обычно специально нанятые государством казацкие отряды (иногда и бывшие кочевники).

Какое значение заповедные лета имели для страны

Заповедные и урочные лета способствовали разгоранию и дальнейшему обострению классового конфликта. Несмотря на угрозу преследования и наказания, земледельцы и бобыли сбегали от хозяев на юг и восток, часто вступая в различные народные шайки.

Жители уголков, пострадавших от Опричнины, чаще выбирали более удобное для них северное направление. Из них всех (и из присоединенных к царству народов) складывались армии знаменитых «крестьянских» войн 17-18 столетий, возглавленных казачеством. Подданных государя становилось меньше. Врагов больше.

С другой стороны, на первых этапах благодаря отмене Юрьева дня власть смогла поставить все частные феодальные хозяйства на учет. Для эффективного налогообложения. Какое-то время (до Смуты) это приносило казне реальный доход, так как закрепощение контролировало всех людей.

Во-вторых, запрет на крестьянский выход в голодные годы улучшал качество самого сельского труда. Почему? Крестьяне вынуждены были спасать имеющееся хозяйство, а не искать место лучше.

Таким образом, заповедные лета, временно возрождая аграрное хозяйство страны, постепенно обостряли противоречия в ее внутренней политике. Поэтому однозначно к ним относиться нельзя.


Список используемой литературы и материалы по теме:

  1. Корецкий В. И. Из истории закрепощения крестьян в России в конце 16 – начале 17 века. История СССР. 1957. №1.
  2. Скрынников Р. Г. Борис Годунов. Глава Заповедные и урочные годы. Наука. М.: 1978.
Оцените статью!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *