Секуляризация (лат. saecularis – светский, мирской) как термин представляет собой отторжение имущества, земель, предметов культуры и социальных институтов из собственности или влияния христианской церкви. Почти всегда выгодополучателем в этом процессе выступает государство.
Процесс секуляризации приуменьшает влияние религии на жизнь людей и обеспечивает переход общества от религиозных традиций к светскому жизнеустройству.
С тех пор как церковь стала субъектом отношений собственности, процесс приобретения и отторжения имущества был сопутствующим явлением. Как элемент государственной политики секуляризация осуществлялась еще Карлом Мартеллом в VIII веке, а термин секуляризация был впервые использован в Вестфальском мирном договоре XVII века для обозначения передачи победителям монастырской собственности.
Таким образом, значительно снижается функциональность религии в общественном бытии и жизни каждого человека.
Разновидности процесса секуляризации
Спонтанная секуляризация эпохи феодализма в буржуазном обществе приобрела четкие формы:
Отчуждение от церквей и монастырей земельных владений или иной дорогостоящей собственности и целенаправленная передача их в пользование государству, лично монарху, либо владетельному вельможе.
Вытеснение духовенства из центров принятия политических решений.
Перевод многих полномочий церковного суда под юрисдикцию светского судопроизводства.
Церковь утрачивает полный контроль над обучением. Светские школы и университеты под государственным покровительством создают новую систему образования.
Религия перестает быть единственным источником культуры и в нарождающейся науке она выступает скорее как антипод, чем источник познания.
Разделение духовного и светского мировоззренческих начал в философии. Формирование научной картины мироздания.
Секуляризация, активно внедряясь в общественное, преобразило культуру, заставило христианство подстраиваться к новым светским ценностям, привела личность к кризису. В этих условиях процесс поиска истины превратился в отрицание традиционных устоев. Общество балансирует на грани отката в архаичную неоязыческую реальность.
Сакрализация
Сакрализация это спонтанное или целенаправленное наделение вещей, явлений, понятий и представлений священно-мистическим содержанием. Подчинение социальных и политических институтов, а также элементов культуры, науки и бытовых отношений религиозному влиянию.
Сакрализация – это антоним секуляризации, полярный по содержанию термин имеет историю, глубоко уходящую в первобытность. Процесс формирования человеческого социума сопровождался зарождением и развитием особой коммуникации в форме обрядов и суеверий, наделения знаковых предметов и явлений трансцендентными смыслами.
В дальнейшем сакрализация усиливалась на религиозной почве, которая освящала многие важные для человека стороны его бытия и углублялась через оцерковление (клерикализацию) общественных отношений. При этом воздействие сакрализации на социальное и личностное развитие усиливается с появлением идеологического обоснования, включающим сакрализацию в область теологических понятий богословия.
Черты сакрализации в разных религиозных традициях:
В исламе сакрализация шла по пути построения теократической государственности.
В средневековой христианской Европе, любое социальное явление включалось в сакральную сферу.
В религиозной организации сакрализация переходит в клерикализацию через кодификацию, догматизацию и канонизацию вероучений. Сакрализация стремится объединить все виды интеллектуального бытия в единую богословско-теологическую концепцию.