Обмирщение – это термин, использующийся для определения процессов, происходящих в культуре и быте народов Европы на рубеже XVI-XVII вв. и приведших к освобождению их от церковного, религиозного влияния.
Старообрядцы видят в обмирщении попытку отхода от правил, установленных церковью, осквернение, называют термином «обмирщение» любые отношения с иноверцами. Церковные лидеры понимают под обмирщением процесс переориентации церкви на решение мирских проблем во многом в ущерб и в противовес задаче спасения души человеческой, которая стоит перед священнослужителями.
Признаки
Обмирщение в церковной среде проявляется в виде:
изменения отношения к деньгам, церковнослужители начинают зарабатывать их в ущерб своему делу, в основном занимаясь бизнесом;
стремления к материальным благам посредством получения выгодной должности в интеграции со светскими властями;
торговле священным саном (в Средневековой Франции аббатом или епископом мог стать любой, у кого было для этого достаточно денег).
Священнослужитель обязан отрекаться ото всего светского. Но обмирщившись, он чересчур живо интересуется мирскими проблемами, придаёт большее значение внешним атрибутам божественной власти (дорогая одежда, еда), чем духовным.
В культуре признаком обмирщения является появление новых стилей и направлений, противоречащих религиозной картине мире. С особой яркостью обмирщение проявляется в литературе. Героями произведений становятся энергичные и предприимчивые люди, не скованные рамками религиозных канонов. И если ранее персонажи пьес и рассказов проводили всё время в молитве, уповая на Бога, расхваливая и обвиняя его в собственных бедах, то светский герой уделяет больше внимания практической стороне жизни. Его заботят не душевные, а физические страдания.
Причины
Основной причиной обмирщения считают укрепление позиций светского государства, воли и власти монарха. Церковь больше не может контролировать жизнь общества, потому вынуждена идти на некоторые уступки. Так, появляются живописцы, создающие светские картины, изображающие жизнь обычных людей, и писатели, которых более не интересуют религиозные воззрения героя.
Государство постепенно отделяется от церкви и ей приходиться считаться с тем, что некоторые обряды и обычаи навсегда остаются под сводами храмов, существуя вне основного общества.
Примеры
Православная церковь рассматривает обмирщение, как зло, с которым нужно бороться при помощи воли Божьей и сохранения благочестия. Признают обмирщение далеко не все священнослужители, но примеры его можно найти в глубоком прошлом.
Так, ещё в 251 г. н.э. Киприан Карфагенский отмечал увеличение количества людей, отрёкшихся от христианской веры. В указанный период на христиан осуществлялись гонения и многие, в том числе и священники, предпочитали вернуться в язычество. Священномученик объяснял такое поведение чрезмерной любовью к получению материальных благ и выгод.
Современная актуальность
Термин «обмирщение» несмотря на то, что применяют его относительно культуры и общества прошлых столетий, не утратил своей актуальности. Наоборот, церковь становится более светской с каждым годом. Это проявляется, например:
В наличии у многих храмов доступа к интернету и собственного сайта. Используя современные средства связи, церковнослужители проводят проповеди, общаются с прихожанами, получают пожертвования на храм. Для этого им приходится иметь соответствующие светские знания.
В наличии у священнослужителей многих предметов, признанных светскими. Личные автомобили и богато обставленные личные апартаменты есть у многих священников, тогда как слуга Господень обязана заботиться, прежде всего, о душе, а не об удовлетворении материальных нужд.
Религиозное искусство и литература всё ещё существуют, но больше не существует запрета на создание произведения, в котором главный герой не исповедовал бы ту или иную религию. Распространившееся в прошлом атеистическое течение всё ещё остаётся актуальным.
Противоположность
У термина нет противовеса, но во все времена существовали движения, идейные представители которых пытались воспрепятствовать обмирщению церкви. Так возникли монашествующие ордена и протестантское движение, появились отшельники. Уйдя от мира, люди пытались сохранить духовную чистоту религии, не отягощая себя мирскими заботами. Целью протестантства в момент его зарождения становится борьба с обмирщением христианства. От священников требуют скромности и отказа от участия в политических интригах.
В России после 1917 г. также пытались противостоять обмирщению. Противовесом ему должно было стать обновление церкви. Но церковная реформа успеха не имела и процесс обмирщения церкви продолжился.