Еврейский вопрос в Российской империи


По итогам разделов Речи Посполитой в конце XVIII в. в состав России вошел ряд западных территорий. В числе новых подданных оказались около 800 тыс. ашкеназов, представителей еврейского субэтноса Центральной Европы. Традиционно обособленный характер существования диаспоры в сочетании с экономической экспансией общины поставил нетривиальную задачу интеграции иудеев в социокультурные реалии российского государства.

Законодательные меры первой половины XIX века

В эпоху Екатерины II систематический подход к решению проблемы не практиковался. Главное событие – введение «черты оседлости», то есть запрет евреям приписываться к сословиям мещан и купцов за пределами территории «исторического проживания».

Первые попытки законодательного осмысления проблемы относятся к царствованиям Александра I и Николая I. Инициаторы преобразований констатировали, что экономическая деятельность иудейских общин, например, содержание питейных заведений и аренда поместий, содействовала обнищанию и деградации христиан. Корень зла виделся в замкнутости талмудического образа жизни, построенного на невежестве и слепом следовании «безнравственным» правилам. В качестве выхода предлагались следующие меры.

  1. Изменение образовательной модели. Исповедующим иудаизм разрешалось поступать в учебные заведения империи, поощрялось создание новых школ с преподаванием иностранных языков и общеобразовательных предметов.

  2. Преодоление традиционализма и принудительная интеграция. Переход в сословие земледельцев или фабрикантов стимулировался налоговыми и финансовыми льготами. В 1827 г. на евреев распространили рекрутский набор (десять 12-летних мальчиков на тысячу жителей ежегодно).

  3. Ограничительные и репрессивные меры. При Александре I проводилось выдворение евреев из деревень. С целью пресечения контрабанды Николай II повелел очистить от иудеев 50-верстную приграничную полосу.

Просветительская реформа дала позитивные результаты, но ограничивалась слабостью образовательной структуры. «Аграризация» ашкеназов провалилась из-за невыгодных условий хозяйствования (засушливые причерноморские степи). Чрезмерные законодательные ограничения приводили к обнищанию, вызывали ненависть и дискредитировали государственный курс.

Реформаторская политика Александра II

«Еврейское» направление внутренней политики в 60-70-е годы XIX в. отвечает общему либеральному курсу царя-освободителя, базируясь на идее постепенного отказа от ограничительных мер и расширения прав ашкеназских подданных.

  • Отмена рекрутской повинности покончила с практикой насильственной русификации, вызывавшей отчаянное сопротивление.
  • Закрепление в черте оседлости упразднялось для купцов 1-й гильдии, ряда категорий ремесленников, лиц с высшим образованием, бывших николаевских рекрутов.
  • Снимался запрет на поселение в приграничных зонах, а также в некоторых закрытых городах.

Несмотря на осторожность и эпизодическую непоследовательность реализуемых мер (в 1866 г. восстановлен запрет на приобретение и аренду земельных участков), культурная изоляция диаспоры ослабла. Сахарозаводчики Бродские, банкиры Гинцбурги вносили вклад в стремительное развитие экономики. В искусстве зажигаются звезды Рубинштейна и Левитана.

Годы реакции

После смерти Александра II на авансцену выдвинулись политики (К.П.Победоносцев), объяснявшие общественные волнения эпохи бурного развития капитализма избытком дарованных свобод. Законы 80-90-х годов ущемляли имущественные и представительские права евреев, запрещали обосновываться в сельской местности. Офицерство стало одинаково невозможным и для иудеев, и для принявших крещение (включая потомков в третьем поколении), а это означало беспрецедентную трансформацию «привычной» религиозной нетерпимости в расовую дискриминацию.  

Циркуляр 1887 г. ввел квоту на поступление в учебные заведения. Таким образом, охранительная политика порвала как с либерализмом предшествующей эпохи, так и с установкой на растворение диаспоры в российском обществе. Царское правительство расписалось в бессилии, взяв курс на сегрегацию (принудительное отделение, изоляцию) диаспоры.

Погромы позднеимперского периода провоцировались не только антисемитскими настроениями, но и случаями потворства центральных и местных властей, понимавших связь между стихийным насилием и выездом евреев из России.

Итог имперской политики

Попытка встроить диаспору в российское общество потерпела фиаско. Позитивная социокультурная ассимиляция затронула часть евреев, но не имела решающего значения. Несмотря на массовую эмиграцию, большая часть «нежелательного элемента» осталась в стране. Противоречивость и репрессивность политики царского правительства привели к радикализации еврейства и включению в революционный процесс. Этот факт важен для понимания следующих этапов исторического развития.

5/5 - (1 голос)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *