Украинская культура


Великий украинский революционный демократ — поэт Т. Г. Шевченко. В первой половине XIX в. на Украине выдвинулась целая плеяда писателей и поэтов: И. П. Котляревский, П. П. Гулак-Артемовский, Л. Боровиковский, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, Евгений Гребинка и др. На первом месте стоит великий украинский поэт Т. Г. Шевченко.

За полвека украинская литература пережила процесс, в об­щем очень схожий с путём развития русской литературы за то же время: в ней всё более утверждалось передовое реалистиче­ское направление. Его первые признаки можно уловить уже в трактовке героев «Наталки-Полтавки» Котляревского и в «Марусе» Квитка-Основьяненко. Веяния романтизма сказались в «Рыбалке» и «Твардовском» Гулак-Артемовского, «Марусе» Боровиковского. Направлением, которое завоёвывало себе первенствующее место в украинской литературе, был реализм. Его укрепление тесно связано с именами Котляревского и Шевченко.

Творчество И. П. Котляревского (1769—1838 гг.) уходит своими корнями в XVIII в. Его сатирическая пародийная поэма «Энеида» была издана впервые в 1798 г. В поэме ясно чувствуется окружавшая Котляревского украинская действительность, проглядывающая сквозь мифологические образы. В «Энеиде» Котляревский остроумно высмеивал крепостническое дворянство и чиновничество. В аду помещены десятские и сотские, писари, исправники, стряпчие, судьи, господа, бургомистры, шляхта, чернецы и попы. Господа оказались в аду за то, что «не давали людям льготы» и «ставили их за скотов». Главный герой Эней мечтает, как Немалый будет он панок, На панщину весь свет погонит.

«Энеида» проникнута сочувствием к угнетённому украинскому крестьянству, которое «готово зараз бунт шднять».

В 20-х годах Котляревский выступил в качестве драматурга, основоположника нового украинского театра. Его знаменитые пьесы «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чарвник» прочно вошли в репертуар украинского театра. Лучшие актёры считали за честь играть в этих пьесах. Пьесы Котляревского оказали большое влияние на дальнейшее развитие украинской драматургии.

П. Гулак-Артемовский (1790—1865 гг.) ввёл в украинскую литературу много новых форм (послание, сатира, басня, бал­лада). Наибольшей его заслугой было создание ряда романтических баллад (особенно «Твардовский») и ярких, социально острых басен («Пан та собака»), Квитка-Основьяненко много сделал для утверждения художественной прозы в украинской литературе. Вначале он писал на русском языке и только в 30-х годах начал создавать повести на родном, украинском языке. Его повести «Солдатский портрет», «Маруся» и «Перекати-поле» проникнуты мягким, гуманистически-сентиментальным отношением к украинскому крестьянству. Квитка нигде не поднимает прямо голоса против крепостничества, но заслугой его было самое изображение крестьянства, утверждение крестьянской тематики в литературе.

В 1833 г. Николай I дал согласие на открытие университета в Киеве. Вопреки планам Николая Киевский университет стал крупным культурным центром, в стенах которого зародились украинские и польские тайные политические кружки. Университет стал центром изучения украинской культуры, истории, этнографии и фольклора Украины.

Большое значение для украиноведения имела организация в Киеве Археографической комиссии для разбора древних актов. Публикуемые ею материалы имели первостепенное значение для изучения прошлого Украины. Профессор Максимович в Киеве много работал над собиранием фольклорного материала. В 1834 г. им были опубликованы «Украинские народные песни» и «Голоса украинских песен», а в 1849 г. — «Сборник украинских песен». Профессор Срезневский в Харькове издавал в 1833—1838 гг. «Живую старину», в которой печатал собранный им фольклорный материал. В 1834 г. Срезневский выступил с научными доказательствами самостоятельности украинского языка. «Украинский язык,— писал он, — язык поэтический, музыкальный, живописный». Профессор Московского университета О. Бодянский, по национальности украинец, напечатал в русских журналах много разнообразного фольклорного материала. В московских «Чтениях в обществе истории и древностей российских» им были опубликованы важнейшие источники по истории Украины. Этнограф А. Метлинский опубликовал новое собрание украинских песен под заглавием «Народные южнорусские песни». В области этнографии украинскою народа работал Н. И. Костомаров, опубликовавший работы «Об историческом значении русской народной поэзии» (1843 г.), «Славянская мифология» (1847 г.), «Историческое значение южнорусского песенного творчества» и др. В 1846 г. в Кирилло-Мефодиевском обществе по инициативе Шевченко был поднят вопрос об издании журналов на украинском языке, но прп правительстве Николая I об этом нельзя было и думать. Украинские произведения печатались тогда только в русских журна­лах — «Вестнике Европы», «Молве», «Маяке».

Великий поэт и революционер-демократ Т. Г. Шевченко (1814—1861 гг.), сын украинского народа, горячо любил родную Украину. Исключительно велико его значение в революционной борьбе как русского, так и украинского народов. Ученик Белинского, друг Чернышевского и Добролюбова, Т. Г. Шевченко играл выдающуюся роль не только в украинской, но и в общероссийской революционной борьбе. Дело освобождения Украины он связывал с делом освобождения всей России от гнёта крепостничества и самодержавия. Гениальный народный поэт Шевченко создал замечательные поэтические произведения, составляющие национальную гордость украинского народа, имевшие выдающееся значение в революционной агитации общероссийского демократического движения и явившиеся вкладом в сокровищницу передовой мировой культуры.

Т. Г. Шевченко был сыном крепостного крестьянина. Отец его умер на панщине, мать погибла от тяжёлого труда и горькой нужды; их малые дети, по выражению Шевченко, «расползлись между людьми, как мышенята». Голод, побои, бродяжничество и тяжёлая батрацкая доля были уделом сироты Шевченко. Попав в «казачки» к помещику Энгельгардту, он начал учиться рисовать (барин желал иметь крепостного мастера). Впоследствии Шевченко познакомился в Петербурге с художником Сошенко, который сердечно отнёсся к юноше и ввёл его в круг петербург­ских художников, во главе которого стоял знаменитый К. Брюл­лов, ставший затем учителем Шевченко. Русские передовые люди выкупили Шевченко на волю у барина, потребовавшего большого выкупа за талантливого художника. Брюллов написал портрет Жуковского, его разыграли в лотерею, и выручен­ная сумма была ценою воли 24-летнего Шевченко (его выкупили в 1838 г.).

Идеология Шевченко и его художественное творчество выросли на украинской и общерусской почве. Шевченко с детства наблюдал и хорошо знал на собственном опыте ужасы крепостной подневольной жизни украинского крестьянина. Он хорошо познакомился с царской столицей Петербургом, понял, что тот же самый царизм гнетёт жизнь русского и украинского крестьянина. Революционные взгляды Шевченко отражали заветные чаяния трудового закабалённого народа. В Петербурге, в кругу передовых русских людей, относившихся к нему с уважением и любовью, Шевченко жадно и много занимался самообразованием. Благотворное воздействие русской революционной идеологии помогло формированию его мировоззрения. Декабристы, Пушкин, Рылеев, Герцен оказали влияние на Шевченко, помогли ему многое передумать и сформировать свои демократические взгляды.

В своих поэтических произведениях, впервые появившихся в сборнике «Кобзарь» (название народного украинского певца), и в последующих произведениях (поэме «Гайдамаки» и др.) Шевченко так верно и глубоко отразил положение угнетённого украинского крестьянства, что его поэзия стала крупнейшей агитационной силой, поднимавшей народ на борьбу. Она смогла стать этой силой потому, что певец народного горя говорил с трудовыми людьми их языком — в произведениях Шевченко народу было понятно каждое слово. В поэме «Гайдамаки», опубликованной в 1841 г., Шевченко создал художественный образ «колиивщины» — крестьянской войны украинского народа против помещиков. Показывая народу, как умел он в прошлом бороться против угнетателей, Шевченко внушал ему веру в свои силы и звал его на борьбу с помещиками. В произведениях «Катерина» и «Наймичка» Шевченко глубоко раскрыл тяжёлое положение подневольной крепостной крестьянки. Царизм был врагом и угнетателем трудового народа. Шевченко ясно сознавал это и разоблачал своего врага в таких произведениях, как «Сон», «Кавказ», «Холодный Яр». Шевченко звал на борьбу с царизмом, выступал глашатаем крестьянской революции. Великий революционный демократ призывал к вооружённой борьбе с угнетателями народа. В своём знаменитом «Завещании» (Заповт), призывая народ к восстанию, Шевченко просил помянуть его добрым словом после победы народа — в будущей вольной жизни.

Оцените статью!


: 1 комментарий
  1. Geschichtsliebhaber

    Говоря о традиционной украинской культуре, как о целостном и исторически обусловленном явлении, адепты «украинства» гиперболизируют явление. Наверное, есть смыл обращать внимание на местечковые особенности единого этноса, но творить из этого отдельную линию, явный перебор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *