Великий украинский революционный демократ — поэт Т. Г. Шевченко. В первой половине XIX в. на Украине выдвинулась целая плеяда писателей и поэтов: И. П. Котляревский, П. П. Гулак-Артемовский, Л. Боровиковский, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, Евгений Гребинка и др. На первом месте стоит великий украинский поэт Т. Г. Шевченко.
За полвека украинская литература пережила процесс, в общем очень схожий с путём развития русской литературы за то же время: в ней всё более утверждалось передовое реалистическое направление. Его первые признаки можно уловить уже в трактовке героев «Наталки-Полтавки» Котляревского и в «Марусе» Квитка-Основьяненко. Веяния романтизма сказались в «Рыбалке» и «Твардовском» Гулак-Артемовского, «Марусе» Боровиковского. Направлением, которое завоёвывало себе первенствующее место в украинской литературе, был реализм. Его укрепление тесно связано с именами Котляревского и Шевченко.
Творчество И. П. Котляревского (1769—1838 гг.) уходит своими корнями в XVIII в. Его сатирическая пародийная поэма «Энеида» была издана впервые в 1798 г. В поэме ясно чувствуется окружавшая Котляревского украинская действительность, проглядывающая сквозь мифологические образы. В «Энеиде» Котляревский остроумно высмеивал крепостническое дворянство и чиновничество. В аду помещены десятские и сотские, писари, исправники, стряпчие, судьи, господа, бургомистры, шляхта, чернецы и попы. Господа оказались в аду за то, что «не давали людям льготы» и «ставили их за скотов». Главный герой Эней мечтает, как Немалый будет он панок, На панщину весь свет погонит.
«Энеида» проникнута сочувствием к угнетённому украинскому крестьянству, которое «готово зараз бунт шднять».
В 20-х годах Котляревский выступил в качестве драматурга, основоположника нового украинского театра. Его знаменитые пьесы «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чарвник» прочно вошли в репертуар украинского театра. Лучшие актёры считали за честь играть в этих пьесах. Пьесы Котляревского оказали большое влияние на дальнейшее развитие украинской драматургии.
П. Гулак-Артемовский (1790—1865 гг.) ввёл в украинскую литературу много новых форм (послание, сатира, басня, баллада). Наибольшей его заслугой было создание ряда романтических баллад (особенно «Твардовский») и ярких, социально острых басен («Пан та собака»), Квитка-Основьяненко много сделал для утверждения художественной прозы в украинской литературе. Вначале он писал на русском языке и только в 30-х годах начал создавать повести на родном, украинском языке. Его повести «Солдатский портрет», «Маруся» и «Перекати-поле» проникнуты мягким, гуманистически-сентиментальным отношением к украинскому крестьянству. Квитка нигде не поднимает прямо голоса против крепостничества, но заслугой его было самое изображение крестьянства, утверждение крестьянской тематики в литературе.
В 1833 г. Николай I дал согласие на открытие университета в Киеве. Вопреки планам Николая Киевский университет стал крупным культурным центром, в стенах которого зародились украинские и польские тайные политические кружки. Университет стал центром изучения украинской культуры, истории, этнографии и фольклора Украины.
Большое значение для украиноведения имела организация в Киеве Археографической комиссии для разбора древних актов. Публикуемые ею материалы имели первостепенное значение для изучения прошлого Украины. Профессор Максимович в Киеве много работал над собиранием фольклорного материала. В 1834 г. им были опубликованы «Украинские народные песни» и «Голоса украинских песен», а в 1849 г. — «Сборник украинских песен». Профессор Срезневский в Харькове издавал в 1833—1838 гг. «Живую старину», в которой печатал собранный им фольклорный материал. В 1834 г. Срезневский выступил с научными доказательствами самостоятельности украинского языка. «Украинский язык,— писал он, — язык поэтический, музыкальный, живописный». Профессор Московского университета О. Бодянский, по национальности украинец, напечатал в русских журналах много разнообразного фольклорного материала. В московских «Чтениях в обществе истории и древностей российских» им были опубликованы важнейшие источники по истории Украины. Этнограф А. Метлинский опубликовал новое собрание украинских песен под заглавием «Народные южнорусские песни». В области этнографии украинскою народа работал Н. И. Костомаров, опубликовавший работы «Об историческом значении русской народной поэзии» (1843 г.), «Славянская мифология» (1847 г.), «Историческое значение южнорусского песенного творчества» и др. В 1846 г. в Кирилло-Мефодиевском обществе по инициативе Шевченко был поднят вопрос об издании журналов на украинском языке, но прп правительстве Николая I об этом нельзя было и думать. Украинские произведения печатались тогда только в русских журналах — «Вестнике Европы», «Молве», «Маяке».
Великий поэт и революционер-демократ Т. Г. Шевченко (1814—1861 гг.), сын украинского народа, горячо любил родную Украину. Исключительно велико его значение в революционной борьбе как русского, так и украинского народов. Ученик Белинского, друг Чернышевского и Добролюбова, Т. Г. Шевченко играл выдающуюся роль не только в украинской, но и в общероссийской революционной борьбе. Дело освобождения Украины он связывал с делом освобождения всей России от гнёта крепостничества и самодержавия. Гениальный народный поэт Шевченко создал замечательные поэтические произведения, составляющие национальную гордость украинского народа, имевшие выдающееся значение в революционной агитации общероссийского демократического движения и явившиеся вкладом в сокровищницу передовой мировой культуры.
Т. Г. Шевченко был сыном крепостного крестьянина. Отец его умер на панщине, мать погибла от тяжёлого труда и горькой нужды; их малые дети, по выражению Шевченко, «расползлись между людьми, как мышенята». Голод, побои, бродяжничество и тяжёлая батрацкая доля были уделом сироты Шевченко. Попав в «казачки» к помещику Энгельгардту, он начал учиться рисовать (барин желал иметь крепостного мастера). Впоследствии Шевченко познакомился в Петербурге с художником Сошенко, который сердечно отнёсся к юноше и ввёл его в круг петербургских художников, во главе которого стоял знаменитый К. Брюллов, ставший затем учителем Шевченко. Русские передовые люди выкупили Шевченко на волю у барина, потребовавшего большого выкупа за талантливого художника. Брюллов написал портрет Жуковского, его разыграли в лотерею, и вырученная сумма была ценою воли 24-летнего Шевченко (его выкупили в 1838 г.).
Идеология Шевченко и его художественное творчество выросли на украинской и общерусской почве. Шевченко с детства наблюдал и хорошо знал на собственном опыте ужасы крепостной подневольной жизни украинского крестьянина. Он хорошо познакомился с царской столицей Петербургом, понял, что тот же самый царизм гнетёт жизнь русского и украинского крестьянина. Революционные взгляды Шевченко отражали заветные чаяния трудового закабалённого народа. В Петербурге, в кругу передовых русских людей, относившихся к нему с уважением и любовью, Шевченко жадно и много занимался самообразованием. Благотворное воздействие русской революционной идеологии помогло формированию его мировоззрения. Декабристы, Пушкин, Рылеев, Герцен оказали влияние на Шевченко, помогли ему многое передумать и сформировать свои демократические взгляды.
В своих поэтических произведениях, впервые появившихся в сборнике «Кобзарь» (название народного украинского певца), и в последующих произведениях (поэме «Гайдамаки» и др.) Шевченко так верно и глубоко отразил положение угнетённого украинского крестьянства, что его поэзия стала крупнейшей агитационной силой, поднимавшей народ на борьбу. Она смогла стать этой силой потому, что певец народного горя говорил с трудовыми людьми их языком — в произведениях Шевченко народу было понятно каждое слово. В поэме «Гайдамаки», опубликованной в 1841 г., Шевченко создал художественный образ «колиивщины» — крестьянской войны украинского народа против помещиков. Показывая народу, как умел он в прошлом бороться против угнетателей, Шевченко внушал ему веру в свои силы и звал его на борьбу с помещиками. В произведениях «Катерина» и «Наймичка» Шевченко глубоко раскрыл тяжёлое положение подневольной крепостной крестьянки. Царизм был врагом и угнетателем трудового народа. Шевченко ясно сознавал это и разоблачал своего врага в таких произведениях, как «Сон», «Кавказ», «Холодный Яр». Шевченко звал на борьбу с царизмом, выступал глашатаем крестьянской революции. Великий революционный демократ призывал к вооружённой борьбе с угнетателями народа. В своём знаменитом «Завещании» (Заповт), призывая народ к восстанию, Шевченко просил помянуть его добрым словом после победы народа — в будущей вольной жизни.
Говоря о традиционной украинской культуре, как о целостном и исторически обусловленном явлении, адепты «украинства» гиперболизируют явление. Наверное, есть смыл обращать внимание на местечковые особенности единого этноса, но творить из этого отдельную линию, явный перебор.