Литовская культура в это тяжёлое для литовского народа время сохранялась главным образом в деревне. Сельский люд Литвы хранил богатство народных песен, игр, сказок, древнего и полнозвучного литовского языка. В связи с начавшимся общероссийским процессом развития капиталистического производства и формирования буржуазных наций и в общественно-культурной жизни Литвы заметны были новые явления. Древний литовский язык и история литовского народа стали привлекать внимание интеллигенции. Творчество великого польского поэта Адама Мицкевича полно было образов и мотивов Литвы, народных польских, литовских и белорусских преданий и песен. Великий поэт считал Литву своей отчизной. Поэмы и баллады Мицкевича сделали широко известными героев трудной и славной борьбы литовского народа против немецко-рыцарской, папско-монашеской агрессии. Конечно, великий поэт, отдавая дань польско-шляхетской идеологии своего времени и класса, понимал Литву лишь как часть Польши.
Зачинатели литовской литературы вышли из среды крестьянства и близкого к его быту низшего сельского духовенства. В 1818 г. впервые была обнародована замво и с глубоким сочувствием. Поэма Донелайтиса содействовала пробуждению национального сознания в лечательная поэма основоположника литовской литературы Кристионаса Донелайтиса (1714—1780 гг.) «Времена года». Жизнь бурасов — крепостных крестьян западнолитовских земель была показана в этой поэме реалистически правдиитовском обществе. Несмотря на морализующе-церковную идеологию протестантизма, характерную для автора поэмы, бывшего пастора, его произведение содержало живые и сочные образы литовских крестьян, их быта и труда, картины природы Литвы. Богатство строго отобранных и чистых форм литовского языка сыграло важную роль в национально-культурном развитии литовского народа. За Донелайтисом вошёл в литовскую литературу талантливый поэт и крупнейший культурный деятель Дионизас Пошка (1757—1830 гг.). Его поэма «Жемайтийский и литовский мужик» ярко изобразила социально-приниженное положение литовских крестьян, освобождению которых сочувствовал Пошка. Лучшие песни поэта Антанаса Страздаса не только были лишены католических религиозных элементов, но, что гораздо важнее, проникнуты любовью к простому человеку, заботой о крестьянах, негодованием против панов.
Народные, крестьянские настроения, идеи и образы были характерны для зарождавшейся национальной литовской литературы.
Это характерно для культур народов в составе Российской империи: старые предания и быт простых людей как источник вдохновения. И творцами их культур были представители интеллигенции, вышедшие из низов и знавшие труд людей. Самый яркий пример — сын финского портного Лённрот, создатель «Калевалы».